Учить проще купить

65
Образование. В тяжелые времена все больше компаний нуждаются в грамотных сотрудниках. И все меньше желают тратиться на их обучение. Что взамен? Наставничество и скидки на MBA.

Немного статистики. Примерно 50% компаний полностью сократили бюджет на обучение. Еще 40% его скорректировали – уменьшили или изменили структуру заказов (данные Учебного центра МФЦ). Масштабные зачистки в области знаний провели предприятия машиностроения и металлургии, в удовольствии учиться себе отказали девелоперы и финансисты (до 70%). В меньшей степени образовательные репрессии коснулись сотрудников торговых и IT-компаний. И почти не дошли до го­су­дар­ст­вен­ных монстров вроде Сбербанка или «Газпрома».

Своими силами. «И в лучшие времена мы учили сотрудников лишь самому необходимому. Например, тому, что требует от нас законодательство: готовили к аттестации ФСФР или сертификации по МСФО. Также стремились прививать редкие среди соискателей навыки: умение вести деловую переписку на иностранных языках у секретарей или английский у водителей, – рассказывает заместитель гендиректора «Метрополя» Наталья Анненская. – Теперь ситуация на рынке труда улучшилась: высвободилось большое количество специалистов. Легче купить человека с нужной опцией, нежели натренировать его».
Однако изобилует готовыми кадрами только финансовая сфера. В реальном секторе квалифицированные руки по-прежнему в дефиците. «Мы не можем обойтись без сертификатов по бе­зо­пас­но­сти полетов, без обеспечения сотрудников специальными знаниями по погрузке, разгрузке воздушных судов, – говорит руководитель проекта построения корпоративного университета «Волга-Днепр» Светлана Моторина. – Но обучение, необходимое для реализации карьерных планов служащих, можно реализовать в структуре корпоративного университета».
О создании собственных школ задумывается все больше компаний: теперь это не вопрос престижа, а экономическая необходимость. Штатный преподаватель обходится дешевле покупного. Цена мо­сков­ско­го 16-часового двухдневного тренинга для группы из 15–20 человек варьируется в широком диапазоне 60–180 тыс. рублей. Такой же курс, но выписанный из Санкт-Петербурга, будет стоить в среднем 80 тыс. рублей. Кроме того, настроения и цены в учебных заведениях могут меняться, а собственный преподаватель будет послушно идти в заданном направлении.
Другие планируют инвестировать в пе­да­го­ги­че­ские таланты своих сотрудников. «Обращаемся к внутренним ресурсам: опытные руководители и успешные консультанты берут на себя роль тренеров и наставников. Такие сотрудники пройдут обучение на тренеров и составят программы обучения с учетом насущных потребностей компании», – рассказывает руководитель отдела персонала Knight Frank Елена Королева. Компания Cadbury, не отказываясь от покупки профессиональных курсов, будет оптимизировать расходы с помощью сильного отдела внутреннего обучения. По мнению менеджмента, тот обладает множеством наработок и богатым опытом проведения тренингов для сотрудников. 

На другой стороне. Как повлияет падение спроса на деятельность образовательных учреждений? По наблюдениям Александра Чеканского, декана факультета стратегического управления ИБДА АНХ, ниже всего в глазах работодателей упали долгосрочные программы: если уж и вкладывать деньги в персонал, то результат хочется увидеть сразу. В первую очередь в учебе отказывают сотрудникам, рассчитывающим за счет компании получить такой дорогостоящий продукт, как МВА. Правда, и до кризисных времен таких везунчиков в бизнес-школах было не более 10% от общего числа студентов, остальные учились за свой счет. А вот корпоративные программы, рассчитанные на массовое обучение персонала, могли давать учебному заведению до 50% выручки – в зависимости от размера и специализации на рынке.
Общее веяние – пролонгация контрактов на долгосрочное сотрудничество. От заключения новых компании, как правило, воздерживаются. Так, «Метрополь» не отказался от обучения 60 студентов из Бурятии на экономическом факультете Санкт-Петербургского горного института. А Microsoft продолжает повышать профессиональный уровень своих сотрудников в ИБДА.
В доходе ИМИСП корпоративные программы традиционно приносили около трети выручки. Из них 80% приходится как раз на контракты с крупными российскими корпорациями. «В этом сегменте проблем нет, так как договоры заключены на несколько лет, – говорит директор по развитию и внеш­ним связям ИМИСП Дмитрий Павлов. – Но 20% доходов приносят короткие программы сто­и­мо­стью 5–20 тыс. евро. Здесь наблюдаем падение спроса. Все просто: такие курсы заказываются по мере диагностики компанией определенной проблемы. По сути, это не инвестиции в развитие персонала, а текущие операционные затраты. Их-то бизнес, пытающийся выжить в коротком периоде, и режет. Большинство структур, с которыми осенью были достигнуты соглашения, перешли в режим ожидания. В январе нам удалось продать всего одну программу такого типа».

«Кризис» в названии. Бизнес-образование приняло ряд оперативных мер. Первыми попытками бороться с кризисом стало учреждение «одноименных» программ – на рынке появилось мно­же­ст­во курсов со словом «кризис» в названии. Но практика показала: особым успехом у потребителей они не пользуются. «В конце ноября мы выпустили программу «Управление компанией в условиях кризиса». Но спрос оказался значительно ниже ожидаемого, – рассказывает первый проректор по стратегическому развитию и маркетингу ММВШБ «Мирбис» Елена Бешкинская. – Наши постоянные клиенты-компании корректируют ранее оговоренные программы. Конечно, их интересуют проблемные, но все-таки классические курсы, существующие у нас достаточно давно. Например, управление проектами и персоналом в период быстрых изменений в компании, оптимизация всех сфер деятельности предприятия». Если новые названия не возбудили интереса слушателей, то, возможно, их привлекут новые цены. Так, «Мирбис» предоставляет отсрочки платежей и дает до 15% скидки на корпоративные программы. Скидку в 20%, приуроченную к 20-летию школы, можно получить в ИБДА. Дисконты налагаются на прошлогодние цены: впервые за многие годы учебные заведения не повысили расценки. Обычно годовой рост составлял не менее 20%.
Финансовая гибкость и диверсификация портфеля услуг позволит учебным центрам выстоять. «Появилась возможность более гибкого ценообразования. Ведь основную долю в стоимости курса составляет заработная плата тренера. Сейчас преподавательская нагрузка снизилась, появилась возможность более качественно готовиться к занятиям и уменьшить стоимость своих услуг. Считающий деньги потребитель должен оценить этот шаг, – комментирует заместитель гендиректора Учебного центра МФЦ Ирина Павлей. – В конце 2008 года мы обнаружили, что часть рынка учебных услуг сместилась в область консультирования. Нас выручило наличие в нашей структуре не только учебного центра, но и кадрового агентства, а также консалтингового подразделения. Мы перераспределили задачи внутри коллектива и разработали новые продукты в линейке консалтинговых услуг».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 35%
  • Подумываю об этом 27.5%
  • Нет, пока никаких перемен 28.33%
  • Это секрет! 9.17%
результаты

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль