Страховщики готовятся к кредитным погромам

66
Убытки. Службы безопасности страховых компаний напряглись в ожидании всплеска мошенничества: кредитные машины будут «угонять», поджигать, топить и закапывать.

Сейчас начнется, – жалуется сотрудник службы безопасности одной из страховых компаний. – Кто-то ведь искренне думает, что спалить машину, получить возмещение и расплатиться с банком – достойный путь в обход долговой ямы. Ладно, по крайней мере, без дела не останусь, если, конечно, работодатель не разорится».

Сам себе пироман. «То, что финансовые трудности могут привести к росту числа мошенничеств вообще и страховых в частности, очень вероятно. Наиболее уязвимыми окажутся автострахование и другие виды, связанные с кредитованием», – подтверждает опасения руководитель департамента экономической и информационной защиты бизнеса «Рос­гос­стра­ха» Александр Мозалев. А ведь, казалось бы, расти мошенничеству уже некуда. По экспертным оценкам, ежегодные потери российских страховщиков от преступных группировок составляют около $400 млн, или 16,4% от общего объема вы­плат (без учета ОМС). В автосегменте доля мошенников гораздо выше, иные аналитики говорят о 30% и более. «Массовое распространение этого вида, огромное количество точек продаж, коррумпированность отдельных сотрудников правоохранительных органов, трудность контроля и относительно высокая себестоимость расследований создают благоприятные условия для преступлений», – говорит директор департамента анализа и защиты информации «Ингосстраха» Александр Гуляев.
Но жулик жулику рознь. Одни изначально приобретают полисы, чтобы получить по ним возмещение. Именно «сознательные» мошенники чаще всего организуют «договорные аварии», имитации ДТП, практикуют двойное страхование, чтобы получить выплаты в разных компаниях. «Полноценные» преступные группы не обходятся без полезных контактов в органах и в любом случае имеют в своих рядах сотрудников самих страховщиков. Им удается проворачивать весьма оригинальные схемы. «Например, страхование автомобиля, которого не существует в природе. Агент за вознаграждение составляет акт, что при заключении договора провел осмотр машины, далее фальсифицируются документы об угоне и следует обращение за выплатой. «“Расколоть” эту схему не так просто, как кажется», – рассказывает начальник отдела проверки страховых событий «Гута-страхования» Сергей Захаров.
Более сложные – кредитно-страховые комбинации. Об одной из них рассказывают в «Росгосстрахе». Женщина-предприниматель решила расширить свой малый бизнес за счет кредита. Но банк отказал, и тогда она обратилась к услугам «посредников», которых нашла по газетному объявлению. Ей назначили встречу в одном из автосалонов. Менеджер помог оформить три кредитных договора на три машины. По условиям незаконной сделки «заемщица» должна была передать ему все автомобили и получить взамен 400 тыс. рублей, а по прошествии некоторого времени заявить об угоне.
«Индивидуалы» поступают проще. Недавно сотрудникам «Ингосстраха» довелось разбираться в неприятной, но довольно типичной ситуации. «Клиент» приобрел машину в кредит без первоначального взноса, поставил на учет, но ПТС в банк не сдал. Через месяц после покупки он продал машину по генеральной доверенности, после чего заявил об угоне в милицию. Ее сотрудники довольно быстро задержали ничего не подозревавшего и вполне добросовестного покупателя. Именно он, лишившись и машины, и денег, стал главным пострадавшим в этой истории. Банк, правда, тоже кое-что потерял на реализации залога.
Другая категория мошенников – те, кто изначально не планировал обманывать страховщика, но «обстоятельства заставили». Вот, например, еще один случай, о котором рассказали в «Ингосстрахе». Клиент возвращался ночью, скорее всего, приняв спиртного, с управлением не справился, въехал в част­ный дом. Выбрался из машины, сообразил, что вызов ГАИ обернется лишением прав, и отправился домой пешком. Оттуда он позвонил в страховую компанию и солгал об угоне. Впоследствии «жерт­ва» настаивал, что никуда не звонил, а с места ДТП скрылся, испытывая временное помутнение рассудка из-за травмы головы. Справкой он, однако, об­­за­­ве­­стись не сумел и выплату в конечном итоге не получил.
Теперь же «принужденными обстоятельствами» себя могут почувствовать некоторые заемщики, которые лишились работы и не в состоянии расплачиваться по автокредиту. Опасения, которыми в начале материала поделился анонимный сотрудник службы безопасности, вполне обоснованны. Как выяснило в результате опроса Национальное агентство финансовых исследований, 42% граждан не расценивают обман страховой компании как преступление. Разумеется, в этой позиции россиян прослеживается своего рода «взаимность» в отношении операторов рынка. «За по­след­ний год случаи обмана со стороны страховщиков увеличились в десятки раз. Некоторые компании необоснованно урезают размер страховых выплат, используют надуманные основания для отказа, просто игнорируют заявления о возмещении убытков, используют процедуры банкротства для ухода от исполнения обязательств», – перечисляет чужие грехи гендиректора Центра страхового права Алексей Алгазин.

Мы – не верблюды.
Хотя страховщики явно этого и не признают, но в стоимость полиса заложена «мо­шен­ни­че­ская составляющая», то есть убытки от чужих злоумышлений опла­чи­ва­ют вполне добропорядочные клиенты. Но резервов для повышения расценок уже нет, спрос и без того подавляет мас­са кризисных факторов. Компаниям остается лишь усиливать терапевтическое и профилактическое воздействие для под­дер­жа­ния собственного здоровья. По словам Алексея Алгазина, в этот комплекс мер входит, в частности, ранняя ди­аг­но­сти­ка преступлений на стадии анализа документов, например, с помощью компьютерной программы «Индикатор», которая выявляет типичные признаки, характерные для любого способа мошенничества, и дает пути поиска доказательств. С помощью АИС «Бюро страховых историй» отслеживаются случаи двойного страхования и многократные попытки мошенничества. Компании проводят расследования сложных событий, назначают проверочные экспертизы, разрабатывают тактику отказа в выплате по сомнительным случаям.
    Приведенные выше данные о масштабах мошенничества да еще ожидания их роста заставляют задуматься о смысле страхования. Будучи не в силах далее закладывать свои потери в стоимость полисов, многие страховщики просто перестанут платить либо превратят процедуру урегулирования убытков в пытку для клиента. Любой угон или пожар они будут изначально рассматривать как попытку обмана со всеми вытекающими отсюда последствиями. В конце концов все может све­стись к тому, что клиент будет доказывать свою добропорядочность. Уровень доверия устремится к нулю, и страхование как бизнес, построенный на доверии, выродится. Это, конечно, самый пессимистичный сценарий.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль