Пора взрослеть

51
Тенденция. Схемы лизингового финансирования внедрения IT-систем на российском рынке пока представлены слабо. Привлечь деньги в лучшем случае удастся только под закупку программно-аппаратного комплекса.
Компании сектора СМБ (средний и малый бизнес) все чаще интересуются возможностью внедрения бизнес-приложений на условиях лизинга. Из двух видов такого финансирования, операционного и финансового, в применении к проектам внедрения разработчики и интеграторы предоставляют только второй. Он обладает, в соответствии с МСФО, признаками приобретения в кредит, когда итоговая сумма, выплаченная по договору лизинга, превышает стоимость проекта на процент, сравнимый с банковским овердрафтом. Обычно не более 25%. Отсутствие IT-проектов на условиях операционной схемы (аналог аренды), объясняется отсутствием продуктов, имеющих столь долгий срок службы, в отличие, например, от промышленного оборудования.

В лизинговой схеме приобретения IT-внедрения 4–5 участников: разработчик и интегратор (порой одно лицо), страховая компания, банк и клиент. Разработчик предоставляет лицензии, интегратор внедряет систему, банк кредитует, одновременно страхуя риск невозврата, клиент получает бизнес-приложение. Притягательность предложения в том, что банковский кредит на внедрение обходится компании дороже, чем лизинговый контракт с поставщиком IT-решения.

Отсутствие перспектив. Процент неудачных внедрений бизнес-приложений, по оценкам IDC, в среднем составляет 40%. Риск неудачи несет любой проект внедрения. Как следствие, позволить себе включить лизинговые программы в портфель предложений могут только крупнейшие игроки, такие как SAP, Oracle или Microsoft.

Неготовность отечественного IT-рынка к работе по лизинговым контрактам проиллюстрировала следующая история. В 2005 году ГК «Альфа-интегратор»-«Баан Евразия» и Финансовая лизинговая компания вышли на рынок с предложением локализованной ERP-системы Baan IV предприятиям машиностроения и оборонно-промышленного комплекса на условиях лизинга. Кроме поставки лицензий, контракт предусматривал передачу типовых документов по методологии внедрения, годовую техническую поддержку, обучение и «железную» часть. Работы по внедрению все же остались за рамками предложения. Срок контракта составлял два года, его стоимость – не более $300 тыс. Из-за отсутствия спроса услуга просуществовала всего 1,5 года.

Одновременно лизинговые схемы, включающие оплату консалтинговых услуг, вполне жизнеспособны на Западе. По словам Бориса Вольпе, исполнительного директора SAP в странах СНГ, корпорация работает по лизинговым контрактам стоимостью от 10 до 15 млн евро в Англии, Германии, Австрии, Франции, Швейцарии. Но это предложение скорее дополняет портфель услуг SAP, не являясь существенным источником дохода – лишь одно из преимуществ поставщика на устоявшемся рынке. Российский клиент, недавно оценивший возможности автоматизации, не может создать спрос, способный компенсировать риски IT-компаний. Единственное, что остается сектору SMB – кредитование под проект, когда компания сама обращается к банку.

Пока поставщики IT-услуг образуют тандем с банками только для приобретения лицензионного программного обеспечения или аппаратуры. Например, такую услугу предлагает компания Softline Solutions. И хотя предложение распространяется и на бизнес-приложения, подразумевающие внедрение, работы по внедрению не кредитуются. Осторожно ведет себя и «законодатель мод» для бухгалтерии «1С»: в кредит возможна только продажа программного обеспечения, но не услуг.

Что дальше? Допустим, отечественный рынок бизнес-приложений достиг точки насыщения. IT-компании повернулись лицом к SMB и начали заключать лизинговые контракты. Чего ждать клиентам? Среднее время жизнеспособности современного бизнес-приложения, то есть период, в течение которого не происходит кардинального изменения бизнес-процессов компании, в связи с расширением деятельности или открытием нового направления, составляет 3–5 лет. Выплачивая кредит в течение 1–2 лет, компания должна быть готова в скором времени к новым существенным затратам на IT. Вопрос: позволят ли изменения в бизнесе, свершившиеся за прошедшее время, а вместе с ними и новые финансовые показатели, отказаться от внедрения в долг? Придется опять заключать лизинговый контракт.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль