Вдали от  конкуренции

57
Препятствия. За 2,5 года либерализации рынка дальней связи кое-как удалось завершить лишь этап лицензирования. Кратного снижения тарифов абоненты так и не дождались.

 В Германии после лишения монопольного статуса Deutsche Telekom тарифы на дальнюю связь рухнули в 3-4 раза. В России за 2,5 года либерализации снижение составило 10–20%. И надеяться на большее не приходится. Причины кроются в малых возможностях операторов для маневра. В ценообразовании междугородного/международного звонка (МГ/МН) по классической схеме участвуют сразу пять игроков (схема). Внутризоновые и мест­ные тарифы сокращению не подлежат по причине госрегулирования. По оценке родоначальника реформы Виталия Слизеня, ныне генерального директора компании «Синтерра» (в 2005 году он руководил департаментом государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи), цена междугородного транзита составляет не более 10–20% стоимости звонка в целом. «Возможность снижения тарифов в квартирном сегменте за прошедшие 2,5 года исчерпана, – уверен Виталий Слизень. – Некоторое уменьшение вероятно только в секторе B2B». С ним полностью согласен старший аналитик Альфа-банка Иван Шувалов.
Причины кратного падения цен в Германии – высокая конкуренция (единовременно появилось около 150 операторов) и активное использование IP-телефонии, когда голос передается по интернет-протоколу. Это дешевле традиционного способа. В России IP-телефонии де-юре не существует: вроде она есть, но законом не признана. Но в том числе за счет нее «карточная» дальняя связь значительно дешевле традиционной. Другой фактор низких цен – не совсем законный. При стандартной процедуре оператор, выписывая абоненту индивидуальный счет, включает в цену звонка НДС, налог на прибыль, ЕСН, налог на имущество. «Налоговая» наценка доходит до 65%. При продаже за наличные карты с фиксированным лимитом появляется незаконная возможность не платить налоги: объем наличных платежей тяжело контролировать. «Телефонные карточки позволяют оператору за счет неуплаты налогов снижать тарифы в 2-3 раза», – говорит Виталий Слизень.

 
Кодовый шифр. К сентябрю лицензии на дальнюю связь получили 8 операторов. Но более-менее заметной долей рынка обладают лишь «Ростелеком», МТТ и Golden Telecom. Получение лицензии и реальная возможность предоставлять услуги оказались разными вещами. «Маленькое» условие – наличие собст­венной пары кодов, которые набирает абонент для выхода на межгород. Например, за «Ростелекомом» зарезервированы 55 и 10 (для междугородных и международных звонков соответственно), у МТТ – 53 и 58. Пока что эти числа двузначные и начинаются с двойки (для «Ростелекома» сделано исключение – «Ф.») или пятерки. Несложный подсчет показывает, что всего возможно лишь 10 вариантов. Тогда как желаю­щих выйти на этот рынок значительно больше. Поэтому чиновники планируют расширить формат префиксов до четырех цифр уже с 2009 года. От АТС, в свою очередь, потребуется поддержка возможно­сти набора 14-значных номеров. Хотя аналитики сомневаются, что даже в случае появления на рынке всех 32 операторов, подавших прошение о лицензии на оказание услуг дальней связи, в первые годы произойдет перераспределение абонентской базы.
В необходимости набора 14-значных номеров кроется проблема. Более 30% телефонных станций межрегиональных компаний (МРК) «Связьинвеста» в состоянии принять номер максимум из 12 цифр. Сети требуют тотальной модернизации, которая, согласно подсчетам «Связьинвеста», обойдется в $2,5 млрд. Ранее считалось, что она займет не менее 6 лет. Работа идет: общий заявленный объем инвестиций холдинга на 2008 год составляет $1,7–1,9
млрд, из них на цифровизацию АТС планируется направить 30% суммы. Но в свете кризиса «Связьинвест» дал команду своим «дочкам» сократить инвестпрограмму в пользу снижения долговых обязательств. Снижение капвложений в первую очередь коснется затрат на цифровизацию сетей.
Столкнувшись с проблемой АТС, Минкомсвязи собрал предложения операторов. Одно из них – ввести для абонентов, подключенных к древнейшим аналоговым станциям МРК «Связьинвеста», возможность выбора только из пяти операторов. Временно, разумеется, поскольку такой принцип идет вразрез с понятием здоровой конкуренции. По мнению представителя МТТ Кирилла Ладыгина, важно быстрее определить, сколько цифр будет в кодах доступа. «Мы инвестируем в просвещение населения и в рекламу своих кодов большие средства. Их уже запомнили миллионы пользователей в крупных регионах страны, – поясняет он. – Смена формата означает неудобства – как для операторов, так и для населения».

 
Горячий выбор. Низкая степень цифровизации МРК тормозит введение услуг pre-select и особенно hot choice, которую участники рынка называют драйвером либерализации. Pre-select – возможность предварительного выбора оператора на продолжительное время. Hot choice – при каждом «дальнем» звонке. Первый вариант требует личного присутствия на узле связи, стояния в очередях, написания заявления. Причем бесплатна эта услуга только в первый раз. «Для форсирования либерализации в законодательстве необходимо упростить процедуру смены оператора дальней связи по предварительному выбору, – считает Игорь Клочко, генеральный директор московского филиала «Арктел». – И сделать эту процедуру для абонента бесплатной».
Hot choice, по мнению аналитика CiG Натальи Сорокиной, способен прине­сти конкурентам «Ростелекома» дополнительных клиентов из частного сектора. По­сле введения услуги hot choice доля МТТ в шести регионах, включая Москву, по собственным оценкам, лавинообразно выросла до 15–20%. ММТ рассчитывает на аналогичную реакцию рынка после введения услуги по всей России – получить 20% к 2012 году. Но пока услуга, кроме столицы, оказывается лишь некоторыми операторами местной связи, не входящими в «Связьинвест», – в Татарстане, Якутии, Псковской области и Башкирии. «Выполнение законодательных инициатив ограничивается технической невозможностью hot choice, – досадует Наталья Сорокина. – А в отсутствие этой услуги мало кому захочется тратить время и усилия для походов на узлы связи и сбор необходимых бумаг. Несмотря на выход новых игроков, status quo пока сохраняется». Схожие прогнозы делает гендиректор «Ростелекома» Кон­стантин Солодохин. По его оценке, в случае повсеместного внедрения hot choice до 15% доходов его компании перераспределятся в пользу других операторов.
А вот Виталий Слизень из «Синтерры» сомневается в силе hot choice. Пользователи услуги – квартирные абоненты, самый низкомаржинальный сектор. «Хотя сейчас на рынке 8 игроков, только два из них занимаются сектором B2C. Остальные работают на корпоративных клиентов», – говорит Виталий Слизень.
Получается, что для квартирных абонентов все «уже случилось». Вряд ли в массы пойдет кто-то, кроме МТТ, тарифы которого принципиально не отличаются от ростелекомовских. Идущий процесс по­степенного перераспределения абонентской базы сравним с изменением долей на рынке сотовой связи в 2001–2006 годах. «У “Ростелекома” 80 лет истории взаимоотношений с клиентами, за счет этого он пока впереди МТТ, – говорит Виталий Слизень. – Если предположить, что еще 80 лет телекоммуникационные возможности сохранятся в нынешнем виде, за этот срок частные клиенты равномерно перераспределятся между МТТ и “Ростелекомом”. Хотя, конечно, через 80 лет телефонной связи не останется, основой телекома будет широкополосный доступ».

 
Близко и далеко. Без снижения тарифов традиционные операторы дальней связи могут и не выжить. На пятки наступают «карточные» операторы. Из-за кризиса доля их абонентов может увеличиться: начнут экономить люди, которые до сих пор не считали денег и пользовались дорогим «межгородом» от «Ростелекома». Конкуренты из смежных отраслей по некоторым направлениям уже предлагают более выгодные тарифы. Например, абоненту МТС внутрисетевой звонок из Калининграда в Москву обойдется в 1,75 рубля за минуту. «Ростелеком» здесь бы запросил в 3 раза больше – 5 рублей. Конечно, низкие цены на связь от МТС в Калининграде объясняются слабыми позициями оператора на местном рынке. Звонок в обратном направлении обошелся бы уже в 5,9 рубля. Но почти в каждом городе можно найти предложения альтернативных услуг дальней связи, которые выгоднее традиционных.

 
Кому нужна тундра. Потенциальная возможность для экономии и снижения тарифов – использование более дешевых основных средств. Создать сеть магистральных линий связи можно двумя способами: арендовать или построить самому. В краткосрочной перспективе оператор получает положительные финансовые и операционные результаты при использовании чужих каналов. Как раз завершается первый этап либерализации, характеризующийся «расцветом» аренды. И, по оценке управляющего партнера iKS-Consulting Татьяны Толмачевой, рынок аренды каналов и транзита IP-трафика в 2007 году составил $4,75 млрд, увеличившись примерно на треть. Основные арендодатели – «Ростелеком» (40% рынка), «Транстелеком» (33%) и «Синтерра» (17%).
Но оператору дальней связи не обойтись без собственной магистральной сети в долгосрочной перспективе. Инвесторы предпочитают видеть за миллиардной капитализацией что-то посущественнее брэнда. А у самой компании появляется больше возможностей для удешевления трафика. Но для этого нужны деньги. По оценке Ивана Шувалова, строительство собственной сети для оказания услуг дальней связи в соответствии с условиями Мининформсвязи обойдется в $1,5 млрд минимум (порядка $7-15 тыс. за километр). Удовольствие доступное лишь крупным операторам.
Так, «Комстар-ОТС» летом 2008 года приступил к строительству собственной магистральной сети, начав с направления «Москва – Краснодар». Стоимость проекта, который планируется завершить к 2009 году, - $10 млн. К 2011-му компания намерена построить магистральные каналы в 5 федеральных округах. А вот МТТ такая роскошь, как собственная сеть магистральных каналов, пока недоступна. Компанией до сих пор на паритетных началах владеют АФК «Система» и «Гамма групп». «Структура акционерного капитала 50/50 усложняет привлечение заемного финансирования, - говорит Иван Шувалов, – акционеры также не горят желанием снабдить компанию деньгами. В противном случае МТТ давно бы из арендатора превратился во владельца». Ситуация вскоре может измениться. По информации «Ф.», в течение октября планируется завершить сделку, в результате которой 100% акций МТТ консолидирует «Синтерра».
Но даже «денежные тузы» вряд ли проложат собственные сети во всех российских регионах. Наиболее труднодоступные территории Сибири и Дальнего Востока, такие как Ханты-Мансийский АО или Чукотка, выгоднее арендовать. «Долбить вечную мерзлоту никто не хочет, - поясняет Иван Шувалов. – В подобные места, как правило, ведет линия «Ростелекома». Остальные арендуют его каналы». Спутниковая связь из-за высокой стоимости трафика здесь не альтернатива. «Из-за дороговизны арендовать спутниковые каналы имеет смысл при небольших объемах трафика в районе, - говорит Иван Шувалов. – В ином случае от них лучше отказаться».
Аренда неизбежно «умрет», но произойдет это нескоро. Рост голосового трафика на 35% в год опережает увеличение пропускной способности строящихся магистральных каналов. Строители магистралей направляют часть трафика на собственные сети, а оставшийся объем - на арендованные каналы. «Доля рынка главного арендодателя на рынке дальней связи «Ростелекома» будет убывать на 2-3% в год, - поясняет Иван Шувалов. – Это без учета отсутствующей пока статистики по МГ/МН звонкам с сотовых телефонов. Через пару лет его доля сократится с нынешних 54% до 45-48%».

 

Вдали от  конкуренции

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль