Кто в списке лишний

63
Господдержка. Принимавшийся в спешке «список Путина» обнародовали два месяца назад. Теперь в нем значится больше 300 компаний, но он до сих пор не заработал – погряз в организационных вопросах.

Процесс затормозился: компании подают в отраслевые министерства и рабочие группы анкеты-заявки. На их основании будут приниматься решения о предоставлении помощи и ее характере. Сколько теперь на это понадобится времени – неизвестно. Но чиновники не сидят сложа руки: почти готов второй список, в котором значится уже 2 тыс. градообразующих предприятий регионального уровня. Антикризисная комиссия еще не решила, когда обнародовать этот перечень. Похоже, дело затянется на месяцы.
Вызывает сомнения целесообразность появления «Спи­ска» как такового. «Меры господдержки, выработанные в период застывшего денежного рынка, могут оказаться нево­ст­ре­бо­ван­ны­ми, когда система вновь заработает на рыночных отношениях, – считает главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. – Полагаю, денежное обращение восстановится через несколько месяцев. И это случится быстрее, чем власть запустит механизм искусственного поддер­жания экономики».

Внутреннее дело. Пока наиболее значимая функ­ция «Списка» – индикация приоритетных компаний для государства и в какой-то степени для банковской системы. Недаром, указывает аналитик «Юникредит Секьюритиз» Марат Габитов, акции публичных фигурантов никак не отреагировали на появление «Спи­ска»: это внутреннее дело госчиновников и избранных, а не сигнал рынку.
Гендиректор «Автоваза» Борис Алешин сообщил «Ф.», что предприятию требуются от государства длинные и дешевые кредиты, причем в наикратчайшие сроки, – иначе машиностроение не сможет развиваться. Заместитель гендиректора по экономике и финансам «РАО ЭС Востока» Олег Евсеенков, напротив, хотел бы для компании гарантий и поручительств по уже привлеченным кредитам, чтобы рефинансировать их на приемлемых условиях. Гендиректор «Камаза» Сергей Когогин (его предприятие сейчас работает в режиме стоп-старт) не рассчитывает на прямое финансирование, хотя от госгарантий не откажется. Но для компании важнее обеспечить сбыт: «Еще 19 ноября мы направили в правительство предложение об увеличении закупок техники для госнужд: от перевозки пассажиров до дорожного строительства – необходимо простимулировать обновление парка».
В агропромышленном «Разгуляй» еще не поняли, зачем попали в «Список». «Будет ли оказана помощь, или речь идет об обычном мониторинге деятельно­сти, – рассуждает гендиректор компании Александр Солдатов. – Каких-то конкретных мер поддержки для нашего предприятия пока не видим. Для нас было бы достаточно увеличения интервенций зерна, а для усиления экспорта – выплаты разумных субсидий экспортерам, чтобы излишки зерна уводились из страны и не давили на рынок».
Неопределенность вокруг «Списка» не мешает от­дель­ным участникам рынка стремиться в него. Тем более такая возможность есть: исходный перечень уже пополнился новичками, и, как сообщили «Ф.» в секретариате Игоря Шувалова, теперь под крылом государства находится более 300 субъектов экономики. Подать заявку намерен «Сибур – русские шины». Для чего? «Ты находишься в «Списке» потому, что являешься крупной компанией. А банки любят кредитовать тех, чей бизнес стабильнее, – рассуждает за­ме­сти­тель гендиректора по стратегическому развитию Игорь Караваев. – Появится возможность напрямую просить у государства помощь, правда, пока непонятно, какую. Думаю, увеличится вероятность получения прямой поддержки в виде субсидирования процентных ставок, частичного финансирования и госгарантий по кредитам».

Войти и не выйти. «Некоторые компании не рады попаданию в список, – говорит Марат Габитов. – Право получить помощь предусматривает некие обязанности, которые не всем нравятся». Вполне реальна опасность потери части собственности. По этой причине «Мечел» в конце декабря отказался от кредита ВЭБа в $1,5 млрд, заняв дороже в Газпром­банке, но без риска потерять контроль над добывающими «дочками».
«Попадать в списки, с одной стороны, хорошо, а с другой – плохо, – говорит Евгений Гавриленков. – Что происходит в США, где автоконцерны получили господдержку? Теперь власти, вполне есте­ст­вен­но, начинают накладывать разные ограничения: на размеры зарплат, компенсаций и прочее. Когда государ­ст­во дает деньги, в том числе за счет налогоплательщиков, оно совершенно резонно начинает вмешиваться в процесс ведения бизнеса». Отрицательный момент: оправдались опасения о поощрении неэффективной работы менеджмента. «В долгосрочном плане подобная помощь всегда негативно влияет на компанию: она расслабляется, – уверен аналитик «Велес Капитала» Станислав Фоменко. – В начале года «Автовазу» помогли с таможенными пошлинами на иномарки. И что сделал тольяттинский завод? Поднял цены и фактически стал «проедать» предоставленную фору».
Другой пример – ФГУП «Уралвагонзавод» – важное оборонное предприятие, также производящее грузовые железнодорожные вагоны. В связи с убытками на производстве подвижного состава ФГУП остановило вагоносборочное производство до 24 февраля. На заводе скопилось 1,3 тыс. вагонов. «Но предприятие даже не пытается вести переговоры с покупателями, включая основных – РЖД и Первую грузовую компанию, о снижении продажной цены. Хотя объективно предпосылки для ее изменения есть: стоимость металла и проката за время кризиса упала на 30–50%», – говорит Евгений Шаго.

Темные лошадки. «Ф.» отдельно выделил холдинги «Вольфрам» и «Светлана», молкомбинат «Авида» и совершенно загадочную «Минерал групп». Эти предприятия либо не стремятся к публичности, занимаясь специфическим бизнесом, либо настолько малы, что не попадают в поле зрения даже профильных специали­стов. Такие «темные лошадки» с натяжкой соответ­ствуют критериям федерального «Спи­ска», но могли бы неплохо вписаться в реестр региональных предприятий. Пресловутый лоббистский ресурс сработал на уровне городских и областных администраций: субъекты по максимуму воспользовались шансом получить дополнительную поддержку из центра для своих налогоплательщиков. Профильные мини­стерства также продавили интересы. В антикризисной комиссии пояснили кратко: «Кто захотел, тот попал».

 

 

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль