Что-нибудь

23
20.10

Первое. Олег Дерипаска – олигарх, особой популярностью у сограждан не пользуется, но в последние недели стал заметно ближе к народу. Слухи о проблемах в банке «Союз» изрядно раздосадовали клиентов и других кредитных организаций, а сообщение об остановке «ГАЗа» повергло в легкий шок отнюдь не только жителей Нижнего Новгорода. Но «Союз», в чем я не сомневался, расплатился по оферте, а на автозаводе вновь запущен конвейер. Ну а Magna нам не жалко, это уже личное дело Олега Владимировича.

Второе. В банкоматах остается наличность. Ограничения на выдачу денег пока носят локальный характер. Новости про «Глобэкс», конечно, расстраивают, но бывало хуже. В 1998-м, например. Кстати, на Украине мораторий на закрытие срочных вкладов введен официально. И там это происходит не впервые.

Третье. Банки продолжают выдавать кредиты, хотя бы потребительские. В выходные прохаживался по нескольким торговым центрам – все по-прежнему: стойки на месте, у стоек юноши и девушки с прежней ненавязчивостью предлагают экспресс-ссуды и кредитки. «И много ли выдаете?» – поинтересовался я. «Да как обычно», - отмахнулась от вопроса менеджер. Здесь два аспекта. Во-первых, потребкредитование – высокомаржинальный бизнес, завязанный на коротких деньгах, что сейчас очень актуально. Во-вторых, если объемы выдачи ссуд сохраняются, условия по ним сильно не меняются, значит, банки делают ставку на сохранение платежеспособности граждан, по крайней мере, на некоем приемлемом для них уровне.

Рост ставок по автокредитам. Здесь, я думаю, банки не врут: причина – общее удорожание заемных ресурсов. В случае с ипотекой огромную роль играет еще и «длина» фондирования. Ну а то, что большие деньги нельзя одалживать всем подряд, банкиры должны были понять намного раньше, из личного опыта хотя бы.

Четвертое. Автомобили продаются с хорошими скидками. Досрочно начинаются предновогодние акции. Исчезают очереди на востребованные модели.

Пятое. Начало (ура!) дешеветь жилье. Пока медленно, но маховик раскрутится. Сейчас можно не спешить с покупкой, время играет на покупателя. Кризис пробудит совесть в тех, кто хотел $7–8 тыс. за квадратный метр на первом этаже новогиреевской «хрущобы». «Инвестиционные» квартиры сформируют предложение, которого на ближайшее время хватит. А там, глядишь, и со строителями разберутся.

Шестое.Длина очередей в магазинах вне зависимости от их формата не изменилась. Одна из естественных потребительских реакций во времена кризиса – скупка товаров длительного пользования. Стиральные машины, холодильники, плиты – у кого есть необходимость в обновлении этих «девайсов» вполне могут рассудить, что сегодня самое время. Такое поведение поддержит в трудные времена торговые предприятия.

Оно же главное. Большинство россиян, как следует из опроса ВЦИОМ и моих личных наблюдений, имеют смутное представление о происходящем. «Кризис мировой, но мы-то живем в России». Словесные интервенции властей, транслируемые по телеканалам, надо признать, возымели эффект. Некоторые мои знакомые в регионах до того, как со мной пообщались, не испытывали ни малейшего беспокойства (каюсь, что пробудил его). А значит, кризисные явления имеют все шансы локализоваться в «финансово грамотной среде», дальнейшие же их поползновения просто увязнут в блаженном неведении, и в конце концов, как выражается мой коллега, «Вселенная сама все разрулит». Действительно, нынешний кризис – горе от ума, его спровоцировали действия финансово очень грамотных людей.

Седьмое. Цены в магазинах по основному кругу потребляемых моей семьей товаров если и повысились, то незаметно. Овощи-фрукты так и вообще в осенний сезон подешевели. Это само по себе радует, а заодно добавляет оптимизма: розничная торговля как самая близкая к народу сфера бизнеса склонна к «рефлекторным движениям» более других. В 1998-м она отреагировала повышением цен молниеносно. Конечно, тогда на продовольственном рынке была высока доля импортных товаров, и повышение цен было ожидаемой реакцией на девальвацию рубля. Но скорость, с которой переписывались прейскуранты, и тотальность удорожания говорили о психологической подоплеке происходящего. Сейчас, возможно, стабилизирующую роль играет развитие сетевых форматов. (Кстати, рядом с моим домом продолжается строительство очередного торгового центра – не похоже, что его замораживают.)

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль