Хороший. Плохой. Никакой

76
Незаметный Сергей Игнатьев побил рекорд балагура Виктора Геращенко по времени пребывания во главе российского ЦБ. Чего добился? Где провалился? И когда уйдет в отставку?
Закрытый – главная характеристика, которую дает Сергею Игнатьеву профессиональное сообщество. Интервью он давал лишь при назначении и с тех пор уже несколько лет ограничивался редкими докладами, которые всегда зачитывает с листа. Все это дает возможность избежать прогнозов и обещаний, но и одновременно лишает возможности высказать свою позицию, защититься от критики. Между тем претензий в годы правления Сергея Игнатьева было высказано немало, касались они фактически каждого действия ведомства – от создания системы страхования вкладов до отзыва банковских лицензий. Сергей Игнатьев, который уже седьмой год возглавляет ЦБ, всю эту критику считал несерьезной до тех самых пор, пока она не вылилась в обсуждение вопроса о лишении ЦБ надзорных функций. Пока от нападок удалось отбиться. Надолго ли?

Хороший. «Контроль над инфляцией – основная задача ЦБ», – говорил всегда Сергей Игнатьев. Однако, обозначая целевую планку, в большинстве случаев он «промахивался». Что неудивительно: инфляция зависит от факторов, которые ЦБ контролировать не в состоянии (бюджетные решения правительства, мировые цены на сырье и продовольствие).

Хорошему исполнителю Сергею Игнатьеву в этих вопросах приходится еще больше, чем предшественнику Виктору Геращенко, зависеть от действий Минфина. Тут дело не только в разнице характеров, есть еще «обстоятельства»: Алексей Кудрин – бывший начальник Сергея Игнатьева в Минфине и инициатор его назначения на пост председателя ЦБ. Он также подкреплял команду ЦБ кадрами из числа минфиновских (Олег Вьюгин, Алексей Улюкаев). В связи с этим российский ЦБ вряд ли можно назвать независимым.

МВФ, ежегодно подсчитывающий индекс независимости центральных банков, присвоил недавно России 27-е место среди развивающихся стран (индекс 0,44). Более низкие оценки эксперты выставили лишь Таиланду, Египту, Израилю, Иордании и ЮАР. «Хотя во многих вопросах экономиче­ской политики Банк России несвободен от решений правительства и лишь единожды достигал целевой планки (12% в 2003 году – «Ф.»), все же именно при Сергее Игнатьеве денежно-кредитная политика стала отвечать современным стандартам, например в части определения целевых ориентиров», – считает Александр Хандруев, первый вице-президент Ассоциации региональных банков и бывший исполняющий обязанности председателя правления ЦБ.

Также к заслугам Сергея Игнатьева участники рынка относят поддержку, оказанную под его руководством коммерческим банкам. Шаги в этом направлении делались разноплановые. Конечно, наиболее важный – запуск в 2004 году системы страхования вкладов (ССВ), которая позволила многим банкам начать эффективную конкуренцию со Сбербанком. Сергей Игнатьев лично курировал этот процесс в ежедневном режиме, сам рассматривал заключения и повторные ходатайства. Впрочем, избежать проблем это не позволило. Напомним, решение о перепроверке желавших попасть в ССВ банков (у всех них уже были банковские лицензии), позже вызвало много нареканий и спровоцировало кризис доверия 2004 года. Впрочем, как отмечает член комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев, выбор именно повторного лицензирования был намеренным решением. «Оглядываясь назад, можно сказать, что плюсов в итоге этот подход принес куда больше, чем минусов, – говорит Павел Медведев. – Дополнительная система отбора позволила значительно повысить прозрачность всей банковской системы, в частности показатели капитала приблизились к реальным, стал более-менее понятен круг собственников».

«Спустя три года, прошлой осенью, ЦБ доказал, что умеет учиться на своих ошибках. Регулятор вовремя оказал поддержку сектору в момент начала кризиса ликвидности на международных рынках, введя превентивные меры и обеспечив сектор необходимым запасом ликвидности», – подчеркивает Александр Хандруев.

ЦБ и в самом деле действовал оперативно. Если в начале года он стерилизовал избыточную ликвидность (повышал процентные ставки по депозитам, обязательные резервные требования и т. д.), то потом ситуация заставила его развернуться на 180 градусов. Российские банки, привыкшие к дешевым западным ресурсам, столкнулись с резким сокращением притока денег. Им нужна была срочная поддержка. Понимая это, ЦБ внедрил целый комплекс мер. В их числе – принятие в обеспечение новых корпоративных облигаций (как рублевых, так и евро), временное снижение отчислений в фонд обязательных резервов, сессии прямого однодневного репо по фиксированной процентной ставке, введение кредитов под залог прав требований по кредитным договорам и т. д.

Плохой. Усиление надзора – еще одно ключевое направление деятельности регулятора. Хотя карт-бланш тут был дан первому зампреду Андрею Козлову, председатель ЦБ принимал в этой работе самое непосредственное участие, обсуждая с ним разные вопросы иногда по нескольку раз в день. Карались нарушители жестко. В 2006 году, в частности, ЦБ отозвал рекордное число лицензий – 60, причем 53 из них – за нарушение закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». 13 сентября Андрей Козлов был убит. Расследование и последовавшие за этим события (арест по этому делу Алексея Френкеля) вынесли внутреннюю кухню ЦБ на первые полосы газет. Далеко не в лицеприятном свете. Это заставило Генпрокуратуру в конце 2006 года начать проверку ЦБ; она выявила целый ряд нарушений. Впрочем, к особым изменениям в работе регулятора это не привело. Единственной мерой стало указание Сергея Игнатьева по устранению «некоторых» недостатков. Например, 1500 владельцам банковских акций из числа сотрудников ЦБ запретили участвовать в проверках, была закреплена практика «обязательного подробного раскрытия мотивирующей информации» в случае отказа выдать лицензию или принять банк в ССВ.

Ориентация ЦБ на содержательный анализ банка вместо формального, разумеется, банкирам не нравится, так как позволяет выносить относительно субъективные решения. Такая политика весной прошлого года подверглась жесткой критике. Депутаты на парламентских слушаниях даже предложили лишить Банк России надзорных функций, передав их Росфинмониторингу. Председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник тогда сообщил, что проводимое ЦБ «очищение от неблагополучных банков» противоречит задаче достижения банковской стабильности», так как при этом «применяются искусственные основания для отзыва лицензий». Сергей Игнатьев такого разворота событий явно не ожидал, он выглядел «обескураженным», написали тогда газеты. Спустя некоторое время реакция от руководства ведомства все же последовала – в дискуссию вступили почти все руководители ЦБ. Не смог их избежать и сам Сергей Игнатьев. Впрочем, конструктивной его реакцию назвать до сих пор нельзя, – он предложил отменить все существующие законодательные акты, оговаривающие принцип реализации надзора.

Эффективна ли борьба ЦБ против обналички? Пожалуй, не очень. Кому нужен черный нал, те его получают. Правда, цена несколько выросла. А масштабы теневой экономики до сих пор потрясают воображение. Даже сам Сергей Игнатьев признает, что ежегодно обналичивается полтора-два триллиона рублей, или около 7% ВВП, «но от года к году этот показатель снижается».

Еще одна цифра, которой сотрудники главного банка страны подтверждают результативность своих трудов, – доля наличных денег в денежной массе. В последние годы она устойчиво сокращается: в 2005 году упала до 33,2%, к концу 2006 года – до 31%, в 2007 – 27,9%. Однако представители ФСФР отмечают, что отзывы лицензий не отразились «на количестве нарушений». «ЦБ поставил крепкие ворота на пути обналички, но они, к сожалению, не прикреплены ни к какому забору», – добавляет Павел Медведев.

Это, впрочем, не мешает большинству экспертов видеть в озвученных на парламентских слушаниях обвинениях лишь войну между различными ведомствами за власть. Как отмечает директор центра экономических исследований МФПА Сергей Моисеев, по признанию МВФ и Всемирного банка нормативно-правовое регулирование в значительной мере соответствует принципам эффективного банковского надзора, разработанного Базельским комитетом. Между тем, по мнению целого ряда банкиров, которые, конечно, воздерживаются от публичной критики регулятора, главная проблема состоит не в используемой ЦБ методологии, а в совмещении в одном органе нормотворческих и контрольных полномочий, что ведет к коррупционной составляющей.

Инструкции ЦБ содержат двусмысленные трактовки, что оставляет возможность самостоятельной интерпретации их чиновниками. Например, хотя список оснований для отзыва лицензий у кредитных организаций закрытый (статья 20 закона «О банковской деятельности»), по закону о легализации лишить банк лицензии можно лишь после двух нарушений, даже если они вызваны всего лишь технической задержкой передачи сведений по подозрительным операциям.

Никакой. «По мере того как я становился полноценным главой центрального банка, я учился в ходе выступлений бормотать с большей бессвязностью. Если я кажусь вам чрезмерно ясным, вы, должно быть, неправильно истолковали то, что я сказал», – говорил председатель ФРС США Алан Гринс­пен. Судя по всему, Сергей Игнатьев хорошо следил за своим коллегой и выбрал еще более выверенный способ, позволяющий избежать введения рынка в заблуждение: раскрывать в своих выступлениях минимум информации. «Вы же знаете, как я “люблю” давать прогнозы…» – сказал он в одном из редких интервью газете «Ведомости» в 2002 году.

Бывшие коллеги Игнатьева говорят, что, прежде чем что-либо предпринять, он всегда проявляет крайнюю осторожность и готов потратить недели на детальную проработку любой темы.

«Новые идеи одобряет только тогда, когда сам проверит и убедится в отсутствии высоких рисков», – говорит бывший чиновник ЦБ. Участники рынка сходятся во мнении, что этот стиль руководства идеален для такой громоздкой структуры, как ЦБ. «В целом власть в ведомстве сосредоточена даже не у руководителей департаментов, а у среднего менеджмента. Все инструкции они пишут так, чтобы потом было легко им же самим проверять их исполнение», – говорит один из бывших сотрудников ЦБ. В России действуют несколько тысяч нормативных актов, которые регулируют банковскую деятельность, подсчитал для «Ф.» руководитель одного иностранного банка. Он отмечает, что сбор отчетности по российским стандартам бухучета перегружает финансовые службы и снижает эффективность их работы. Один из бывших коллег Игнатьева вспоминает, как тот обратил внимание на объем отчетности, подаваемой в его ведомство кредитными учреждениями. Он потратил не одну неделю на то, чтобы изучить эти сведения, и в итоге счел некоторые из них избыточными. Впрочем, руководители департаментов сумели настоять на необходимости сохранения всех этих данных. Или Сергей Игнатьев не почувствовал внутренних сил что-то менять.

Хотя устойчивая банковская система только формируется и избыточный надзор является всего лишь следствием усилий ЦБ, направленных на эффективное регулирование усложняющегося рынка, банковское сообщество сходится во мнении – ЦБ стоит сосредоточиться на монетарных мерах, контроле инфляции, требованиях резервирования. Надзор за банками, по их мнению, уже целесообразно вывести в отдельную структуру. Кстати, передачу функций ЦБ по надзору одобряют уже и в Минфине, и в администрации президента. Эти изменения по сути означают давно назревшее реформирование ЦБ. «Вопрос о начале этой работы на высшем уровне пока не поднимался», – сообщил «Ф.» источник, знакомый с ситуацией. Впрочем, не исключено, что осенью к этому вопросу в верхах все же вернутся. Глава ЦБ, кандидатуру которого в 2006 году переутвердили, не хочет досиживать до конца этого срока. «Реформаторство – не его. Кроме того, он за шесть лет устал от столь ответственной работы и уже обращался к президенту с просьбой его отпустить», – рассказывает источник. Однако мы знаем, как неохотно меняют «коней на переправе» Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Так что шансы, что Сергей Игнатьев доработает до окончания второго срока, весьма велики. Назвать имя для внесения в Госдуму президент должен за три месяца до истечения полномочий действующего главы ЦБ. То есть в конце 2009 года. Так что самое время определяться с преемником. Сергей Игнатьев же почти наверняка досидит до окончания второго срока и уйдет на заслуженный отдых.

ШТАТ: Кем руководит Сергей Игнатьев?

34% его подчиненных работают в ЦБ вдвое дольше председателя. Удерживает их на одном месте высокая зарплата и хороший соцпакет.

Число сотрудников в ЦБ огромно не только по сравнению с российскими госучреждениями (больше только в ФНС), но и с другими мировыми центробанками. Больше только у Народного банка Китая (140 тыс.). Кроме того, штат главного банка России сравним по количеству сотрудников ФРС США и всей системы Европейских центральных банков вместе взятых. Постепенное сокращение численности в планах регулятора уже несколько лет. Сдвиги уже есть. Если в 2002 году сотрудников было порядка 80 тыс., то в 2007 году – 73 тыс. О том, что штат многократно превышает оптимальный, говорят данные самого регулятора. Из них следует, что около 70% сотрудников работают в расчетно-кассовых центрах и территориальных управлениях, т. е. обслуживают платежную систему и проведение расчетно-кассовых операций. Причем, несмотря на то, что с лета прошлого года в России была запущена система валовых расчетов в режиме реального времени, о планах по уменьшению структуры аппарата в связи с этим ничего не сообщалось.

Еще одна любопытная характеристика. Согласно годовому отчету банка, большинство сотрудников находятся в возрасте от 30 до 50 лет (62%), а работают в ЦБ от 3 до 15 лет (58%). И хотя указанная градация очень размыта, вкупе с еще одним показателем – 34% сотрудников отдали денежной власти более 15 лет, – данные все же прорисовывают портрет среднего сотрудника банка. Выходит, что он пришел в структуру еще до Сергея Игнатьева и, как минимум, имеет советскую выправку. Подтверждая это, сотрудники ЦБ вспоминают такой пример. Вскоре после назначения нынешний глава ЦБ поехал изучать ситуацию «на месте». Какого же было его удивление, когда его привезли в терруправление в регионе, где не было ни одного банка. На вопрос нового руководителя о смысле присутствия в данном городе ему тут же пояснили: на случай, если в нем появятся кредитные учреждения. По возвращению в Москву новый руководитель распорядился сократить эту точку присутствия. Недовольные этим решением сотрудники ЦБ тут же нажаловались в администрацию президента. Сергею Игнатьеву пришлось отозвать свой приказ.

Кстати, по зарплате сотрудников ЦБ выгодно отличается от многих других российских госструктур. Согласно годовому отчету ЦБ за 2007 год, среднемесячный доход на одного служащего равен 44,4 тыс. рублей. Кроме того, у всех сотрудников ЦБ очень хороший соцпакет, рассказывает один из бывших руководителей ЦБ. «Любое самое серьезное лечение будет оплачено в хороших клиниках, – говорит он. – Также у банка есть собственные пансионаты для отдыха в разных регионах страны. Я был очень впечатлен уровнем обслуживания в них». Согласно отчету, на подразделения социально-бытового назначения приходится 9 тыс. сотрудников.

ОРГАНИЗАЦИЯ: Перед кем отчитывается Игнатьев

У Центрального банка особый независимый статус.

Регулятор неподотчетен ни одному из органов государственной власти за исключением Госдумы, которая назначает и освобождает от должности председателя (по представлению президента) и членов совета директоров Банка России. По сути, единственная обязанность регулятора перед представителями нижней палаты – отчитываться перед ними. Даже если достигнуть целевых показателей не удалось, законодательство не накладывает на ЦБ никакой ответственности.

ЦБ наделен самостоятельностью в решении имущественных и финансовых вопросов (касается это и распоряжения золотовалютными резервами). Однако финансовые риски Банка России не поддаются мониторингу и оценке в связи с информационной закрытостью ведомства.

Требования прозрачности­ к ЦБ предъявляются минимальные. Согласно действующему законодательству, банк имеет всего пять форм подотчетности раскрытия информации перед Госдумой. Это годовой отчет, «Основные направления единой денежно-государственной политики», проверки Счетной палаты финансово-хозяйственной деятельности, парламентские слушания, а также доклады председателя банка при предоставлении годового отчета и «Основных направлений».

Впрочем, участники рынка отмечают, что в последние годы постоянно повышается качество и доступность предоставляемой регулятором информации. Однако добавляют они, в основном это касается лишь экономических аспектов (публикуется макроэкономическая, денежно-кредитная, банковская и финансовая статистика). Что же касается операций ЦБ – все это покрыто тайной. По оценкам Сергея Моисеева из МФПА, Банк России входит в группу международных ведомств с наименьшей степенью информационной прозрачности – 3,5 балла (для сравнения в Европе 10 баллов), что ставит его в один ряд с банками Сальвадора, Бахрейна, Украины и Катара.

УСТАМИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ: Из редких выступлений Сергея Игнатьева

Март 2002

«Я буду настаивать на абсолютной независимости Центрального банка. Независимость должна быть в отношении оперативной деятельности Центрального банка, прежде всего проведения им денежно-кредитной политики».

Октябрь 2006

«Для успешной работы с сомнительными банковскими операциями, в том числе по легализации преступных доходов, необходимо пройти по цепочке, выйти на первый платеж и предъявить претензии. Но это не работа ЦБ».

Апрель 2007

«С уверенностью могу сказать, что мы действуем законно, в полном соответствии с законами «О Центральном банке» и «Банках и банковской деятельности». Судебная практика это полностью подтверждает. В абсолютном большинстве случаев мы судебные процессы выигрываем. Если и существуют некоторые несоответствия между названными мною законами, с одной стороны, и КоАП – с другой, то законодателю их нужно устранить». Выступление на съезде АРБ

Июль 2002

«Резервы для сокращения численности ЦБ мы видим, однако действовать будем осторожно, чтобы не наломать дров».

Интервью «Ведомостям»

Февраль 2007

«Банк может менять собственников, менеджеров, клиентов, но проводить фиктивные операции будет всегда. Штраф в 100 тыс. рублей, который может быть предусмотрен КоАПом, этому банку что слону дробина. Для отзыва лицензий никогда не будет оснований».

Апрель 2007

«По моему мнению, построить системы эффективного надзора только на основе формальных критериев вообще невозможно. Какими бы совершенными эти формальные критерии ни были, всегда можно “подрисовать” отчетность. Поэтому, если отказываться от принципа “профессионального мотивированного суждения”, то лучше вообще отказаться от банковского надзора, чтобы никого не обманывать».Выступление на съезде АРБ

11 июня 2004

«Банковская система здоровая, сильнее, чем несколько лет назад, в том числе благодаря мерам банковского регулирования, которые ЦБ предпринимает в последнее время… На рынке межбанковских кредитов возникла некая нервозность... Никаких зачисток в банковской системе не планируется».

Февраль 2007

«Почему Банк России и я как его председатель уделяем такое большое внимание этой теме? (закон об отмывании – «Ф.»)? Потому что считаю, что для тех лиц, которые реально контролируют эти псевдобанки, такие ключевые понятия для банковского бизнеса, как доверие, репутация, абсолютно ничего не значат. С такой же легкостью, как они обманывают российское государство, они, как говорится, «кинут» своих кредиторов, своих вкладчиков».

Апрель 2007

«Утверждается, что Банк России погряз в коррупции. Мне наши юристы подготовили справку. В банке России работают 75 тыс. человек, из них 4 тыс. человек – в надзорном блоке. Так вот. За последние пять лет никто из сотрудников Банка России не был осужден за преступления, как-то связанные с коррупцией. Более того, и дела-то не возбуждались».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль