Пустые ниши

82
Специализация. Рост доходов населения и потребительский бум не приводят к увеличению числа банков, профиль которых – розничное кредитование. В условиях кризиса их количество вообще может сократиться.
Российским банкам отнюдь не свойственна узкая специализация. Все более-менее заметные нишевые банки можно пересчитать по пальцам. Тем не менее, выделяются кредитные организации, посвятившие свою деятельность если не единственной, то, во всяком случае, главной цели – кредитованию физических лиц. В рейтинге «Ф.» на 01.05.2008 таких банков 18. Из 407 кредитных организаций, активы которых составляют, как минимум, $100 млн. Лидеры потребкредитования – банки «Русский стандарт» и Хоум кредит энд финанс банк (ХКФБ). Отдельно выделяются ипотечные банки – «Дельтакредит» и Городской ипотечный банк (ГИБ).

Создание узкопрофильного банка часто обусловлено желанием наладить отдельную ветвь бизнеса и продать его, или привлечь стратегического инвестора. Так, в 2006 году Morgan Stanley купил ГИБ. Русский ипотечный банк и Башэкономбанк приобретены российскими инвесторами. Французский Societe Generale выкупил «Дельтакредит».

Другие кредитные организации не хотят становиться «специалистами». На сайтах банков в разделе «миссия» с гордостью написано об универсальности и о широком спектре банковских услуг. Очевидно, стремление к «универсальности» у нас в крови. С одной стороны, это, конечно, хорошо. Разнообразие позволяет снижать риски. Но с другой, для качественной работы по всем направлениям нужны квалифицированные специалисты и немалые средства. «У банков-монолайнеров есть некое преимущество: все подразделения и бизнес-процессы настроены на определенный круг продуктов, а сотрудники обладают более глубокими знаниями в данной области и делают свою работу эффективнее», – отмечает член правления ГИБ Ольга Садовская.

И все-таки «нишевых» банков с годами больше не становится. «Только недавно появилось осознание того, что ниша – это хорошо, а не плохо», – говорит начальник управления анализа страновых рисков и рисков финансовых институтов Промсвязьбанка Алексей Когорев.

Банки-монолайнеры представлены на российском рынке в столь малом количестве по ряду причин. Во-первых, потребительское и ипотечное   кредитование  начало развиваться в России относительно недавно (российской ипотеке исполнилось лишь десять лет).  «Доходы населения хотя и растут, что делает этот бизнес   перспективным, но они все еще гораздо ниже, чем в Центральной  и Западной   Европе, – рассуждает аналитик инвестиционной компании «Юникредит Атон» Денис Попов. – Только в последние годы направление розничного кредитования стало очень привлекательным».

Другая причина заключается в стремлении к диверсификации бизнеса. Предлагая клиентам разнообразный набор услуг, банки имеют возможность снижать свои риски. При узкой специализации это становится затруднительным. «В случае кризиса универсальному банку, как правило, легче справиться с возникшими сложностями», – отмечает Екатерина Сидорова, аналитик ИК «Тройка Диалог». Приостановить деятельность в каком-то одном направлении, например ипотечном, для универсального банка болезненно, но не смертельно. Для специализированного – значит, перестать существовать.

Диверсифицировать бизнес, занимаясь исключительно потребительским или ипотечным кредитованием сложно, но можно. В принципе, никто не мешает сортировать клиентов по отраслям. «Один из способов диверсификации – кредитование заемщиков широкого профиля, то есть получивших различное образование, работающих в совершенно разных областях экономики, с разным уровнем доходов, – объясняет Ольга Садовская. – В этом случае, даже в условиях экономического спада в одной из отраслей банки могут рассчитывать на то, что основная масса заемщиков будет продолжать своевременно и в полной мере  погашать кредиты».

Кроме того, минимизировать риски можно за счет самих кредитных продуктов. В зависимости от параметров кредита (цель, предмет залога, если он есть, категория заемщика, условия досрочного погашения) определяется процентная ставка. «Чем выше риск для банка, тем более высокая ставка устанавливается для конкретного кредита», – резюмирует Ольга Садовская.

Чаще всего банки растут на розничном рынке путем привлечения сотрудников, которые работают в компаниях-клиентах. Банки, работающие с населением напрямую, вынуждены действовать по другим схемам. Банк «Тинькофф. Кредитные системы», например, реализовал безофисную модель, при которой все общение с клиентами ведется посредством переписки и телефона.

«Основные источники фондирования ипотечных банков – кредиты на рынке капитала от разных категорий инвесторов и секьюритизация активов», – говорит Лора Файнзилберг, старший вице-президент банка «Дельтакредит». То же самое можно сказать и о монолайнерах, занимающихся потребительским кредитованием. «Банки «Русский стандарт» и ХКФБ до недавнего времени кредитовались на долговых рынках. Депозиты они не привлекали», – рассказывает Екатерина Сидорова. «Русский стандарт» к тому же не раз проводил секьюритизацию активов.

Стратегия заимствования зарубежных денег отрицательно сказалась на «специалистах». «Основная особенность специализированных банков – финансирование своих кредитных проектов за счет привлечения дешевых денег из-за рубежа. С началом кризиса иностранные деньги сильно подорожали, и их привлечение стало проблематичным. Это привело к замедлению темпов роста специализированных банков», – объясняет Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка.

Таким образом, кризис в США, мягко говоря, не поспособствовал появлению новых монобанков. Да и те, что уже имеются, собираются пересматривать свои бизнес-модели и искать новые ресурсы для фондирования. «Три основных варианта выхода из сложившейся ситуации – это продать банк, сменить бизнес-модель или пожертвовать темпами роста активов. Последним воспользуются те, кому больше ничего не остается», – подытоживает Екатерина Сидорова.

Второй способ решили применить ХКФБ и «Русский стандарт», объявив о своих намерениях привлекать депозиты. По словам Лоры Файнзилберг, ипотечный банк «Дельтакредит» как не имел проблем с финансированием, так и не испытывает сейчас. Societe Generale поддержал его во время кризиса, что позволило банку не только не замедлить темпы роста, но даже выкупать портфели ипотечных кредитов у других банков.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль