Будет ли у ритейлеров Новый год

56
Торговля. Треть и более своей годовой выручки розничные сети зарабатывают в IV квартале – за счет предновогоднего ралли с тележками, которое устраивают потребители. Оправдает ли ожидания конец 2008 года?

В IV квартале вся розница показывает впечатляющие результаты. Обычно это горячее время для магазинов, торгующих товарами цикличного спроса – электроникой, косметикой, книгами. Так, парфюмеры только за декабрь собирают 30% годового оборота, отмечает аналитик «Атона» Ксения Аношина. У продуктовых ритейлеров доля IV квартала в выручке несколько ниже. Но и у них она варьируется в пределах 30–45%. И главное: предновогодние распродажи существенно улучшают показатели рентабельности. Так, в 2007 году Х5 Retail Group в IV квартале заработала 32% годовой выручки, 35% EBITDA и 62% чистой прибыли.

Кризис нипочем.
Удастся ли рознице повторить достижения прошлых лет в 2008 году? Проблемы в экономике, негативный информационный фон, увольнения и сокращения зарплат не снизят потребительскую активность россиян, уверены участники рынка и эксперты. Ритейлеры получат свой праздничный кусок выручки. «Не в русской традиции отказываться от праздников. Напротив, оторвутся на полную катушку, опасаясь, что в 2009 году будет хуже», – рассуждает аналитик «Открытия» Ирина Яроцкая. «Этому поспособствует агрессивная политика ритейлеров, направленная на стимуляцию спроса, – поддерживает коллегу Максим Клягин из «Финама». – Думаю, скидки и специальные предложения будут самыми масштабными за последние годы». Ритейлеры понимают, нынешний предновогодний сезон – возможность забежать в последний вагон уходящего поезда сверхзарплат и сверхрасходов. И создать запас прочности на 2009 год, прогнозы по спросу на который крайне негативны.
«Обозначается тренд к более экономному распределению личных бюджетов и к пока еще незначительному снижению потребительской активности», – говорит Максим Клягин. Эксперты ждут усиления тенденции уже в I квартале 2009 года. Это ожесточает бои за «живые деньги» покупателей. Так, розничные сети раньше обычного начали распродажи. Каждый пытается перетянуть щедрого покупателя на себя, объясняет Татьяна Бобровская, аналитик БКС. Не стоит переживать дискаунтерам и гипермаркетам – здесь определять спрос будет фактор низких цен. «Есть риск снижения трафика в магазинах премиум-класса. Но людей очень сложно заставить перейти в более низкий сегмент», – отмечает Татьяна Бобровская. «В целом новогодняя корзина уменьшится», – полагает аналитик UBS Светлана Суханова.
Директор отдела по связям с инвесторами сети «Магнит» Олег Гончаров говорит, что дискаунтер не ожидает снижения объемов продаж в декабре по сравнению с прошлым годом: «В ноябре мы получили прирост выручки в 47% – пиковый показатель за 16 месяцев. Это дает основания думать, что в декабре он будет еще сильнее и превзойдет наши прогнозы».

После праздников. Начало следующего года будет мрачным. «Маржа у ритейлеров и без того невысока. Любое изменение валовой прибыли и выручки может привести к убытку, – полагает Сабина Мухамеджанова из Банка Москвы. – Правда, ритейлеры могут надавить на арендаторов и снизить выплаты за аренду недвижимости. Уже сейчас многие магазины на 30% уменьшили затраты на аренду помещения».
«Особенно опасна ситуация для компаний непродуктового сектора. Ближайшие праздники для них только в конце февраля – марте, – отмечает Ксения Аношина. – Учитывая тревожные прогнозы по спросу, отсутствие госфинансирования, можно предположить: продавцам техники придется пойти в 2009 году на крайние меры и закрыть часть своих магазинов». Снижение объемов потребкредитования, на которое приходилось 20–25% продаж, уже ударило по «Эльдорадо», «М.Видео» и прочим. «У публичного «М.Видео» в I полугодии были бешеные темпы роста. В декабре им еще удастся получить хорошие результаты, потому что потребители будут достаточно активны, ожидая подорожания техники из-за укрепления доллара», – оптимистична Ирина Яроцкая.
В «Файненшл Бридж» ожидают снижения чистой прибыли торговых сетей в конце 2008 года. «Оно будет вызвано не проблемами сбыта продукции, а влиянием кризиса – удорожания всех источников заемного финансирования, – поясняет Екатерина Лощакова. – А пересмотр инвестпрограмм на следующие несколько лет составляет заметную опасность для финансовых показателей ритейлеров».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль