Цены ниже, работы больше

63
Аналитика. Кризис заставляет компании больше использовать юридический консалтинг для сопровождения судов и сделок. И резать расходы на услуги по увеличению привлекательности бизнеса.

 Проблемы в экономике предоставляют широкие возможности для спекулятивных приобретений. Сильный покупает слабого, попавшего в невыгодную ситуацию. Грядет передел рынка чуть ли не во всех отраслях. Изобилие слияний и поглощений (M&A) требует правовой поддержки, аудита отчетности как по РСБУ, так и по МСФО, порой оценки. Правда, ожидается, что последний вид услуг станет менее востребованным – на проведение комплексной процедуры требуется время, которого в рамках кризисного дележа всегда не хватает. Кроме того, с уменьшением объемов кредитования иссякнет и потребность в оценке активов, которые в иных обстоятельствах могли бы стать объектом залога. Но при этом сохранится объем рынка оценки, к проведению которой обязывает действующее законодательство. Например, сделки с объектами государственной собственности.
Аудит пользуется спросом всегда, что и показал кризис 1998 года. Но, поскольку клиенты будут испытывать дефицит денежных средств, стоимость услуг консультантов станет снижаться, увеличится их дебиторская задолженность. «Кризисные явления практически не сказываются на объемах работ по аудиту, только на ценообразовании», – отмечает Александр Иванов, управляющий партнер «Грант Торнтон стоимостное консультирование».
«Наверняка возрастет спрос на юридические услуги в области арбитражной и судебной поддержки», – уверен Василий Кошелев, президент аудиторско-консалтинговой группы (АКГ) «Созидание и развитие». Он приводит пример: компании с расчетными счетами в банках с недавно отозванными лицензиями (в частности, «Евразия центр», «Русский банкирский дом»), будут вынуждены отстаивать свои интересы. «Поэтому мы можем констатировать рост спроса на такие услуги, как представительство клиента в процессе банкротства банков», – говорит Василий Кошелев.
Но не только: юридический и правовой консалтинг пригодится при управлении собственным бизнесом. Например, может быть пересмотрена политика резервирования – финансовые резервы будут создаваться только в случаях, оговоренных законодательством. Сокращение персонала и продажа непрофильных активов могут спровоцировать пересмотр оргструктуры. В результате ужесточения работы с дебиторами потребуется реорганизация дебиторской задолженности, что означает пересмотр действующих договоренностей и составление новых типов соглашений о поставках. И во всех случаях требуется юридическая помощь. «Кризис сыграет катализирующую роль для рынка юридических услуг для корпоративных клиентов», – считает Александр Иванов.

Отказ от консалтинга.
Относительно новое направление деятельности, развитие которого происходит, в том числе, при поддержке государства, – проект­ное финансирование. Уже создан 21 региональный венчурный фонд и 8 фондов федерального уровня, каждый из которых располагает $50–100 млн. Но перед выбором объекта для инвестиций необходимо провести его экспертизу, в том числе финансовую и правовую – неплохая «кормушка» для консультационных компаний. Правда, работа этих фондов предполагает привлечение частного капитала, которому во время кризиса не до рискованных инвестиций. Конечно, начатые проекты уже получили живительные вливания. «Но для новых проектов перспектив пока нет, включая проекты в области ГЧП. К сожалению, в текущих условиях от частного партнерства уже почти ничего не остается», – иронизирует Александр Иванов.
Неизбежно уменьшатся объемы услуг по финансовому консультированию, например для целей перехода на международные стандарты финансовой отчетности. «Наблюдавшийся прежде рост спроса на МСФО был вызван желанием среднего бизнеса попасть на рынок заимствований, – анализирует Василий Кошелев. – Мировой финансовый кризис сделал это почти невозможным».
В целом бизнес откажется от всеобъемлющего консалтингового сопровождения. Обращения за помощью приобретут точечный характер. Яркий пример: до сих пор дистрибьютор «Колто» пользовался услугами налогового консультанта на постоянной основе. А в 2009 году рассчитывает сохранить партнерство, но обращаться за советами будет по мере необходимости с оплатой в виде единовременных платежей.
Правда, не все участники рынка согласны с таким прогнозом развития событий. Услуги в первую очередь зависят от финансовой стабильности клиентуры, а клиентура делится по отраслям. По мнению директора компании «Институт проблем предпринимательства» Владимира Романовского, состояние рынка консалтинга будет скорее зависеть не от спроса на определенные виды услуг, а от «выживаемости» каждой конкретной отрасли. «Будущее основных секторов народного хозяйства зависит в том числе от волевых решений различных лиц и организаций, поэтому большинство макроэкономических прогнозов выглядят гаданием на кофейной гуще», – поясняет свою мысль Владимир Романовский.

Как оформить. Многие проекты, особенно в области перестройки бизнес-процессов, в условиях кризиса выглядят излишней роскошью. Однако работы уже начаты, некоторые компании, возможно, решат именно так в кризисных условиях повысить свою эффективность. Тогда клиентам лучше подстраховаться – защитить свои деньги.
Оформить соглашение с консультантом лучше с помощью трех документов: договора, устава, календарного плана. В договоре четко формулируются задачи. В уставе (можно оформить как приложение к договору) детализируются правила взаимодействия сторон: роли участников, процедуры приемки результатов проекта, разрешения противоречий, минимизации рисков. В календарном плане устанавливаются сроки выполнения работ участниками проекта, как со стороны клиента, так и консультанта. Поскольку в договоре детально описан ожидаемый результат, в уставе – способы его достижения, а в календарном плане – сроки, появляется возможность контролировать отклонения, например с помощью системы штрафов. «В договоре прописывается система штрафов, обычно «привязанная» к срокам, – рассказывает финансовый директор консалтинговой группы «НЭО Центр» Елена Ютландова. – Например, если сроки не соблюдаются, виновный, по письменному требованию другой стороны, выплачивает пени за каждый день просрочки в размере 0,1% от стоимости того этапа работ, срок выполнения которого нарушен, но не более 10% стоимости».
Если договор расторгается по инициативе заказчика, то он возмещает исполнителю понесенные расходы. По предложению исполнителя – тот возмещает заказчику убытки «в размере, не превышающем размер неисполненного или ненадлежащего исполненного обязательства исполнителя на момент расторжения настоящего договора». Упущенная выгода возмещению не подлежит. «Если заказчик несвоевременно предоставляет консультанту информацию, необходимую для работы, срок исполнения договора “отодвигается”», – объясняет Елена Ютландова.
Еще один интересный раздел может быть посвящен штрафным санкциям за предложение специалистам консультанта перейти на работу к клиенту. «Правда, доказать нарушение этого пункта крайне тяжело, – сетует Елена Ютландова. – Сумма штрафных санкций по нему, как правило, составляет годовой оклад специалиста».
И последнее правило. Недопустима ситуация, когда большая часть суммы договора переводится консультанту авансовым платежом. Проверенный вариант расчетов – общая стоимость договора «разносится» по этапам, каждый из которых оплачивается отдельно. Например, в течение пяти банковских дней со дня начала этапа (указан в календарном плане работ), клиент платит аванс в размере 30–50% от стоимости работ на этапе. Оставшаяся сумма выплачивается в течение нескольких дней со дня подписания акта сдачи-приемки выполненных работ по этапу. «Существенная часть стоимости работ оплачивается только после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ», – предупреждает Елена Ютландова.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль