По сходной цене

59
МСФО. Готовить отчетность по международным стандартам проще и дешевле собственными силами. Но с привлечением консультантов на начальном этапе – чтобы как следует переписать учетную политику.

 Вы решили начать формирование отчетности по МСФО? Тогда главное для вас – правильно наладить процесс, чтобы не пришлось менять его через год‑полтора. Переход на новые рельсы учета не обойдется без денежных вливаний. «Составленная по МСФО отчетность не гарантирует притока инвестиций. А ее внедрение потребует от компании дополнительных финансовых и трудовых затрат», – говорит Татьяна Долгополова, ведущий консультант «Инталев».

Ящик Пандоры. Важный момент – перемены в учетной политике. Необходимо максимально сблизить учетные политики по РСБУ и по МСФО. К счастью, российское законодательство постоянно движется в сторону международного, что облегчает работу. Конечно, появится побочный эффект: изменениями вряд ли будут довольны сотрудники бухгалтерии. Но впоследствии этот шаг будет оправдан экономией времени специалистов. «Если все процедуры МСФО внедрить в российскую отчетность, то трансформация пройдет очень быстро, – делится опытом финансовый директор компании «Ральф Рингер» Натела Черкащенко. – Конечно, существуют дополнительные процедуры, требуется инвентаризация. Но, по большому счету, это не мешает формированию РСБУ».
Распространенная ошибка: у редкой компании в момент принятия решения о переходе есть собственные специали­сты по МСФО. Поэтому многие идут по пути наименьшего сопротивления – отдают процесс трансформации на аутсорсинг консультантам. Конечно, это проще, чем составлять отчетность собственными силами. Но в результате топ-менеджмент получает, по сути, закрытую информацию: цифры есть, но история их происхождения непонятна, поскольку нет знания стандартов. «Правильное решение – обучить собственных сотрудников и подготавливать отчетность самостоятельно», – предостерегает Татьяна Долгополова. И сразу же рассчитывать на автоматизацию процесса.
Представители компаний, не первый год живущих по международным стандартам, советуют нацеливаться на ведение параллельного учета. «Конечной целью руководства должно быть параллельное ведение отчетности по МСФО, – размышляет Вадим Гущин, директор по финансам и экономике «Волжского пароход­ства». – Это выс­ший пилотаж».

Цена вопроса.
Наиболее бюджетный способ – трансформация на аутсорсинге. В среднем, по оценке Татьяны Долгополовой, такая работа обойдется компании в 500–700 тыс. рублей и займет 2–3 недели. Если МСФО применяются впервые, то сумма может увеличиться в 4 раза, а срок – до 3–4 месяцев. Главным критерием расходов будет не масштаб бизнеса (объем выручки), а количество операций за период. «Например, компания с ежемесячным оборотом в 100 млн рублей и отразившая в учете 1 тыс. операций в месяц сможет трансформировать отчетность дешевле, нежели компания, имеющая оборот 5 млн рублей и 10–15 тыс. операций», – объясняет Татьяна Долгополова.
При составлении первой отчетности по международным стандартам необходимо четко определить дату перехода на МСФО и отчетную дату. В соответствии со стандартом IFRS 1, документ за год подготавливается в сравнении с предыдущим периодом. То есть трансформации подвергнутся данные за последние два года. «Для компании, составляющей свою первую отчетность по МСФО за год, заканчивающийся 31 декабря 2007 года, датой перехода на МСФО будет 1 января 2006‑го, – поясняет ведущий аудитор компании «Гориславцев и К.» На­талья Королькевич. – Начало первого сравнительного периода – 1 января 2006 года, начало первого отчетного периода – 1 января 2007 года. Отчетной датой будет 31 декабря 2007 года». Некоторые компании, начав подготовку отчетности по МСФО, трансформируют данные не за два последних года, а за 3–5 предыдущих лет. Это позволяет в сравнении получить более объективную информацию о динамике бизнеса.
Организацию учета по МСФО собственными силами придется начать с обучения сотрудников. Подготовка одного бухгалтера к экзамену на получение степени DipIFR обойдется от 20 тыс. рублей в аудиторской компании «средней руки» до 70–80 тыс. рублей в «Большой четверке». Можно пройти курс в таких учебных заведениях, как МГУ или ВШЭ. Отдельно придется потратиться на учебные пособия, а также заплатить за возможность сдать экзамен – еще около 15 тыс. рублей.
Затем потребуется методология учета. Свежеиспеченные специалисты вряд ли смогут ее разработать. «Консультанты выполнят эту работу за 1–1,5 месяца и возьмут от 0,5–1 млн рублей», – говорит Татьяна Долгополова.
Следующий вопрос – стоимость автоматизации. Здесь вариантов довольно много. Многие компании пользуются стандартными возможностями Excel. Правда, неизбежно возникающие в таком случае ошибки придется исправлять «вручную». Если подойти к вопросу более серьезно, то можно обойтись малой кровью. Например, с помощью «1С» – за 200–300 тыс. рублей. Стоимость автоматизации процесса в классических ERP-системах (Microsoft, Oracle, SAP) начинается с сотен тысяч долларов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль