Производителям машин придется встать в очередь за автолюбителями, чтобы не стать банкротами

62
Авто. Рост доходов населения и автокредитование уже не могут обеспечить роста продаж. Теперь производителям придется встать в очередь за покупателями, чтобы не стать банкротами.

Официальная статистика пока еще не зафиксировала замедления темпов роста потребительского рынка в России, однако для этого есть все основания. Во-первых, рост заработной платы в стране (по данным Росстата, в августе текущего года она оказалась на 33% выше, чем годом ранее) почти сводится на нет неукротимой инфляцией и увеличением обязательных выплат (прежде всего коммунальных услуг и процентных расходов по кредитам). Во-вторых, банки свертывают программы кредитования, которые до сих пор позволяли гражданам и компаниям тратить деньги на текущие нужды без оглядки на располагаемые доходы.

Продовольственный рынок окажется под влиянием финансового кризиса еще не скоро, однако на рынках промышленных товаров поводов для беспокойства более чем достаточно. И первыми пострадать могут автопроизводители.

Европейские и американские автодилеры ждут катастрофы. Так, в августе продажи автомобилей упали во Франции на 7,1%, в Германии – на 10,4%, в Великобритании – на 18,6%, в Италии – на 26,4%. Наибольшие потери несут производители дорогих авто. Например, продажи Aston Martin в августе сократились на 67%, Land Rover – на 60%. Продажи массовых марок падали не столь сильно, но тоже оказались болезненными для производителей: Toyota потеряла 23,2%, Ford – 13%, General Motors – 24%. В сентябре уже разорился один из крупнейших дилеров General Motors. Но ситуация будет только ухудшаться. По прогнозам Edmunds.com,

в США снижение продаж в сентябре составит 19,7% по отношению к сентябрю прошлого года, в том числе для Chrysler – 36,5%, Ford – 25,1%, General Motors – 23,9%. Показатели реализации на автомобильном рынке США могут стать худшими за последние 10 лет.

Тем временем из-за падения продаж автомобилей в Германии Россия имеет все шансы стать автомобильным цент­ром Европы, заняв первое место по числу проданных машин. Но надолго ли? Кризисные тенденции ощущаются уже и на российском рынке. По итогам авгу­ста продажи новых автомобилей сократились на 10% по сравнению с июлем, хотя оказались все-таки выше итогов августа 2007 года на 5,3%. За последний летний месяц, по данным агентства «Автостат», продажи Ford упали на 37%, Renault – на 30%, Сhevrolet – на 21%, Lada – на 9%.

С большей вероятностью падение будет наблюдаться в секторе дорогих автомобилей. Топ-менеджеры многих компаний не смогут рассчитывать на бонусы и премии, которые они получали по итогам прошлого года и даже по итогам полугодия, что означает снижение спроса с их стороны. Более того, кто-то из них сейчас озабочен вдвойне. Получив весной годовой бонус и сделав первый взнос за престижное авто, «белый воротничок» рассчитывал полностью расплатиться в конце года, а теперь оказался не только с пустым кошельком, но еще и с приличного размера долгом.

Не слишком благоприятная ситуация может сложиться и в сегментах нишевых машин – это отечественные и собранные в России внедорожники, выпускаемые Sollers, «Автотором» и «Тагазом». Маловероятно, что потенциальные покупатели известных марок, столкнувшись с недостатком средств, сделают выбор в их пользу. Зато целевая аудитория таких автомобилей легко переметнется на более доступные «седаны» и «хэтчбэки».

Впрочем, и остальные производители вряд ли будут жить спокойно. По прогнозам экспертов «Автостата», в текущем году продажи автомобилей в кредит впервые могли достичь половины всех продаж новых машин в стране. Свертывание кредитных программ затронет интересы очень многих игроков.

Не будет исключением и сегмент легких коммерческих грузовиков. Значительная часть машин приобреталась в кредит или через лизинговые программы. Сокращение активности финансовых институтов и ожидаемое сокращение темпов роста торговли приведут к кризису сектора местных перевозок. Здесь обострение, впрочем, назревало уже давно – порог входа на рынок благодаря доступным программам финансирования и широкому выбору дешевых азиатских машин был очень низок. Теперь борьба за выживание станет более жесткой, а приобретение новой техники не будет столь актуальным.

Относительное благополучие сохраняется в сегменте большегрузных автомобилей, где, несмотря на свертывание девелоперских проектов, все еще сохраняется значительный спрос, формирующийся огромными инвестиционными программами госкомпаний и инфраструктурных проектов. Но такого роста, как наблюдался в прошлые годы, не будет и здесь.

«Бум на рынке дорожного, промышленного и гражданского строительства в 2006–2007 годах и необходимость модернизации устаревшего парка тяжелых грузовиков обеспечили сильный рост спроса и продаж в России – в среднем на 37,2%, – отмечает аналитик банка «Зенит» Наталия Толстошеина. – Кризис ликвидности и удорожание финансирования привели к сдерживанию инвестиционных расходов ряда предприятий, что отражается и на рынке тяжелых грузовиков: в первом полугодии 2008 года он вырос на 18%».

Тревожные ожидания не радуют ни автогигантов, ни инвесторов, владеющих автомобильными акциями. Автозаводам придется принимать достаточно серьезные меры, чтобы повышать эффективность производства, и, вероятно, закрывать или продавать отдельные площадки, что уже наблюдается на зарубежных рынках.

В августе глобальное производство Тoyota сократилось на 17%, достигнув самого низкого уровня за 12 лет, Honda снизила выпуск на 4,8%, Nissan – на 5,5%. General Motors активно ищет покупателя на марку Hummer, надеясь за счет этого покрыть часть своих убытков.

Российские компании, наоборот, сейчас находятся в фазе активного инвестирования. «Автоваз» расширяет работу с Renault, приобретает новые производственные площадки, шокирует рынок намерением сотрудничать с Caterpillar в создании дорожно-строительной техники. ГАЗ не прекращает зарубежные приобретения. Sollers расширяет сборочные мощности и, по слухам, выступает одним из претендентов на покупку марки Hummer. С одной стороны, финансовые показатели производителей пока достаточно привлекательны и позволяют «идти против рынка». Так, выручка «Автоваза» за первое полугодие выросла на 20% по отношению к прошлому году, ГАЗа – на 4%, Sollers – на 41%, «Ижавто» – на 24%, «Камаза» – на 26%. Но тревожные симптомы уже проявляются в снижении эффективности производства. Так, у Sollers рентабельность по EBITDA сократилась с 12,4% до 12% за первое полугодие, а по итогам года компания ожидает 11,5%.

Ухудшение рентабельности показал в первом полугодии и «Автоваз», чистая прибыль которого упала на 70%. «Падение рентабельности было предсказуемым в силу высоких цен на нефтепродукты и сталь, стоимость которых существенно возросла в течение первой половины 2008 года, – говорит аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников. – «Автоваз», в свою очередь, увеличил среднюю отпускную стоимость Lada всего на 3,4% за этот период. Учитывая высокую конкуренцию в основных для компании рыночных сегментах, мы полагаем, что операционная маржа останется на низком уровне».

Между тем назревающий в отрасли кризис может оказаться полезным для потребителей. Первичное насыщение рынка уже произошло: жители небольших городов при встрече с командированным москвичом гордо кивают на свои автомобильные пробки. Конечно, многим придется отложить покупку нового, более престижного автомобиля, но это не слишком большая проблема. Зато вероятное ужесточение конкуренции между производителями позволит рынку приобрести более цивилизованные формы. Платежеспособному покупателю гораздо комфортнее будет сделать покупку, когда к нему будет стоять очередь продавцов, нежели в обратной ситуации, когда автомобиль приходится ждать месяцами и на каждом шагу сталкиваться с отвратительным сервисом.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль