Квас вместо сока

52
Пищепром. Среди «спросоустойчивых» компаний потребительского сектора выделяются свои «хромые утки». Так, производители соков могут сущест­венно пострадать от снижения доходов населения.

Аналитики позитивно оценивают перспективы компаний пищевой промышленности, несмотря на кризис: есть и пить люди хотят вне зависимости от неурядиц в экономике. Тем не менее, некоторые виды товаров могут оказаться менее востребованными. Например, соки – явно не продукт первой необходимости.

На одной линии. Особенно сильно кризис ударит по по­треблению премиальных марок. Ясно, что падения уровня жизни в 2009 году избежать не удастся. «Пока мы не наблюдаем резкого переключения потребителей на дешевые соки», – уклончиво отвечает заместитель гендиректора по экономике и финансам компании «Нидан» Михаил Подлазов. Значит ли это, что премиум-продажи не снижаются? Вовсе необязательно. Люди, привыкшие пить качественный сок, скорее станут реже его приобретать, чем покупать в прежних количествах более дешевые марки.
Тем не менее, «Нидан» рапортует об усилении позиций экономичных брэндов в портфеле и фокусировке на продажах и продвижении соков «Моя семья». А вот представитель «Лебедянского» Александр Костиков заявляет: ассортиментная политика компании пока не меняется – и без того две трети продаж приходится на низкоценовой сегмент. «К счастью, мощности позволяют чередовать производство различных продуктов», – отмечает аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская. Но увеличение в продажах доли недорогой продукции приведет к серьезному ухудшению показателей рентабельности.

Болевые точки. Риски потерь для соковых компаний кроются не только в характере продукции. Во-первых, товаропроизводители в принципе находятся в менее выгодном положении, чем те же розничные сети. С одной стороны, они не получают прямых кредитов от госбанков. С другой, вынуждены сами предоставлять отсрочку платежа торговым сетям, и при этом как-то обеспечивать финансирование оборотного капитала. Мало того, финансово устойчивые и платежеспособные розничные компании просят благоприятные условия расчетов и существенные скидки от поставщиков. Отказать им нельзя, соответственно, возрастают риски ухудшения дебиторской задолженности.
Во-вторых, производители соков наиболее уязвимы к девальвации рубля. Снижение курса будет давить как на выручку, так и на затраты – значительную часть сырья компании закупают по долларовым ценам. Так, по оценкам аналитиков Альфа-банка, у «Вимм-Билль-Данна» примерно треть себестоимости приходится на товары, номинированные в американской валюте, и эту зависимость трудно хеджировать. Эксперты прогнозируют, что компании будут стремиться компенсировать рост затрат на сырье повышением цен на продукцию. «Но если они попытаются переложить рост себестоимости продукции на потребителя, – рассуждает аналитик Банка Москвы Сабина Мухамеджанова, – очевидно, спрос резко упадет». Сохранить уровень продаж можно, но расплатой за них будет низкая рентабельность.


Дилемма. Что же выберут производители: стабильные продажи или маржу? Александр Костиков заявил: будем искать «золотую середину». По мнению Татьяны Бобров­ской, часть повышения цен на сырье переложить на покупателей придется: реальный сектор зажат со всех сторон. В докризисные времена активно использовались долговые инструменты финансирования. И 2009-й–2010-й годы – период основных погашений кредитов. Кроме того, торговые сети и оптовики зачастую задерживают поток «живых денег». «Сохранить определенный уровень рентабельности необходимо для выживания, чтобы генерировать средства для обслуживания долга и пополнения рабочего капитала», – полагает Татьяна Бобровская. Но ценовая агрессия может привести к потере лояльности и без того запуганных покупателей. А ведь зарабатывать ее в условиях жесткой конкурентной борьбы до сих пор было непросто. «Не зря говорят, кризис – хорошее время для наращивания доли рынка, – отмечает Сабина Мухамеджанова. – Можно усилиться на ошибках конкурентов. Компании будут очень аккуратно подходить к повышению цен».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль