Стоп, машина!

48
В наступившем году российский авторынок, по различным оценкам, сократится на 19–40%. Кто из автопроизводителей больше других пострадает от продолжающегося финансового кризиса?

Если смотреть на голые цифры, характеризующие развитие российского авторынка в минувшем году, то на ум поневоле приходит выражение «пир во время чумы». Еще бы: в 2008 году автомобильный рынок стал одним из немногих в стране, который не только не показал отрицательную динамику, но и продемонстрировал более чем внушительные темпы развития. Судите сами: согласно данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2008 году в России было продано 2,08 млн иномарок, что на 26% больше, чем годом ранее. При этом лидером года по продажам стала марка Chevrolet (235,5 тыс., рост 24%), второе место занял Hyundai (192,7 тыс., 30%), третье – Toyota (190 тыс., 31%). А если учитывать, что, по данным ИФК «Метрополь», в России в 2008 году было продано около 700 тыс. отечественных авто, то с учетом иномарок российский авторынок прочно занял второе место по объему в Европе, уступив только традиционному лидеру – Германии – с ее 3 млн машин. «Если рассматривать ситуацию в целом, то мы очень довольны итогами года», – оптимистично резюмирует гендиректор «Фольксваген груп рус» Мартин Ян. Тем более, что, по данным аналитического агентст­ва «Автостат», средняя стоимость одного автомобиля, реализованного на российском рынке в прошлом году, составила $22 тыс., что на 14% больше показателя 2007 года.

Насколько упадут продажи?
Однако на перспективы наступившего года игроки смотрят уже не так оптимистично. По прогнозу АЕБ, в 2009 году продажи машин в России могут откатиться на уровень 2006-2007 годов: аналитики Ассоциации называют цифру в 2,4 млн новых машин, что на 19% меньше, чем в 2008-м. «Это усредненный показатель – его мы получили на основе прогнозов продаж всех моделей производителей, входящих в нашу Ассоциацию», – объясняет методику подсчета Мартин Ян. Однако большинство аналитиков полагает, что цифра падения будет намного существеннее. «Не удивлюсь, если продажи упадут до 1,8–1,5 млн машин», – говорит директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Падение авторынка в 30–40% предрекает и аналитик БКС Севастьян Козицын: «Это произойдет из-за обвала рынка кредитования, массовых увольнений и сокращения зарплат». А по мнению замначальника аналитического департамента «Арбат Капитала» Алексея Павлова, свою роль в падении рынка сыграет и стремительная девальвация рубля. «Она, как и повышение таможенных пошлин, приведет к существенному росту цен на импортные автомобили в рублевом выражении, – рисует черное будущее автодилерам Алексей Павлов. – А если к этому добавить сворачивание банками программ по авто­кредитованию, то продажи иномарок могут и во­все снизиться в два раза».

«Автоваз» в предвкушении. Какие же автопроизводители будут чувствовать себя хуже других на фоне общего кризиса продаж в 2009 году? «Сильнее всего просядет средний сегмент, то есть машины, стоимость которых начинается от $20 тыс., – полагает Сергей Целиков. – Поэтому таким маркам, как, например, Mitsubishi и Peugeot/Citroen, я бы сегодня не позавидовал». А вот дорогие модели и премиум-класс, по мнению эксперта, в наступившем году сохранят свои рубежи, хотя и роста в этих секторах ждать не стоит. «Что же касается дешевых бюджетных иномарок ценой $12–14 тыс., то спрос на них наверняка увеличится, – предрекает Севастьян Козицын. – Поэтому такие марки, как Renault, наверняка существенно улучшат свои позиции на рынке».
Но больше всего от нынешнего кризиса, похоже, выиграет «Автоваз». Опрошенные «Ф.» эксперты в один голос отмечают, что волжский автозавод сегодня находится в более выгодных условиях, чем его конкуренты, учитывая дешевеющий рубль и анонсированную государством программу поддерж­ки покупателей недорогих автомобилей отечест­венной сборки. «Продажи «Автоваза» в текущем году наверняка останутся на уровне 2008‑го, но из-за девальвации рубля и увеличения цены ввозимых из-за границы иномарок его доля на россий­ском рынке может увеличиться с 23% до 30–35%», – полагает Сергей Целиков.

 

Топ-10 лидеров российских автопродаж в 2008 году

Место

Брэнд

Продано, шт.

Рост за год, %

1

Сhevrolet

235466

24

2

Hyundai

192719

30

3

Toyota

189966

31

4

Ford

186828

6

5

Nissan

146547

26

6

Mitsubishi

111567

11

7

Renault

108070

7

8

Opel

98800

49

9

Daewoo

95510

5

10

Honda

89152

131

Источник: АЕБ

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль