Ренессанс «лоскутных» решений

56
Автоматизация. Рынок ERP-систем лихорадит: текущие проекты тормозятся, еще не начатые – откладываются. Кроме того, в моду снова входят узкоспециализированные решения, тесно взаимодействующие друг с другом.

 Типичная история последнего времени: интегратор занимался установкой ERP-системы в одной из торговых сетей. Работы регулярно оплачивались и были близки к завершению, когда заказчик внезапно решил пересмотреть техзадание из-за сокращения числа отдаленных магазинов. Соответ­ст­венно, внедрять систему там уже не требовалось. После переговоров стороны решили перенести сроки, включая оплату, на пять месяцев.
Позиции менеджмента многих компаний по автоматизации и так хаотично менялись, напоминая броуновское движение. С приходом кризиса ситуация ухудшилась: «Давайте просто бросим проект и вернемся к старой системе?», «А может, внедрить именно сейчас?», «ERP-система позволит сэкономить…» – диаметрально противоположные предложения не редкость для растерявшихся менеджеров компаний.
Когда можно останавливать внедрение ERP-системы? Без потери инвестиций – только до начала проекта, когда еще не выбран производитель, не закуплено оборудование и лицензии на прог­раммное обеспечение. Единственные потери – время. На этом этапе не поздно пересмотреть IT-стратегию. «Зачастую готовый комплексный программный продукт содержит избыточный функционал, необходимости в котором сейчас нет, – советует Дмитрий Прокофьев, директор отделения внедрения автоматизированных систем управления предприятием компании «Форс – Центр разработки». – Если в компании уже работают отдельные системы, то дешевле и быстрее бывает доработать их за счет «бесшовной» интеграции дополнительных модулей».

Перестраиваемся на лету. Но и после подписания контракта с интегратором не поздно изменить планы. На стадии консалтинга (описание и моделирование бизнес-процессов) не поздно пересмотреть перечень доработок и очередность внедрения модулей. «В любой ERP-системе есть базовый набор элементов – минимальная конфигурация, без которой система не может существовать. Все, что находится вне этой базовой конфигурации, может быть адаптировано, например, под требование о поэтапном внедрении», – объясняет исполнительный директор SAP СНГ Борис Вольпе. Отбирать несложно: сначала автоматизируются наиболее критичные направления. В кризис это контроль расходов (выбирается наименее прозрачная область в зависимости от направления деятельности компании), дебиторской задолженности. «Среди проектов, жизненно необходимых в кризис, оказываются системы, обеспечивающие жесткую финансовую дисциплину. Для их реализации бизнес будет вынужден искать финансирование», – подтверждает Дмитрий Прокофьев.
«Ланит» именно в кризис решил автоматизировать расчет НДС. «С 2008 года предприятиям разрешили платить НДС авансовым методом. Это выгодно, но документооборот вырос, что потребует дополнительных IT-решений», – поясняет президент холдинга Георгий Генс. Новые приоритеты влекут дополнительные расходы. Интересный пример – проект в компании «Зет». Система была готова к запуску, но кризис внес свои коррективы. Из-за неопределенности курсов валют понадобилась автоматизация многовалютного учета. Увеличились не только сроки проекта, но и стоимость работ.
Если процесс внедрения уже идет, то лучше продлить сроки. «Правильно изменить график проекта в целом. Например, пересмотреть порядок внедрения отдельных модулей, составив его таким образом, чтобы в первую очередь шло внедрение самого необходимого функционала, который легче, быстрее и дешевле всего реализовать и от которого сразу будет видна отдача», – советует Дмитрий Прокофьев. Среди заказчиков Columbus IT Russia есть компания, занимающаяся дистрибуцией изделий из стекла. «Ради сохранения проекта мы продлили для нее сроки реализации на шесть месяцев, – рассказывает генеральный директор интегратора Сергей Карпуничев. – В результате число наших специалистов на проекте снизилось, финансовая нагрузка сократилась.
Останавливать проект внедрения на стадии настройки системы и ее опытной эксплуатации вовсе смешно. «Заказчик потеряет средства, затраченные на закупку лицензий, закупку оборудования для уста­нов­ки системы, консалтинг», – комментирует директор по работе с клиентами компании «Эвола» Андрей Наполов. Потери от замораживания проекта – все сделанные ранее инвестиции. Вам кажется, что иного пути нет? Подумайте еще раз. «Сложно восстановить проектные ноу-хау, к моменту возобновления проекта могут смениться его участники: сотрудники заказчика, консультанты», – рассуждает Сергей Карпуничев. Потребуется повторная доработка системы. Затраты неизбежно увеличатся.

В темных тонах. «Рынок сохранит объем 2008 года либо незначительно вырастет», – считает Андрей Наполов. С ним не согласен Дмитрий Прокофьев. По мнению эксперта, в 2009 году темпы ро­ста рынка ERP-систем неизбежно снизятся. И только при наилучшем сценарии объемы этого сектора в 2008–2009 годах будут сопоставимы с объемами 2006–2007 годов. По оценке Бориса Вольпе, меняется характер спроса на бизнес-приложения. «Компании стали обращать внимание на системы управления рисками, финансами, ликвидностью, отношениями с клиентами, персоналом», – говорит он.
Рынок бизнес-приложений постепенно отходит от стандартизированного ПО в сторону узкоспециализированных систем. Объясняется эта тенденция совершенствованием возможностей интеграции. Поскольку каждый бизнес индивидуален, функ­ци­о­нал тяжелых дорогостоящих систем типа SAP ERP или Oracle E‑Business Suite зачастую невостребован. И «лоскутная» автоматизация, все элементы которой взаимодействуют между собой, дешевле и больше соответствует по­требностям клиента.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль