Лизинг жив на 30%

84
Невзирая на резкий спад активности на рынке лизинга, привлечение финансирования на приемлемых условиях сейчас вполне возможно. Просто нужен более творческий подход.

70% средств лизинговые компании получают от банков, и сжатие кредитования ударило по ним в первую очередь. Лизинг – способ долгосрочных инвестиций, а клиентами выступают в основном малые и средние предприятия. И то, и другое сейчас меньше всего приветствуется банками.
Положение дел таково, что около 70% лизинговых компаний остановили финансирование новых сделок. В числе таких компаний – крупнейшие игроки рынка. 25% компаний продолжают финансировать новых клиентов, существенно ужесточив условия и сузив продуктовое предложение. К числу таких компаний можно отнести, например, «Европлан», «Каркаде», «Авангард Лизинг». Не более 5% компаний продолжают работать приблизительно на тех же условиях, что и до кризиса. К ним относятся структуры, так или иначе имеющие доступ к государственному финансированию («ВТБ Лизинг», «Росагролизинг» и др.), а также некоторые игроки, специализированные в наиболее конкурентном сегменте лизинга нового автотранспорта («ФБ Лизинг») или компании при производителях («МАН Финанс», «Скания Лизинг»).
Ситуация продолжает ухудшаться: каждую неделю мы получаем информацию о закрытии очередной лизинговой программы или дальнейшем ужесточении условий сделок и о сокращении продуктовых предложений.
Ужесточение условий прошло сразу по всем основным параметрам сделки. Во-первых, гораздо более жесткие требования теперь предъявляются к финансовой надежности клиента. Если до кризиса популярны были продукты, предполагающие предоставление лизинга вообще без оценки финансового состояния клиента (правда, при высоком авансе и высоких ставках), то сейчас такой подход остался в прошлом. Предприятию с плохим финансовым состоянием крайне сложно получить сейчас лизинг, даже если оно хочет профинансировать приобретение наиболее ликвидных активов – новых автомобилей. Даже при готовности оплатить достаточно высокий аванс (30–40%).
Пока желанными активами для лизинговых компаний остаются новые легковые и грузовые автомобили, автобусы, некоторые виды ликвидной спецтехники. С подержанными автомобилями и остальной спецтехникой дело обстоит уже гораздо сложнее. До кризиса можно было профинансировать автотранспорт и технику в возрасте до пяти лет, сейчас это редкость. В лучшем случае лизингодатели готовы финансировать технику в возрасте до трех лет. Гораздо менее охотно лизинговые компании сейчас финансируют железнодорожный подвижной состав, цена на который упала на 20–40% с начала кризиса в зависимости от конкретного типа вагона.
Почти никто не желает работать с любым производственным и прочим оборудованием. Исключение может быть сделано только по причине высокой кредитоспособности клиента или в случае гарантий зарубежных экспортных агентств. Процентные ставки выросли очень по-разному. В случае легковых автомобилей у ведущих компаний (в основном с ино­странным капиталом) увеличение могло составить лишь 3–4 процентных пункта. В программах, изначально связанных с высоким риском, ставки выросли до фантастических уровней 60–70% годовых. Приемлемой процентной ставкой на рынке лизинга сейчас можно считать 25% годовых, что эквивалентно приблизительно 12% «удорожания» предмета лизинга в год. Наконец, еще одно ограничение касается региональной принадлежности клиентов. Многие игроки сворачивают региональную сеть и сокращают финансирование местных клиентов. Происходит возврат к ситуации 2004–2005 годов, когда офисы лизинговых компаний в основном были сконцентрированы в крупнейших городах – Москве, Петербурге, Екатеринбурге.
Как все-таки получить финансирование, не обладая всеми признаками идеального заемщика? Более творчески подходить к подготовке сделки. Тут и поручительства более надежных юрлиц или региональных фондов поддержки малого бизнеса, гарантии обратного выкупа со стороны поставщика, коммерческий кредит поставщика, перекредитование, применение оперативного лизинга вместо финансового, более гибкий подход к выбору марки техники – в зависимости от того, под какую предлагается финансирование.  

Автор – исполнительный директор лизингового брокера «Дискавери Лизинг»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль