Рейтинговый треугольник

29
У банков нет потребности в рейтингах, которые никто не признает. А если кто-то из агентств предложит клиентам «льготную» оценку, об этом быстро станет известно всему рынку.

 Сейчас, когда ЦБ определил рейтинговые критерии для банков, получение со­от­вет­ству­ю­щих оценок стало очевидной необходимостью. В основном речь идет о допуске к беззалоговым аукционам и воз­мож­но­сти претендовать на субординированные кредиты от ВЭБа. Вместе с тем к национальным агентствам подход со стороны государственных структур неоправданно осторожный. Тот же ВЭБ выставил требования по рейтингам, присвоенным нами, на семь ступеней выше, чем по «большой тройке». Мы считаем, что это неправильно, но объяснение очень простое: когда начали использовать рейтинги, то все чиновники ориентировались преимущественно на международные агентства. Мы вели долгие дискуссии, чтобы добиться признания. Наконец было принято политическое решение – учесть голос рос­сий­ских участников рынка. Первым, кто на это решился, стал ВЭБ. Они пошли на смелый шаг. Хотя принятое ВЭБом значение рейтинга «BBB-» для нашего агентства, на мой взгляд, серьезно завышено.
Сегодня уже очевидно, что оценка риска должна быть более широкой, чем могут обеспечить три агентства. Поскольку в качественных оценках есть доля субъективизма, необходимо, чтобы мнений было много, много рейтинговых компаний. Мы движемся именно в этом направлении: большие банки имеют собственные рейтинговые агентства, существуют также и внешние. Только крупные операторы могут позволить себе целое подразделение по рейтингу, в целом это дорогостоящая вещь. И банки, и обычные инвесторы будут проводить свой анализ, но будут пользоваться и результатами работы независимых компаний. Существует мнение, что если будет большое количество агентств, то начнется продажа «хороших» рейтингов. Но, с другой стороны, если такое и произойдет, то об этом тут же станет известно всему рынку – менеджеры тех же банков будут рассказывать своим друзьям, с каким агент­ством проще договориться, с каким – сложнее.
При оценке кредитоспособности возникает своего рода треугольник: банк-клиент, инвестор и рейтинговое агентство, в рамках которого и возможен кон­фликт интересов. Он разрешается через долгосрочную работу и деловую репутацию. Ведь у заказчика нет потребности в рейтингах, которые не признают инвесторы. Любая попытка получить «льготную» оценку сопровождается опасностью. Это может подорвать репутацию агентства, а вместе с ней и ценность самих рейтингов. Люди сейчас смотрят и очень внимательно изучают такие вещи. Нынешние проблемы с корпоративными долгами и структурными продуктами в США серьезно сказались на доверии к международным рейтинговым агентствам.
Нам – российским агентствам – сегодня тоже высказывают претензии, например, за оценки, присвоенные банку «Электроника». Но, во-первых, наш рейтинг данной кредитной организации был на уровне «B-». Я считаю, что это был вполне адекватный рейтинг. Почему мы держали его, когда было очевидно, что у банка проблемы? Я объясню наш подход. Агентство несет ответственность перед тремя сторонами. Первая – наши клиенты. Наш долг перед ними – присвоить справедливый рейтинг, не завышенный и не заниженный. Вторая сторона – инвестор. Ему мы предоставляем аналитические материалы и вовремя сообщаем об изменении рейтинга. Но есть еще долг перед третьей стороной – рынком в целом. Когда мы присваиваем справедливый рейтинг вовремя, это хорошо для него, потому что он может эффективно распределять свои сред­­ст­ва. Но когда рынок попадает в кризис, люди перестают действовать в разумных рамках. В обычных условиях, если мы понижаем рейтинг или предупреждаем о возможном понижении, это воспринимается как естественное явление. Но во время кризиса любое упоминание отрицательного характера вызывает резкую и непредсказуемую реакцию. Например, бывает так, что нужно понизить рейтинг всего на одну ступень, скажем, с «очень хорошо» на «про­сто хорошо». Люди же в условиях паники в этом видят не какое-то незначительное изменение качества риска, а большие проблемы у банка. Поэтому мы намеренно перестали повышать или понижать рейтинги, чтобы не провоцировать нерациональные действия в отношении банков. Нашим клиентам и подписчикам мы все равно объясняем, что делаем, вовремя сообщаем, что происходит, но это информация платная, а не публичная. В отношении «Электроники» было очевидно, что снизилась кредитоспособность, но мы об этом не объявили. Только после вмешательства ЦБ мы понизили рейтинг, но не поставили его «на дефолт». Мы указали тот уровень, при котором существует риск вложений сейчас, но вероятность потерь для тех, кто уже вложил, невелика. И здесь есть тонкость. На самом деле кризис показывает, насколько методологии оценки кредитоспособности верны.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль