О выживании инвесткомпаний

33
Что будет происходить на рынке брокерских услуг? Помочь нам в кратком исследовании будущего поможет использование метода пяти сил Портера: заказчики, поставщики, конкуренты, услуги-заменители, новые игроки.

 Итак, кто будет заказчиками услуг в 2009 году? Позволим себе маленький юмор: главными заказчиками в первом квартале станут сотрудники. Заказ с их стороны касается бонусов и сохранения работы. Расстройство от неисполнения амбиций может быть компенсировано разве что уверенностью в сохранении работы.
Внешние заказчики брокеров будут активны в ограниченном числе сегментов. Вероятно, в еврооблигациях наиболее надежных эмитентов, по­скольку такие бумаги позволяют рассчитывать на дополнительный доход от курсовой стоимости валюты. Первое полугодие выявит устойчивых эмитентов рублевых облигаций – это также вызовет некоторый спрос на их бумаги. Будет расти класс игроков на новостном фоне господдержки экономики. Смогут ли эти «новые инвесторы» заработать, отдельный вопрос. С новой силой может возродиться вексельный рынок, рынок взаимозачетов.
Теперь о поставщиках. Применительно к брокерам ими мы можем считать биржи и инфраструктуру. После «веселого октября» авторитета биржам не добавилось, но кто мог бы действовать на их месте более рационально? У нынешнего кризиса есть такая черта, что даже если менеджер, компания, биржа действует правильно, все равно вы приходите к отрицательному результату, потому что являетесь частью рушащейся системы. Другие поставщики – эмитенты. Вот, кто как класс сошел с ума и действовал самым неадекватным образом. Дефолты и отказ от оферт, кстати, не самая большая беда. Это ожидаемая неприятность. Топ-менеджмент большинства компаний впал в ступор. Парадный IR (investment relations, отношения с инвесторами – «Ф.») моментально утратил блеск. Что компании планируют делать? Что будет с инвестпрограммами? Дивидендами? Капитализацией? Ответов, тем более попыток управлять будущим, единицы. Понятно, что именно здесь терялись наибольшие деньги, но здесь же они раньше и зарабатывались. Этот фактор остается самым непредсказуемым.
В случае восстановления рынка векселей и взаимозачетов поставщиками услуг станут различные векселедатели а-ля «Газпром», как это было в начале 2000-х.
Конкуренты – вторичный фактор. Конкуренция было снизилась, но с притоком новых инвесторов стала возвращаться к фоновым показателям. Она не стала больше. Атак на клиентскую базу конкурентов нет, рекламы нет, а переходы команд были и до кризиса.
Четвертая сила Портера – заменители. Вот с чьей стороны наибольшая опасность. Клиенты озабочены сохранением денег. С помощью чего? Это может быть и недвижимость, и доллар, и золото, и наличность… И на последнем месте – ценные бумаги. Как раз в поиске востребованных услуг и стыковке их с платежеспособным спросом и состоит вызов перед инвесткомпаниями. Новых игроков, которые объявили о выходе, но еще не успели, ждать уже не стоит.
В нашем случае к этому пятиугольнику добавляется государство, как поставщик помощи и существенная сторонняя сила. Фоном для новой картины будет служить в значительной степени «кровавое поле» из разорившихся инвесторов, с небольшими добавлениями тех, кто невольно стал долгосрочным инвестором и остается в бумагах, и новых жадных спекулянтов, надеющихся заработать на крахе акций.
Инвесткомпаниям необходимо рассматривать альтернативы работы в некоем узком сегменте – старом или новом, изыскивать ресурсы для сохранения бизнеса. Очевидно, что развитие корпоративных финансов связано с наличием источников средств для предоставления финансирования в сделки M&A, локального финансирования корпоративных клиентов посредством частных размещений или закрытых выпусков. Ритейл может иметь смысл при значимом эффекте масштаба.
Компании будут перестраиваться и активно искать новые ниши. Выиграют те, кто вошел в кризис с каким-либо «талантом»: капиталом, низкими удельными издержками, богатыми акционерами. Правда, снаружи наличие этих или иных «талантов» неизвестно. Поэтому для клиентов появляется новая работа: выявление запаса надежности и потенциала развития.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль