Рейтинг страховщиков: до и после кризиса

64
Перспективы. Похоже, тучные годы прошли и цифры, которые отражены сегодня в таблицах рейтинга, в следующий раз для многих его участников окажутся недостижимыми.

В сравнительно благополучные первые шесть месяцев этого года отечественный страховой рынок уверенно шел в гору, в отсутствие серьезных по­трясений совокупные сборы выросли на 24,5% по сравнению с январем – июлем 2007‑го, составив 476,2 млрд рублей. Если по­смотреть отдельные направления, то на 22,4% увеличились премии по имущественному страхованию, на 26,1% – по добровольному личному. ОСАГО порадовало меньше – 13,3%. Но это общие цифры.

Розница. Кризис ударил по конкретным видам, и очень прицельно. Еще в мае, когда «Ф.» подводил итоги прошлого года (№ 19), страховые менеджеры жаловались, что каско кредитных автомобилей стремительно теряет рентабельность и вот-вот начнет «выключать» игроков. Что ж, сейчас в каком-то смысле станет проще – резкое сокращение объема выдаваемых ссуд избавит компании от значительной части убыточного бизнеса. Между тем доля автокаско в розничных портфелях страховщиков из рейтинга «Ф.» приближается в среднем к 60% (интересно – почти столько же составляет средняя убыточность), у иных операторов, в том числе крупных, показатель превышает 70%. Какое-то время объем продаж могут поддерживать пролонгации полисов. Они будут: те же банки требуют, чтобы залоговое имущество оставалось под защитой до полного погашения задолженности. Но ведь будут и дефолты, по умолчанию сокращающие клиентскую базу страховщиков. Последние, однако, получают в руки компенсационный рычаг – повышение тарифов. Раз заемщику все равно придется платить – почему бы ему не платить больше. Операторы рынка, впрочем, обещают совесть не терять, а иногда даже угрожают сами себе демпингом (№ 39), дескать, сейчас все попадают в тяжелую зависимость от входящего денежного потока. Слабый аргумент. Во-первых, многие игроки привыкли работать «с колес» еще в «мирные» времена. Одни за это уже поплатились, других такая судьба ждет в ближайшие месяцы. Во-вторых, банкам придется уделять все больше внимания надежности обеспечения, а связываться со слабыми демпингующими компаниями опасно. Все претензии со стороны ФАС по поводу сговоров сейчас будут вежливо отклоняться. Главный ныне – ЦБ.
Банковский канал реализации пересыхает, и касается это не только автосегмента. Компании неохотно раскрывают данные, но вот, например, у «АльфаСтрахования» в первом полугодии на этот канал приходилось 12% розничных продаж. «Кризис уже напрямую затронул наш рынок. Основная причина – резкое уменьшение объемов кредитования: практически на 80% сократилось ипотечное страхование, ощутимо снизилось количество продаж автомобилей в салонах, упали обороты лизинговых компаний. Банковское страхование, страхование жизни потеряют больше всего», – полагает глава дирекции развития страхования компании «Макс» Светлана Гусар. А ведь именно эти направления все последние годы росли неслыханными темпами.
Интересно посмотреть на сборы по страхованию домов и квартир. Если «Росгосстрах» – безусловный лидер этого сегмента – за шесть месяцев 2008-го со­брал почти на 7% больше, чем за аналогичный период 2007-го, то занимавшая второе место «Ресо-гарантия» увеличила соответствующий портфель на 90%, а Военно-страховая компания (третье место) почти удвоила его. Одновременно росли сборы и по личным видам страхования. Очевидно, во многом также за счет заемщиков. Динамично развивалось и розничное ДМС, но это другая история (стр. 46).
В условиях кризиса ожидать продолжения роста наивно, и дело не только в свертывании кредитования. По оценкам участников рынка, например, в том же сегменте «квартир и домов» почти наверняка последует снижение. «Клиенты будут экономить на полисах в первую очередь по низкоубыточным видам. И это понятно: страховал человек квартиру пять лет, ничего не случалось, так может, и дальше не случится», – моделирует поведение первый заместитель гендиректора «Стандарт-резерва», заместитель гендиректора Московской страховой компании Ирина Мельникова. С другой стороны, по ее словам, водители не оставят без защиты свои машины: «Каско, ОСАГО и добровольная «автогражданка» будут востребованы. Возможно, в период кризиса в целях экономии будут покупаться продукты с франшизой. Это, конечно, не означает рост, но у страховщиков есть шанс удерживать портфели. Сборы по остальным видам с разной скоростью будут снижаться». В свою очередь заместитель начальника управления маркетинга «ВТБ Страхования» Михаил Мурин предполагает, что, несмотря на ежедневно усугубляющийся кризис, в дальнейшем доля физлиц в совокупных сборах будет расти.
Если по показателям годового прироста участники рынка все еще рассчитывают закончить 2008-й на позитивной ноте, то динамика 2009-го вряд ли обнадежит. В следующем году страховщики ожидают снижение темпов роста рынка на 10–15%, при худшем исходе – на 50%. «Будет тяжелая ситуация. В условиях затянувшегося кризиса хорошо, если в начале следующего года рынок выйдет на объем первого квартала прошлого. При более благоприятной ситуации увеличение сборов составит примерно 3–5%», – предполагает Светлана Гусар.

Корпоратив.
Страхование корпоративных клиентов – более прибыльное занятие, чем работа с гражданами. «Во-первых, портфель по юридиче­ским лицам лучше сбалансирован, доля каско меньше, других имущественных видов больше. Во-вторых, даже по каско убыточность по «юрикам» ниже. В-третьих, затраты на заключение одного договора, скажем, по парку из 200 машин меньше, чем по 200 договорам с ”физиками“», – объясняет Ирина Мельникова.
По оценкам экспертов, рынок корпоративного страхования по итогам первого полугодия вырос на 20–30% по сравнению с январем – июнем 2007-го. Убыточность по основным его видам оставалась в пределах 35%. Наиболее активно развивалось страхование грузов, имущества, строительно-монтажных рисков и ДМС. «Неплохая динамика была и по страхованию ответственности юридических лиц. Здесь также высокие темпы роста, но база все еще невелика», – говорит заместитель гендиректора по корпоративному бизнесу компании «Ингосстрах» Николай Галушин.
У «корпоратива» сегодня свои болевые точки. По мнению экспертов, более других пострадают такие направления, как страхование недвижимости компаний малого и среднего бизнеса, поскольку зачастую речь идет о предметах залога по банковским кредитам; страхование железнодорожных, авиационных и автотранспортных средств, приобретенных в лизинг. Еще сильнее кризис ударит по бизнесу, связанному с защитой от финансовых рисков, в частности по страхованию торговых кредитов. «Безусловно, определенное снижение сборов будет наблюдаться и в сегменте корпоративного личного страхования, в первую очередь, ДМС. В условиях сокращения издержек расходы на персонал в части так называемого социального пакета будут пересматриваться в первую очередь», – считает заместитель гендиректора ПСГ «Основа» Ольга Гафурова. Не обойдется без серьезных потерь на рынке строительно-монтажных рисков (СМР). «Сложности с финансированием приведут к сокращению объемов строительства, как следствие, к сокращению объемов СМР. В связи с долгосрочностью договоров страхования (заключаются, как правило, не на год, а на весь срок строительст­ва), в 2009 году будет наблюдаться некоторая инерция в динамике сборов», – считает Николай Галушин.
Но существуют и привлекательные виды бизнеса, например, страхование ответственности перевозчиков. «Практически все грузовладельцы сегодня готовы работать с транспортными компаниями только при наличии у по­следних адекватной страховой защиты. Потенциал у рынка здесь очень высок, и в 2009 году рост может составить до 40%», – считает гендиректор «Межрегионгаранта» Евгений Потапов.

M&A. По оценкам специалистов, финансовый кризис способен серьезно перекроить страховой рынок, и уже не за горами очередной виток слияний и по­глощений. Но ожидать новой волны инвестиций со стороны иностранных игроков не стоит. «В условиях острой нехватки ликвидности у западных компаний, а также фактически полного закрытия кредитных линий по подобным операциям – проведение крупных сделок маловероятно. К тому же, в развитых странах сейчас на продажу выставлено значительное число первоклассных страховщиков с отлаженными бизнес-процессами, отчетностью, значительной клиентской базой», – говорит руководитель департамента стратегического планирования и маркетинга страховой компании «Россия» Андрей Бондаренко. А ведь именно под иностранного инвестора многие компании в свое время себе в убыток наращивали розничные портфели, в том числе по каско и ОСАГО.
Сейчас можно ожидать продаж страховых компаний, развивавшихся под эгидой крупных банковских групп. Банки продают непрофильные подразделения, изыскивая новые ресурсы для поддер­жания собственного бизнеса, и покупатели могут рассчитывать на значительный дисконт. По мнению Ольги Гафуровой, новую волну покупок можно ждать в начале 2009-го. Михаил Мурин из «ВТБ Страхование» склонен считать, что рост активности на рынке M&A произойдет во второй половине следующего года и будет обусловлено снижением стоимости продаваемых активов. «С другой стороны, для активизации сделок, связанных с поглощением отечественных страховщиков, должна стабилизироваться обстановка на мировом финансовом рынке в целом», – добавляет он.

 

Рейтинг страховщиков: до и после кризиса

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль