Виктор Носов: «Сохранить достигнутое и не рисковать понапрасну…»

85
Интервью. По мнению директора департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктора Носова, этот вид услуг ждет рост, хоть и не такой бурный, как до кризиса.

Виктор Александрович, в начале 2008 года факторинговые компании прогнозировали почти двукратный рост рынка: до $36-38 млрд. Каких результатов следует ожидать в связи с кризисом? Насколько замедлился рост?
– Почти двукратный рост рынка факторинга наблюдался в течение последних нескольких лет. Поэтому эксперты предрекали такое же увеличение и в нынешнем году. К сожалению, у нас до сих пор нет показателей первого полугодия 2008‑го по российскому рынку в целом, но очевидно, что уровень в $36-38 млрд достигнут не будет. Дело в том, что основной прирост факторинга традиционно приходился на третий и четвертый кварталы. Экономика в течение последней четверти года испытывает послед­ствия мирового финансового кризиса, и маловероятно, что проблемы быстро закончатся.
Если говорить о Промсвязьбанке, то до начала активной фазы кризиса наш бизнес традиционно рос опережающими темпами. За первое полугодие динамика увеличения объемов факторинговых операций составила более 186%. На начало июля портфель приблизился к 23 млрд рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года данный показатель стал больше в 2,2 раза. Размер уступленных денежных требований в I полугодии 2008 года – 68,8 млрд рублей.

То есть локомотивом развития российского рынка факторинга выступает начало года?
– Не совсем так. В третьем и четвертом кварталах прирост, конечно, будет, но существенно меньший, чем планировалось.

На какой итоговый показатель следует ориентироваться?
– В начале четвертого квартала все участ­ники факторингового рынка стабилизировали портфели и поделились на две части. Первые вообще не финансируют, а вторые работают со своими старыми клиентами, стабилизируют объемы лимитов финансирования.

Мы можем хотя бы оценить возможные итоги 2008 года?
– Думаю, что, если ситуация не изменится в худшую сторону, объем россий­ского факторингового рынка составит $28‑30 млрд – это, к сожалению, потолок. Что же касается Промсвязьбанка, то мы останемся на рынке факторинга первыми среди банков.

Что изменилось в фондировании факторинговых компаний и соответствующих подразделений банков?
– У всех проблема одна: где взять день­ги? Каждый решает этот вопрос в силу своих возможностей. У крупных игроков, как правило, источников больше, поэтому их клиенты чувствуют себя гораздо увереннее.

Как я понимаю, каждый выживает, как умеет.
– Это не совсем так. Единственное, что я должен сказать, – участники факторингового рынка стали лояльны друг к другу. Мы общаемся с другими банками и специализированными компаниями: координируем свои действия, что раньше было проблематично.

А как же Ассоциация факторинговых компаний, учрежденная летом 2007 года?
– Мне бы очень хотелось, чтобы она работала. Сегодня Ассоциация в рабочем состоянии была бы очень актуальна.

Что мешало запустить этот проект?
– Я слышал такую версию, что не нашлось человека, который бы все организовал. Но мне это кажется не очень убедительным. Ассоциация – хороший инструмент, который в кризис был бы весьма полезен.

Насколько подорожали услуги ф­акторинга в связи с сокраще­нием объема ликвидности? Они ведь и раньше были не очень дешевыми…
– До кризиса стоимость услуг в нашем сегменте рынка варьировалась в очень широких пределах. Разброс и теперь остал­ся большим. Некоторые игроки декларируют финансирование под «смешные» проценты…

Речь, наверное, идет об эффективной ставке на уровне 20% годовых?
– Я знаю банки, которые заявляют о более низкой ставке…

Это реально?
– Многие просто затягивают согласование и тем временем повышают стоимость.

Но точно так же работает и кредитный сектор: ссуды вроде бы выдаются, но, пока идут согласования, ставки ра­стут. О реальном финансировании, по сути, речи нет…
– У банка, как правило, одна и та же политика по кредитам и по факторингу. Если на фоне растущих расценок затягиваются решения по ссудам, то же самое происходит и с финансированием под залог прав требования. Вы правы: говорить об эффективных ставках менее 20% годовых смешно. Их нет. Кто бы что ни говорил. Это просто нереально: банки сами покупают деньги за 18% годовых, а некоторые кредитные учреждения уже платят дороже 20%. Поэтому минимальная стоимость финансирования не может быть менее 22-24%. Некоторые компании готовы платить и 50% годовых.

Как долго, на ваш взгляд, продлится такая ситуация? Ведь кризис не затронул реальный сектор…
– Я считаю, что очередь реального сектора пока не наступила. Но уже пошли неплатежи, которые имеют особенность нарастать, как снежный ком. Поэтому неспокойные времена продлятся не менее года.

Что ожидает малый и средний бизнес?
– Этому сектору стали уделять повышенное внимание и правительство, и банки. Внедрялись программы финансирования малого и среднего бизнеса. Не думаю, что они останутся без поддержки, но трудностей не избежать.

Эксперты постоянно говорят о малом и среднем бизнесе как о чем-то едином. На мой взгляд, это некорректно. Взаимоотношения средних предприятий с сектором Commercial Finance не такие, как у небольших компаний. Если объединять показатели, то получим некую «среднюю температуру по больнице».
– Не секрет, что далеко не все мелкие компании имеют какие-то положительные взаимоотношения с кредитными организациями. Многим, особенно в нынешней ситуации, рассчитывать практически не на что. Поэтому для подавляющего количества небольших предприятий ничего страшного не произошло: денег взаймы им все равно никто не давал. Единственная неприятность в ситуации кризиса – можно оказаться клиентом банка, который перестал проводить платежи. Если же обслуживание осуществляет серьезная организация, то все останется на том же уровне, что и до кризиса.

Если заглянуть в ваш портфель, то какие предприятия составляют в нем большинство?
– Наша изначальная политика была направлена на работу со средними и крупными клиентами. И только в последнее время мы стали работать с малым бизнесом.

Чем это было вызвано?
– Во-первых, среди факторинговых компаний началась конкуренция по среднему и крупному бизнесу. Во-вторых, в Москве стало тесно, и, чтобы удержать свои позиции, мы были вынуждены идти в регионы, где зачастую, кроме малого бизнеса, ничего практиче­ски и нет.

Новые клиенты появляются?
– Да, но не в том количестве, в котором они появлялись до кризиса. Сейчас наши требования существенно выросли – мы вынуждены очень тщательно отслеживать положение дел у партнеров наших клиентов, фиксировать, проводятся ли платежи от банков-контрагентов. У нас имеется список проблемных кредитных учреждений, и мы регулярно его мониторим, чтобы у наших клиентов не было неприятностей с получением денег.

Какова ваша нынешняя политика?
– Клиенты, с которыми мы работали ранее, продолжают нами обслуживаться. Другое дело, что в связи с увеличившимися рисками мы усилили работу с дебиторами наших клиентов, а также стабилизировали портфель и очень придирчиво рассматриваем новые кандидатуры. Наша позиция сдержанно консервативная: мы стараемся сохранить достигнутое и не рисковать пона­прасну.

Можно ли заработать на кризисе?
– В факторинговом сегменте – вряд ли. Те игроки, которые активно зарабатывали ранее, сегодня испытывают проблемы с фондированием. К тому же неприятности с ликвидностью у ряда факторов начались еще год назад.

Какие существуют внекризисные проблемы финансирования предприятий малого и среднего бизнеса?
– Эти фирмы требуют со стороны банков гораздо больших усилий, чем крупные холдинги. Как следствие, для работы с «малышами» нужно много сотрудников, офисных площадей и так далее. Хотя на этих предприятиях кредитные организации зарабатывают гораздо больше – этого никто не скрывает – и здесь сосредоточен основной интерес банкиров и факторов к данному сектору экономики. Но сегодня денег не хватает для всех, а для малого и среднего бизнеса – в первую очередь.

Возможна ли в России рецессия?
– Если будет выполнено все то, о чем объявило правительство, то рецессии не будет.

А есть основания не доверять правительству?
– Нет. Мы считаем, что правительство в текущей ситуации предпринимает все возможные меры для поддержания отечественной финансовой системы и предприятий реального сектора. Все анонсированные ранее мероприятия реализуются.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль