Николай Зезюлинский: «Делайте то, что у вас лучше всего получается, – в этом секрет успеха на долгие годы…»

64
Компания «ФОРС – Центр разработки» – одна из ведущих на российском рынке программного обеспечения. О становлении и развитии компании, специализирующейся на оказании ИТ-услуг, рассказывает директор по развитию бизнеса Николай Зезюлинский.

– Николай, в какой момент появилась компания ФОРС?
– Это произошло в знаменательный день – понедельник, 19 августа 1991 года. В первый день ГКЧП, когда вся страна прильнула к экранам телевизоров, была зарегистрирована компания, которой предстояла долгая и насыщенная жизнь.
Основателем и бессменным руководителем ФОРС является Алексей Олегович Голосов. К моменту регистрации компании он уже с десяток лет  занимался проектированием информационных систем  и разработкой реляционных баз данных во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований (ВНИИСИ) АН СССР. Чтобы и дальше независимо заниматься любимым делом, был создан ФОРС. Большинство предприятий, работающих на рынке программного обеспечения, образовались похожим образом. Мне кажется, в нашем секторе не очень много структур, которые были созданы чисто по коммерческому принципу.

– Должно было существовать некое научное ядро?
– Да. Во-первых, для того чтобы работать на этом рынке, необходимо иметь высокую квалификацию в соответствующей области. А во-вторых, если в качестве первоначальной цели стоит максимизация прибыли в отдаче на первоначальный капитал, то создание компании в об­ла­сти информационных технологий, наверное, далеко не самая лучшая идея. В 1991 году можно было зарабатывать гораздо больше, начав работать в принципиально иных областях. Поэтому информационными технологиями занялись ученые-энтузиасты с некой коммерческой жилкой.

– В чем была первоначальная идея и насколько она изменилась со временем?
– ФОРС был задуман как предприятие, специализирующееся на разработке прикладных решений, в основе которых лежит система управления базами данных Oracle. Мы с самого начала поставили перед собой задачу предоставления как можно более широкого спектра услуг, связанных с внедрением, развитием и поддержкой информационных систем. В те времена, когда большинство ИТ-компаний занималось дистрибуцией, мы сконцентрировали свои усилия на том, чтобы обеспечить предоставление заказчику качественных услуг.
И эта основная идея не менялась с момента основания, хотя прошло уже более 17 лет. Более того, мы изначально ориентировались на определенного поставщика базового программного обеспечения – корпорацию Oracle. Мы сделали свою ставку, и этот выбор оказался верным. Направления нашей  деятельности во многом совпадают с линиями бизнеса корпорации Oracle. Так же, как они, мы занимаемся продажей лицензий на СУБД Oracle, разработкой прикладных решений, обучением и технической поддержкой. Доля технологически сложных заказных разработок у нас весьма велика, поскольку перед заказчиками часто встают нетривиальные задачи, решить которые при помощи стандартного «коробочного» ПО невозможно. Требуется индивидуальный подход, знание отраслевой специфики бизнес-процессов и талантливые программисты. Высокий уровень квалификации наших специалистов официально подтверждается тем, что ФОРС имеет статус Центра компетенции по четырем технологическим направлениям Oracle. У нас также имеется сертифицированный центр технической поддержки, работает авторизованный Учебно-консультационный Центр ФОРС, где любой человек может пройти обучение по продуктам и технологиям Oracle, сдать экзамены для получения статуса сертифицированного специалиста. Кроме того, мы уделяем огромное внимание обучению партнеров – на базе ФОРС в этом году начала действовать Партнерская академия Oracle. Наша собст­вен­ная Партнерская сеть, как сертифицированного дистрибутора Oracle, охватывает Россию, Азербайджан, Армению, Грузию и Монголию.

– Как развивалась компания в весьма непростых 1990-х и начале 2000-х?
– ФОРС всегда стабильно и уверенно рос. В деятельности компании не было резких скачков – взлетов или падений. Изменения происходили мягко и эволюционно. Работая до прихода в ФОРС в московском представительстве Oracle, я несколько лет наблюдал компанию со стороны. В 1994 го­ду  я познакомился с Алексеем Голосовым и рядом ключевых сотрудников, которые до сих пор трудятся в компании.

– За это время они должны были стать гуру рынка. Ведь они фактически создавали его своими руками.
– Так и есть. У нас работает немало людей, довольно известных на ИТ-рынке. Например, Дмитрий Безруков, который в «ораклоидном» мире заработал репутацию настоящего гуру, или руководитель группы технической поддержки Олег Бессонов, или Владимир Вербицкий – директор отделения специальных проектов, работающий в компании уже много лет. Это выходцы из академической среды, атмосферу которой очень трудно сохранить внутри бизнеса. Алексею Голосову это удалось.

– Что является вашей главной компетенцией?
– Это разработка, внедрение и ин­те­гра­ция  решений на основе программных продуктов Oracle. Сюда относятся и ERP‑системы, и системы бизнес-анализа, и линейка продуктов по обеспечению информационной безопасности, и многое другое. Продуктовый портфель Oracle ра­стет постоянно, и, расширяя свои компетенции, мы получаем возможность предложить заказчику наилучшее решение – то, которое ему действительно нужно.
В то же время мы активно сотрудничаем и с другими вендорами – к примеру, в области автоматизации деятельности страховых компаний это болгарская  компания Fadata, в области моделирования и анализа бизнес-процессов – Casewise.
Кроме того, в компании идет значительное количество проектов в области управленческого консалтинга,  где информационные технологии как таковые не применяются. Примером могут служить проекты по созданию административных регламентов в государственных учреждениях. Только вначале описав и проанализировав, как строится деятельность данного учреждения, какие документы и нормативно-правовые акты ее регулируют, можно приступать к автоматизации тех или иных процессов и созданию информационной системы.

– Почему вы начали заниматься консалтингом в области административных регламентов?
– Была принята государственная программа осуществления административной реформы, в рамках которой и была поставлена данная задача. Мы владели инструментальными средствами, которые позволяют описывать такие процессы. Продолжением этой работы станет создание профильных информационных си­стем. Для нас это новая точка роста.


– Могут ли информационные технологии способствовать выживанию компаний в условиях кризиса?
– Все, что касается информационных технологий, стало неотъемлемой частью со­вре­мен­но­го бизнеса. Любой офис заставлен компьютерами, принтерами, развернуты множественные информационные системы, имеется выход в интернет. Поэтому представить себе существование какого-либо предприятия без ИТ сложно. Вопрос сейчас сводится к тому, как быть именно в этой непростой экономической ситуации, инвестировать ли что-то еще в информационные технологии или можно жить с тем, что есть. Это абсолютно индивидуально. Не существует универсального рецепта для всех заказчиков. А вот посоветовать можно: делайте то, что жизненно необходимо для вашей компании. Внутри ФОРС, к примеру, мы тоже используем информационные технологии и продолжаем наш внутренний проект по совершенствованию си­стем взаимодействия с заказчиками, и в особенности с партнерами. Для компании это крайне важно – в последнее время мы предприняли значительные шаги по увеличению географии нашей дистрибуции, поэтому  потребуется более мощная система, позволяющая поддерживать эту деятельность.
Что касается ситуации на рынке, то в ближайшей перспективе будут востребованы те решения, которые позволят заказчикам максимально использовать уже имеющиеся у них ресурсы. Сейчас прак­ти­че­ски у всех есть системы автоматизации, это может быть 1С, или купленные ранее лицензии Oracle, на базе которых сделаны собственные разработки, или же это решения других разработчиков, автоматизировавших отдельные сферы де­я­тель­но­сти компании, – не важно. В любом случае перед ИТ-директором стоит задача заставить это все работать как можно лучше и потратить денег как можно меньше. Интеграционные технологии, которыми мы занимаемся, могут в этом очень помочь. Ведь концепция сервис-ориентированной архитектуры позволяет так организовать  информационное пространство, что, по сути, ни от чего хорошего отказываться не надо. Это позволит лучше использовать те ИТ-ресурсы, которые накоплены у компании.

– В отличие от других системных интеграторов, ФОРС имеет ярко выраженную нишевую специализацию. В чем ее особенность?
– Компания полностью ориентирована на предоставление крупным и средним заказчикам ИТ-услуг на базе решений корпорации Oracle, что позволяет организовать эффективное  управление деятельностью компаний в самых разных сферах экономики. В этом и заключается наша специализация. Добавлю, что мы не работаем с продуктами, конкурирующими с Oracle. Мы также не занимаемся инфраструктурными проектами и поставкой оборудования.
В особенности следует подчеркнуть наше умение разрабатывать сложнейшие с технологической точки зрения вещи. К нам очень часто обращаются организации, где требуется создание уникальных решений. Поэтому примерно половина нашего бизнеса – это работа с государственными заказчиками: Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, Управлением информатизации Москвы и т. д. В таких проектах система должна обладать уникальным набором функциональных возможностей, для чего требуются абсолютно нестандартные решения.
Очень важным для нас является географическое расширение бизнеса. Мы хотим остаться моновендорной компанией с тем же спектром услуг, но развиваться еще и за пределами России. Мы нашли возможность экспорта нашего опыта и знаний на новые территории. В последние годы это стало стратегией развития ФОРС.

– Что 2008 год дал компании?
– Это был еще один успешный год. Кризис кризисом, но проектный бизнес достаточно инерционен. Мы имеем дело с проектами, которые длятся не менее полугода. Поэтому мы только-только начинаем чувст­во­вать, что вокруг нас как-то изменяется бизнес-среда. Можно с уверенностью говорить, что мы прошли абсолютно успешный год роста. Такого роста, как мы и планировали.

– У вас есть секрет успеха?
– Пусть эта мысль и не нова, но моим секретом успеха всегда было то, что я стараюсь хорошо делать ту работу, которая у меня уже есть. Если же говорить о компаниях, то, на мой взгляд, было бы правильнее сосредоточить усилия на том, что лучше всего получается. И не начинать чего-то нового – особенно сегодня.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль