Аэроинтрига

65
Конкуренция. Мэрия Москвы и «Российские технологии» хотят отобрать у «Аэрофлота» роялти. Это может стать первым этапом комбинации по поглощению авиаперевозчика.

Мэр Москвы Юрий Лужков и гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов направили письмо руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву. В нем они пожаловались на то, что «Аэрофлот» единолично получает роялти за пролет самолетов иностранных авиакомпаний над территорией России, что ставит его в неравные условия по сравнению с другими игроками рынка. Почему Юрий Лужков и Сергей Чемезов заинтересовались деньгами «Аэрофлота»? Недавно они учредили авиакомпанию «Авиалинии России» (в нее вошли Air Union, «Атлант-союз», «Кав­мин­во­ды­а­виа», «Владивосток-Авиа» и др.) и объявили об амбициозных планах стать крупнейшим российским авиаперевозчиком. В «Аэрофлоте» инициативу главных акционеров «Авиалиний России» пока официально не комментируют, но дают понять, что компания уже и так отдает порядка 40% ро­ял­ти государству: 20% в виде налогов, а еще 20% – в виде отчислений Росавиации и Росаэронавигации. Молчат в крупнейшей авиакомпании России и в отношении общего размера роялти: в отчетности компании по МСФО он от­дель­но не указывается, а отображается в статье «прочие доходы». Однако, по мнению знакомого с ситуацией старшего аналитика Банка Москвы Михаила Лямина, «цена вопроса» колеблется на уровне $300–400 млн в год.
Опрошенные «Ф.» эксперты полагают, что в свете нынешних экономических условий никто полностью лишать роялти «Аэрофлот» не будет, но, учитывая административный ресурс «посягателей», им все-таки удастся заставить перевозчика поделиться полетными деньгами. «Времена сейчас непростые, в 2009 году ожидается значительный спад пассажиропотока, и лишать крупнейшего перевозчика России финансовой подушки, особенно в пользу только создающейся авиакомпании, не слишком последовательно», – говорит аналитик ВТБ Елена Сахнова. Согласен с ней и гендиректор компании Infomost Борис Рыбак: по его мнению, на руку «Аэрофлоту» может сыграть то обстоятельство, что несколько лет тема роялти была одной из центральных при переговорах России и Евросоюза по вступлению нашей страны в ВТО. Предполагающие постепенную отмену ро­ял­ти к 2013 году «Согласованные принципы модернизации си­сте­мы использования транссибирского маршрута» были подписаны в 2006 году, но до сих пор не парафированы Россией. «И изменение ситуации с ро­ял­ти до принятия этого документа гарантированно встревожит Евросоюз, а в нынешней политической ситуации еще одна точка напряжения Кремлю не нужна», – резюмирует эксперт. Вместе с тем, по мнению Михаила Лямина, «Авиалинии России» обладают колоссальным административным ресурсом и под предлогом осуществления рейсов на коммерчески убыточных направлениях (связывающих отдаленные северные регионы с центральными городами России) вполне могут отбить у «Аэрофлота» 20–30% роялти. Особенно на фоне того, что о своем интересе к вхождению в число акционеров «Авиалиний России» уже объявили несколько крупных региональных лидеров – таких, как губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.
Впрочем, кое-кто полагает, что истинная цель Юрия Лужкова и Сергея Чемезова лежит намного глубже, чем просто выбить финансовую почву из-под ног основного конкурента. «Не секрет, что «Аэрофлот» хочет начать процесс консолидации с «Сибирью», что потребует от компании Валерия Окулова колоссальных инвестиций, – рассказывает Борис Рыбак. – И, когда «Аэрофлот» пройдет в поглощении «Сибири» точку невозврата, акционеры «Авиалиний России» могут пойти в атаку на конкурента в части лишения его роялти». По мнению эксперта, этот шаг может поставить «Аэрофлот» на грань банкротства – достаточно сказать, что прогноз «Аэрофлота» по чистой прибыли за 2008 год составляет всего $85 млн, что в 4 раза меньше роялти. «Не сомневаюсь, что тогда Чемезов и Лужков придут на помощь «Аэрофлоту», но только на условиях его вхождения в состав «Авиалиний России», – предполагает Борис Рыбак. Насколько реален подобный сценарий развития событий?  Увидим до конца года, когда станет понятна реакция Минтранса на возможное слияние «Аэрофлота» с «Сибирью».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль