Деньги больших городов

148
Рейтинг. В среднем на одного москвича из бюджета Москвы потратят в этом году 133,6 тыс. рублей. Остальным крупным городам далеко до столицы: отставание аутсайдеров
Среди городов с населением свыше 500 тыс. человек самые высокие показатели среднедушевых бюджетных расходов у двух столиц – официальной и «северной», за ними – Тюмень. Замыкают список Набережные Челны. Их отставание от Москвы – почти 15-кратное. Но даже между лидерами рейтинга наблюдаются сильные разрывы в обеспеченности бюджетными средствами: в среднем на одного москвича в год городские власти тратят 133,6 тыс. рублей, на петербуржца – уже 79,7 тыс. рублей, на тюменца – 31,3 тыс. рублей.

Первые места распределились вполне ожидаемо: в Москве и Санкт-Петербурге сосредоточены головные офисы огромного числа крупных торговых, финансовых, промышленных и транспортных предприятий. В Москве налоговые отчисления компаний и граждан составляют почти 90% доходов бюджета, в Санкт-Петербурге – порядка 80%. Этому не в последнюю очередь способствуют и статусы двух столиц – они являются субъектами федерации, а значит, налог на прибыль организаций перечисляется в их бюджеты (за минусом 6,5%, уходящих в федеральную казну). По словам помощника руководителя департамента финансов Москвы Дмитрия Филюшкина, субвенции и субсидии из федерального бюджета составляют около 2% от общей суммы поступлений и размер этой доли почти не меняется из года в год. «Целевые средства из федерального бюджета на выполнение функции столицы город получает. Арендная плата за те здания, где заседают федеральные органы исполнительной власти, установлена на минимальном уровне и, конечно, существенно меньше коммерческих расценок на московскую недвижимость», – говорит Дмитрий Филюшкин.

Третье место Тюмени объясняется ее неофициальным статусом нефтегазовой столицы страны. Главной специализацией городской промышленности является нефтесервис. Лидеры этого сегмента обеспечивают львиную долю налоговых поступлений в бюджет города. Набережные Челны оказались аутсайдером, несмотря на наличие в городе одного из самых крупных предприятий страны – завода «Камаз».

Нарисованные минусы. Дефицитными, по прогнозным значениям на 2008 год, должны стать бюджеты всех городов, включенных в рейтинг, за исключением одного. Небольшой – 140 млн рублей – профицит запланировали только власти Краснодара. Однако их ожидания могут и не реализоваться. «Скорее всего, бюджет будет дефицитным. Дело в том, что в середине года городская дума приняла закон, уменьшающий земельный налог, а бюджет планировали исходя из ранее действовавших ставок. По Налоговому кодексу законопроекты, улучшающие положение налогоплательщика, могут действовать задним числом, так что поступления по этому налогу будут меньше, чем мы планировали», – рассказала замдиректора департамента финансов администрации Краснодара Татьяна Петрухина.

Согласно российскому законодательству дефицит бюджета допустим, если он не превышает 10% от общего объема доходов за минусом безвозмездной финансовой помощи из субъекта федерации и дополнительных налоговых отчислений. Тем более что очень часто планово дефицитные бюджеты в реальности исполняются с профицитом. По данным Минфина, в 2007 году 59% местных бюджетов были сведены с плюсом, 36% – с минусом, 5% оказались сбалансированными по доходам и расходам. В Москве на 2007 год планировали дефицит в 85,1 млрд рублей, но исполнили с профицитом 27,8 млрд рублей. В Волгограде в бюджет закладывали 736 млн рублей дефицита, получили профицит 376,1 млн рублей. В Астрахани – минус 204,7 млн рублей и плюс 110 млн рублей соответственно. Такой преувеличенный пессимизм говорит о плохо отработанной системе бюджетирования и о том, что средства, выделяемые Минфином, не успевают осваиваться, в итоге запланированное финансирование строек и ремонтов «плавно» перетекает на следующий год. «Деньги из федерального бюджета передаются в город через областной бюджет: в течение года государственными властями принимается решение о дополнительном финансировании, что требует постоянной корректировки бюджета», – рассказывают в муниципальном казначействе Астрахани, бюджет которой 5 августа был увеличен почти на 5 млрд рублей (вырос на 40% по отношению к сумме, прописанной в предыдущей редакции).

Впрочем, даже профицитный бюджет не свидетельствует о том, что потребности города в финансах полностью удовлетворены: как правило, необходимая сумма в десятки раз превышает имеющуюся. «Нет такого понятия – нормальная бюджетообеспеченность. Сколько бы ни было денег – всегда найдется им применение. Элементарно – сравните состояние дорог в Москве, например, и в Волгограде, и вы поймете, куда их можно направить», – говорит руководитель департамента финансов администрации Волгограда Михаил Татаринцев.

Где взяли, куда дели. Бюджет многих городов, участвующих в рейтинге, в этом году существенно вырос. Так, плановые расходы Москвы почти на 500 млрд рублей (или в полтора раза) превышают прошлогодние затраты. Санкт-Петербург поднял планку на 100 млрд рублей, или 40%, Краснодар – на 8 млрд рублей, или 61% (это самый большой прирост среди 35 участников рейтинга). Как пояснили «Ф.» в финансовых департаментах администраций этих городов, основную часть доходов предполагается получить в виде налоговых поступлений, а также увеличения финансовых отчислений из федерального бюджета на ряд программ, которых не было в прошлом году.

Так, Астрахань, которая в этом году отмечает 450-летие, увеличила программу капитального строительства, связанную с подготовкой города к торжествам, до 4,6 млрд рублей взамен скромно запланированных 167 млн. Большая часть денег пойдет на ремонт дорог, зданий, обновление фондов ЖКХ, реконст­рукцию городских улиц и бульваров и берегоукрепление.

Дмитрий Филюшкин говорит, что рост московского бюджета происходит в основном за счет улучшения экономической ситуации. «УФНС по Москве проводит широкомасштабную программу по выводу зарплат из тени, что позволяет существенно увеличивать собственные доходы города, проводит заседания, посвященные убыточным предприятиям и выравниванию их экономического положения», – говорит он. Полученные деньги Москва тратит в основном на социальную сферу – до 80% всех бюджетных средств. «Около 100 млрд рублей в этом году будет направлено на строительство городской транспортной инфраструктуры. Мы выделим на развитие и ремонт метрополитена 40 млрд рублей: государство участвует в этой статье расходов только на 8–9%», – рассказывает Дмитрий Филюшкин.

Бюджет Краснодара существенно вырос благодаря безвозмездным поступлениям из краевого бюджета, а также росту сборов по НДФЛ и налогу на прибыль. Налоговые доходы, как и в Москве, выросли за счет активной работы по выводу зарплат и прибыли из тени. Дополнительные деньги будут направлены на капитальный ремонт многоквартирных домов, реконструкцию и содержание дорог. Кроме того, в городе начала действовать целевая программа «Краснодару – столичный облик» – только на нее в текущем году будет направлено 1,98 млрд рублей. В Волгограде дополнительные доходы были получены за счет налогов, а также субсидий из федерального бюджета, предназначенных для строительства и ремонта дорог. «Часть средств будет направлена на 25-процентную надбавку к зарплате бюджетников. В городе идет активное строительство жилья для малообеспеченных – пока на эти цели выделено 60 млн рублей, но в будущем сумма вырастет до 200 млн рублей. Конечно, субсидий не хватает: нам бы хотелось, например, получить большее финансирование уникального в своем роде вида транспорта – скоростного подземного трамвая, которого больше нет нигде в России. На поддержание этого важного для города транспорта нужны значительные деньги», – считает Михаил Татаринцев.

В Новосибирске дополнительные доходы пошли на оплату труда и дополнительные начисления по ней – они были увеличены на 2,7 млрд рублей (38%), а также капитальное строительство – на эту статью расходов добавили 4,3 млрд рублей (81%). «В расходной части бюджета на 2008 год учтено повышение зарплаты работникам органов внутренних дел, а также включены бюджетные ассигнования для выплаты муниципальной надбавки сотрудникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений и узким специалистам учреждений здравоохранения», – говорит начальник департамента экономики и финансов мэрии Новосибирска Ольга Молчанова.

VIP-ВЗГЛЯД

Михаил Гулевский, мэр Липецка:
– Мы не преследуем цели кого-то догнать и обогнать. Задача, которую ставит перед собой муниципалитет, предельно конкретна: создание максимально комфортных условий проживания в Липецке. Чтобы ее реализовать, прежде всего, конечно, нужен бюджет, предусматривающий планомерное развитие города. Его нынешний объем – около 8 млрд рублей – далеко не в полной мере отвечает этим требованиям. Масштабные капвложения необходимы для реабилитации жилищно-коммунального комплекса, модернизации существующей системы энергообеспечения с учетом нового строительства, решения вопросов социальной сферы.

Липецк, который как областной центр начал развиваться лишь в 1954 году, пожалуй, некорректно сравнивать с другими региональными столицами. Тем не менее сегодня он стоит в ряду наиболее перспективных и самых благоустроенных городов России.

Что вам нужно, чтобы догнать Москву?

Сергей Боженов, мэр Астрахани:
– Стать субъектом федерации и получить столичные преференции. Очевидно, что ни один регион, не говоря уже о муниципалитетах, коим является Астрахань, в нынешней экономической ситуации не может даже приблизиться к Москве. Здесь, например, от собственных налогов и сборов остается всего 23%. Четверть направляется в федеральный бюджет, почти половина – в областной. Но вместе с тем у нас ежегодно растут объемы инвестиций в основной капитал. Так, если в 2005 году эта цифра составляла около 9 млрд рублей, то в 2007-м мы вышли на 21 млрд, а в нынешнем, по прогнозам, объемы инвестиций составят почти 48 млрд. Кстати, по темпу роста этого показателя мы уверенно обгоняем столицу: за 5 месяцев 2008-го он составил 162%, а в Москве всего 102,5%. Хотя в фактических ценах объемы, конечно же, несопоставимые. По уровню ликвидации безработицы мы тоже перегнали столицу. У нас она составляет 0,4%, а в Москве, по результатам недавно проведенного Мосгорстатом исследования, – 1%. А в общем-то, чтобы догонять Москву, нам приходится очень кропотливо работать. Что мы и делаем. И главное, чтобы нам не мешали.

МЕТОДИКА: Как составлен рейтинг

В первый рейтинг бюджетообеспеченности были включены города с населением от 500 тыс. человек.

Согласно данным Росстата, на начало 2008 года их  в России было 35. Основные параметры бюджетов городов на 2008 год приведены с учетом последних поправок, имеющихся в правовых базах. Городам присваивались места в соответствии с плановой величиной расходов в расчете на душу населения. Сведения о расходах в 2007 году, позволяющие оценить динамику, были взяты в документах об исполнении городских бюджетов.

Рейтинг бюджетообеспеченности крупных городов* России

МестоГородЧисленность населения, тыс. человекРасходы бюджета в 2008 г., млрд рублейРасходы бюджета в 2007 г., млрд рублейРасходы на душу населения в 2008 г., тыс. рублейДефицит (-)/профицит (+) бюджета в 2008 г., млрд рублей
1Москва104431394,9928,4133,6-204,1
2Санкт-Петербург4571364,3259,379,7-53,9
3Тюмень55017,217,331,3-0,9
4Краснодар70920,312,628,60,1
5Новокузнецк56114,811,326,4-0,6
6Красноярск92724,318,726,2-1,9
7Ярославль60415,112,225,0-2,0
8Кемерово52012,310,923,7-0,6
9Новосибирск139232,825,523,6-1,6
10Иркутск57612,09,120,9-0,5
11Астрахань50010,27,720,5-0,5
12Пермь99020,214,020,4-2,3
13Хабаровск57710,88,018,8-0,6
14Екатеринбург131524,021,318,3-2,1
15Ростов-на-Дону105218,313,417,3-1,2
16Тула5048,16,716,1-0,6
17Челябинск109216,715,615,3-2,0
18Липецк5037,56,814,8-0,7
19Волгоград98614,210,014,4-1,7
20Уфа102313,911,213,6-1,0
21Пенза5096,75,913,2-0,5
22Нижний Новгород127816,913,813,2-3,0
23Омск113514,913,313,1-0,8
24Казань111614,115,712,6-1,7
25Воронеж84110,58,212,5-0,7
26Самара113913,710,912,0-1,8
27Ижевск6167,26,411,7-0,7
28Рязань5125,74,711,1-0,7
29Тольятти7057,78,211,0-1,0
30Барнаул6497,17,410,9-0,5
31Оренбург5305,75,310,8-0,3
32Владивосток5816,25,710,7-0,8
33Саратов8418,66,210,2-0,5
34Ульяновск6126,16,29,9-0,5
35Набережные Челны5064,74,69,2-0,2

* С численностью населения более 500 тыс. человек.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль