Бизнес и власть строят отношения

55
Событие. 18 июня прошла вторая ежегодная конференция «Финансовые и правовые механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) в России», организованная журналом «Финанс.»
Главное, что мешает бизнесу налаживать партнерские отношения с государством, – это нормативные препоны. Дело даже не в отсутствии в российском законодательстве понятия «государственно-частное-партнерство». Практически все докладчики отметили, что, несмотря на недостатки, доработанный закон о концессионных соглашениях (а именно он – основа регулирования в этой сфере) позволит найти варианты для сотрудничества. Основная сложность в том, что нынешние законы и кодексы, многие из которых приняты в 1995–2000 годы, уже не отвечают нуждам технического и технологического развития промышленности и вступают в противоречия с новыми документами – об Инвестфонде, концессиях, особых экономических зонах.

Еще одна «бумажная» проблема – устаревшие технические регламенты. «Ростехнадзор выпускает приказы на основании старых правил, которые не позволяют внедрять инновационные проекты. В них, например, не предусмотрена та производительность шахт, которая достигается благодаря новым технологиям и технике», – посетовала заместитель генерального директора СУЭК Анна Белова.

Другой сдерживающий фактор – отсутствие у государства четкого видения результата партнерства. «Власти регионов и местные власти не всегда понимают, какова конечная цель проекта. К примеру, они говорят, что нужно проложить 15 км труб для водоснабжения региона или муниципалитета. Но цель-то – не проложить эти трубы, а обеспечить водой 100% населения, а для этого существует множество других способов», – отметил вице-президент группы компаний «Евразийский» Дмитрий Пузанов.

По-прежнему остается актуальной и проблема отсутствия у чиновников стимулов для быстрого рассмотрения инициатив бизнеса. «В январе этого года мы начали согласование паспорта нашего проекта, и до сих пор процесс не завершен, – рассказал генеральный директор Корпорации развития Южной Якутии Михаил Брук. – Более того, на этой стадии чиновники начали предъявлять требования, которых не было раньше».

В России пока нет ни одного завершенного проекта в рамках ГЧП, однако у участников мероприятия накоплено уже достаточно опыта в составлении заявок, привлечении инвесторов и прохождении процедур одобрения. «Наша практика показывает, что участие в консорциуме иностранных компаний наиболее эффективно. Опыт и знания российских компаний позволят минимизировать специфические национальные риски, а участие иностранных партнеров благодаря их опыту и знанию ноу-хау обеспечит высокотехнологичную реализацию инфраструктурных проектов», – поделился с коллегами директор по инвестициям УК «Лидер» Сергей Кербер. «На стадии планирования необходимо ознакомиться с многочисленными стратегиями развития тех или иных отраслей или регионов. Если проект в чем-то будет им противоречить или недоучитывать интересы, его рассмотрение существенно усложнится», – предупредил старший экс­перт дирекции по ГЧП Института региональной политики Олег Лысак. Активно пользоваться инструментами пиар-технологий посоветовал генеральный директор МИК «Северозапад-Прикамье» Юрий Демочкин. По его словам, комплексную программу промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области старались презентовать на всех мероприятиях, где собирались влиятельные чиновники.

МНЕНИЯ ПАРТНЕРОВ

Что сдерживает развитие ГЧП?

Булат Столяров, директор Института региональной политики:

– Успешное функционирование института ГЧП – это лакмусовая бумажка состояния общественной среды, эффективности госаппарата, степени доверия в отношениях между бизнесом, государством и обществом. Для того, чтобы ГЧП «заработало», во-первых, необходимо устранить конфликты между инвестиционным, бюджетным, градостроительным и концессионным законодательством. Во-вторых – совершенствовать инжиниринго-строительную индустрию. Пока у нас все дорого и некачественно. И это придется сделать: нам, как стране, деваться некуда. Потому что со стороны бизнеса существует огромный спрос на инфраструктуру, а со стороны государства – такая же огромная потребность в разумном инвестировании нераспределенных денежных средств.

Сергей Кербер, директор по инвестициям УК «Лидер»:

– Недопонимание сути ГЧП как настоящего партнерства и отсутствие у регионов необходимых навыков для инициирования и структурирования проектов. Нужно обращаться к западному опыту, перенимать их схемы работы. В этом случае у нас есть все шансы в течение пяти лет достичь их уровня развития в сфере ГЧП. Такое партнерство выгодно: мировой опыт показывает, что порядка 80% подобных соглашений выполняется в срок и в рамках утвержденного бюджета, в то время как из государственных проектов в срок и в соответствии с бюджетом сдаются только 20%.

Виталий Максимов, генеральный директор компании «Транспроект»:

– Отсутствие цельной научно-методологической базы для оценки и отбора инвестиционных и концессионных проектов. Ее наличие могло бы существенно облегчить и ускорить данный процесс, значительно сократить издержки на разработку, увеличить финансовую  и бюджетную эффективность таких проектов. Досадно то, что отсутствие единого подхода приводит к несбалансированным и малоприменимым результатам таких работ.

Альберт Еганян, управляющий партнер юридической фирмы «Вегас Лекс»:

– Существенная разница в системе мотивации чиновников и бизнеса. Компании заинтересованы в том, чтобы их вложения были адекватны получаемой отдаче, поэтому они готовы работать больше и эффективнее. Государственных служащих финансовая сторона не интересует, поэтому стимула работать быстрее нет: они и так получат свой оклад и премии. Необходимо увязывать эти мотивации, так как в российских условиях альтернативы– ГЧП нет: полная госзарегулированность не работает, а свободный рынок невозможен, так как у нас не развита конкуренция.

Сергей Ставцев, директор по корпоративным коммуникациям ГК «Евросиб»: 

– Одна из причин, сдерживающих развитие механизма государственно-частного партнерства, – отсутствие схемы взаимодействия ведомств различного уровня (городские и областные структуры). В качестве примера могу привести ситуацию с Санкт-Петербургским транспортным узлом. Правительство города планирует вывести грузовое движение за пределы Обводного канала, демонтировать малоиспользуемые железнодорожные пути и убрать из центральной части города склады. При этом вопросы создания так называемых «сухих портов» (тыловые терминалы порта) и их транспортного взаимодействия с морским портом до сих пор детально не проработаны. И выходом из назревшей ситуации является создание комплексного плана работ, интегрирующего в себе интересы и зоны ответственности ведомств различного уровня.

Валерий Храбров, генеральный директор SAS Россия/СНГ:

– Отсутствие прозрачности структуры затрат на производство и распределение ресурсов, отсутствие стимулов для повышения эффективности деятельности поставщиков ресурсов и развития конкуренции на рынке. Непрозрачность финансовых потоков ЖКХ и риски по возврату инвестиций.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль