Данные в отрыве

51
Аренда. Настало время для приведения бизнеса в спортивную форму. Неплохой способ повышения эффективности – прибегнуть к услугам аутсорсинговых центров обработки данных (ЦОД).

 Строительство собственного ЦОДа «с нуля» площадью около 1 тыс. кв. м (примерно 200–300 стоек) обойдется примерно в $150 млн. Аналогичный комплекс на арендованных площадях обойдется на треть дешевле. Кроме того, в дальнейшем придется оплачивать немалые расходы на электроэнергию. Аренда мощностей в течение пяти лет в аутсорсинговом центре с аналогичными характеристиками будет стоить около $35–40 млн. Разница существенная и в условиях кризиса способна привести аутсорсерам новых клиентов: желание сэкономить возобладает над врожденной российской недоверчивостью.

Перелом сознания. Но коммерче­ские ЦОДы и без того переполнены: ме­ста разбираются до окончания строительства. А ведь еще 3–4 года назад, когда в России только стали появляться первые data-центры, пригодные для оказания аутсорсинговых услуг, площадки пустовали. «Я бы не сказал, что был избыток предложения, – отмечает руководитель направления центров обработки данных компании «Крок» Руслан Заединов. – ЦОД никогда не строится ровно под текущие потребности. Просто прошло время, прежде чем заказчики смогли заполнить объекты. Этот период продолжался пару лет до 2007 года».
Нельзя отрицать роль отечественного менталитета в восприятии аутсорсинга как такового. «Раньше заказчики опасались самой возможности переноса серверов и информации, предпочитая строить собственные серверные помещения и ЦОДы», – вспоминает Руслан Заединов. Прибавьте к этому отсутствие достаточно надежных и высокоскоростных каналов связи – и получите стагнирующий спрос. «На преодоление сложностей по­требовалось порядка 5 лет, – резюмирует Руслан Заединов. – Но теперь единст­венный критерий – экономическая эффективность».
Перелом в мышлении привел в коммерческие data-центры новый тип клиентов. «В последние 1–1,5 года обращаться к услугам аутсорсеров в России стали организации, которые прежде даже не помышляли об альтернативе корпоративным ЦОДам, – говорит заме­ститель коммерческого директора Stack Group Сергей Зайцев. – Это финансовые компании, предъявляющие повышенные требования к надежности и безопасности, и телекомы, привыкшие диктовать IT-сообществу свои правила».
Изменения психологии пришлись на конец 2006 года и странным образом совпали по времени с удорожанием офисных площадей и проблемами у энергетиков. «Спрос значительно превысил предложение в середине 2007 года, – вспоминает Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort. – Виноваты острая нехватка электроэнергии, невозможность обеспечить в одном здании хотя бы два независимых источника питания и бурный рост IT-инфраструктуры».

Главное – деньги
. Под коммерче­ским data-центром принято понимать набор инженерных систем, программного и аппаратного обеспечения, которые не только гарантируют связь, надежность и защиту данных и вычислений клиента. Современный ЦОД обязан предоставлять «возможность для маневра»: заказчик сам выбирает, какое оборудование и программное обеспечение разместить. Это удобно при масштабировании корпоративных информационных систем, сопровождающем рост или сокращение бизнеса. «Сектор услуг ЦОДов можно назвать самым зрелым сегментом IT-аутсорсинга, – считает Денис Калинин. – Понятны спрос и ценообразование, есть структурированное предложение».
Строительство даже дешевых data-центров – дорогое удовольствие. По оценкам компании «Ди Си квадрат», квадратный метр обойдется от $4,8 тыс. А стоимость метра в их более надежных аналогах может доходить до $40–45 тыс. Все инженерные системы, в том числе сами центры, резервируются, предусматривается возможность работы в автономном режиме, противостояние внешним угрозам – как природным, так и организованным.
Гигантам отечественного бизнеса, например, банкам из топ-100 или нефтегазовым компаниям, по карману построить и содержать подобные центры. Тем, кто не способен нести такое бремя затрат, но хочет получить качество, – прямая дорога в клиенты аутсорсера. Конечно, если бизнес не предъявляет особых требований к информационной безопасности и по­зволяет перенести обработку и хранение данных на территорию партнера.

 

Эра дефицита. Множество проектов строительства коммерческих data-центров не спасает от дефицита площадей. Места делятся на стадии строительства, заключаются долгосрочные соглашения, аренда оплачивается на год вперед. Такие города, как Москва и Питер, хоть и отличаются дороговизной, но все равно не справляются с потоком желающих. «Около 85% существующих data-центров полностью загружены и вынуждены отказывать желающим разместить свою стойку», – говорит Денис Калинин. Как всегда, на фоне дефицита возможны ценовые спекуляции. Но, по мнению экспертов, ситуация временная, которая изменится с вводом в эксплуатацию строящихся площадок.
Новым data-центрам тяжело найти каналы связи и электропитания. «Столица переплачивает, здесь все намного дороже, – говорит генеральный директор «Синтерры» Виталий Слизень. – Например, в Красноярске 1 КВт стоит 1,17 рубля, а в Москве – 4,7 рубля. Дорого стоят разрешения на подсоединение фидеров, про стоимость рабочей силы и говорить нечего». В результате ситуация напоминает рынок недвижимости годичной давности. «Нормальная практика – осна­щение аутсорсинговой площадки под конкретного заказчика», – резюмирует генеральный директор консалтинговой компании «Ди Си квадрат» Александр Мартынюк. Хорошо, что развитие технологий хранения и обработки данных в некоторой степени компенсирует дефицит площадей. «В среднем раз в 2–3 года компания Hitachi Data Systems удваивает плотность хранения данных в производимых дисковых массивах», – приводит пример Павел Зеленский, начальник группы системной архитектуры ЦОД компании «Инфосистемы Джет».

Пользовательские качества.
Постепенно выкристаллизовалась зависимость между отраслевой принадлежностью клиента и его взаимодействием с коммерческими ЦОДами. Регулируемый законодательством бизнес более требователен. «Например, финансовые
организации оставляют в своих ЦОДах все, что связано с их нормативной деятельностью, сохранением лицензии и выполнением обязательств, платежей, – рассказывает Руслан Заединов. – Они отдают на аутсорсинг только некритичные сервисы, например, онлайновые». Для промышленников основным критерием будет уже не безопасность, а экономическая эффективность – такие предприятия готовы сотрудничать с аутсорсерами практиче­ски во всех областях IT-инфраструктуры. Особняком стоит телеком. В отрасли есть четкое разграничение систем на «отторжимые» и «неотторжимые». «Ко вторым относится биллинг основных услуг (голосовая связь, передача данных), финансовый учет, – поясняет Руслан Заединов. – Отдаваться на аутсорсинг могут си­стемы, связанные с развлекательными сервисами, например, контентные порталы».
Опрошенные «Ф.» эксперты сходятся во мнении, что 2008 год стал годом бума строительства ЦОДов – как коммерче­ских, так и частных. Это подтверждается объемами продаж компаний-по­ставщиков IT-оборудования для ЦОДов. Так, реализация Brocade в России и СНГ в 2008 финансовом году (заканчивается в октябре) выросла примерно в 2 раза по сравнению с 2007-м. Притормозить, но не отменить их «размножение» может только кризис. «Приоритеты некоторых бизнесов в отношении IT могут измениться, – считает Николай Умнов, эксперт Brocade Communications Systems. – С одной стороны, строительство собственных data-центров становится более дорогим занятием, но, с другой, должна подешеветь и недвижимость». «В ближайшие 3–5 лет спрос на услуги коммерческих ЦОДов будет развиваться такими же темпами, как и экономика страны», – считает Павел Зеленский. – Есть все шансы через 5 лет увидеть предложение, соответ­ствующее реальному спросу».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль