Малый не промах

58
Реформа. Озаботившись проблемами малого и среднего бизнеса, федеральные власти знают, что надо делать, но еще не поняли как.
Частный предприниматель Татьяна уже полгода ходит по чиновничьим кабинетам за справками и разрешениями, пытаясь начать свой бизнес – создать интернет-магазин. Также ей жалко 20 тыс. рублей, потраченных на приобретение кассового аппарата. За это время она прошла лишь полпути к открытию магазина. «Никто ничего не объясняет, откровенно посылают подальше, – возмущается Татьяна. – Почему бы не сделать пакет документов с ответами на нужные вопросы? Мы ведь платим сначала за регистрацию, затем отчисляем налоги». Президент Дмитрий Медведев дал понять, что мытарства частных предпринимателей должны остаться в прошлом. Еще до вступления в должность президента он предложил программу поддержки среднего и малого бизнеса (СМБ). Насколько действенным окажется комплекс мер?

Куда деваться. Началом кампании по поддержке СМБ можно считать высказывания тогда еще президента Владимира Путина на февральском расширенном заседании Госсовета. Основной целью он назвал «построение общества равных возможностей, общества без бедности». Через несколько дней уже Дмитрий Медведев заявил, что к 2020 году 60–70% населения России должны заниматься активной предпринимательской деятельностью, то есть представлять собой СМБ и относиться к среднему классу. Насколько реальна эта цифра? Демографы прогнозируют, что через 12–15 лет в стране сравняется количество работающих и пенсионеров.

Завышенные ожидания вряд ли помешают реформе: деваться некуда. «Рано или поздно ресурс развития экономики за счет создания и работы крупных предприятий и госкорпораций будет исчерпан, – говорит директор департамента прямых инвестиций «ВТБ Управление активами» Андрей Морозов. – А малый и средний бизнес в этом плане ограничен только численностью населения. Во многих развитых странах он дает 50% и более от объема ВВП. В США – более 80%». Доля российского СМБ в ВВП страны составляет всего 13–15%.

Первые инициативы Дмитрия Медведева в качестве главы государства коснулись в основном двух моментов – законодательно-административных изменений и борьбы с коррупцией. Спустя неделю после инаугурации президент подписал указ о поддержке малого и среднего бизнеса, а затем целую кипу документов по широкому спектру вопросов: от антикоррупционной деятельности до контроля судебной системы. Поручения даны полпредам в округах и главам субъектов. До осени они должны отчитаться о приведении в соответствие местных законов с федеральными и ответить, удалось ли снизить тарифы на подключение предприятий СМБ к электросетям. А до 1 июля 2009 года президенту на стол ляжет отчет о реализации плана мероприятий по поддержке СМБ.

Программа предполагает, что в течение года в экономике страны наступят институциональные изменения. «Безусловно, за один год развернуть всю экономику в другую сторону не получится, – рассуждает Андрей Морозов. – Инициативы правильные, но ситуация запущенная. Долгие годы вся страна жила в направлении укрупнения – министерства, ведомства, корпорации. А теперь эти же чиновники, которые занимались масштабными проектами, будут вынуждены обратить внимание на СМБ».

«Перенастройку мозгов» многим должностным лицам придется проводить по ходу дела. В глобальном плане, отмечает Владислав Курочкин, вице-президент «Опоры России» (объединяет представителей СМБ), все меры направлены на увеличение количества новых хозяйствующих субъектов. В момент создания они, как правило, являются малыми предприятиями.

Без стратегии. Слабым местом реформы эксперты видят отсутствие четко оформленного плана действий. Выпущенные документы носят декларативный характер. Также пока не ясно, чем в дальнейшем будет заниматься огромная армия сотрудников контрольно-надзорных органов, когда ей запретят без надобности приближаться к СМБ.

Необходимость освобождения представителей СМБ от непрошенного «патронажа» различных структур обозначена четко. В течение двух месяцев правительство должно подготовить и внести в Государственную думу несколько законопроектов. Основные из них: о ликвидации внеплановых проверок (должны осуществляться только по решению суда или прокуратуры, плановые – раз в три года), об уведомительном порядке открытия бизнеса и замене лицензирования страхованием в ряде отраслей.

Возможность приходить в компании с надуманными проверками хоть каждый день, разрешительный характер начала деятельности и продажа лицензий питали и плодили коррупционеров всех мастей. «Если в 2001 году объем так называемого «коррупционного бюджета» составлял около $33 млрд, то в 2005 году – $300 млрд, – приводит данные исследования на основе опросов граждан и предпринимателей президент Фонда «Индем» Георгий Сатаров. – Это самые консервативные оценки. И до сих пор рынок взяток и поборов только расширялся».

Если удастся справиться с этой проблемой, то высвобожденные деньги пойдут на развитие самого СМБ. Но оценить эффективность предлагаемых мер невозможно – пока нигде не сказано, каким образом власти собираются противостоять такого рода преступлениям. Правда, уже появился Совет по борьбе с коррупцией, который возглавил сам Дмитрий Медведев.

Но не приведет ли резкое внедрение либеральных норм к злоупотреблениям со стороны предпринимателей? «Вероятно, понадобится декларирование, когда ответственность за качество товара или услуги берет на себя сам предприниматель, а не безликий сертификат, с которого не спросишь, – поясняет Владислав Курочкин. – С точки зрения надзора декларирование сводится к тому, чтобы контрольный орган не сертификаты и разрешения продавал, а наблюдал за рынком и проверял реальное соответствие свойств товара декларации». Владислав Курочкин верит во всемогущую руку рынка, который и станет основным регулятором: некачественный товар в продаже долго не продержится. Но сработает ли эта формула в жизни? Все-таки на душе спокойней, когда знаешь: кафе или магазин, в которые ты зайдешь, постоянно проверяются санитарной инспекцией.

Трудный путь к деньгам. Финансовой стороны вопроса в программе президент не уделил много места. Указано лишь, что необходимо обеспечить доступ СМБ к финансовым ресурсам и расширять возможности таких форм, как микро­кредитование (до $50 тыс.) и кредитная кооперация.

Пока у малого бизнеса проблемы с привлечением банковских займов. Особенно сильно по нему ударил продолжающийся кредитный кризис. «Фактический коллапс рынка облигаций, резкое удорожание кредитов либо частичное ограничение кредитования поставили компании средней капитализации перед выбором, – размышляет Олег Елшин, исполнительный директор, управляющий партнер «Ист Коммерца». – В сложившихся условиях финансирование дальнейшего роста возможно только через продажу акционерного капитала – фондам private equity или проведение IPO».

Олег Елшин рассказывает, как в начале апреля он общался с менеджером крупного английского фонда private equity. Тот, потирая руки, говорил: «Мы любим инвестировать в российские компании. В одной из последних сделок мы получили десятикратное увеличение стоимости нашего пакета акций всего за полтора года». «Бедные-бедные российские акционеры этой компании, подумалось мне, – вспоминает Олег Елшин. – Как же их, бедняг, «продавили». Вспомнилась одна из шуток, гуляющих в Сity: “парни из private equity «моют» руки после сделки, потому что они по локоть в крови старых акционеров”».

Сообщений об успешной реализации фондами private equity пакетов акций российских компаний с многократной прибылью немало. Многие из фондов прямо говорят: расчетная доходность их вложений не менее 30–35% в год. «В Англии аппетиты фондов гораздо скромнее, – сравнивает Олег Елшин. – Они счастливы видеть доходность в 10–12%. Не думаю, что доходность, получаемая фондами private equity в России, является справедливой и адекватной их added value, даже с учетом дополнительных рисков».

Фонды им в помощь. «Для успешного привлечения средств инвесторов в СМБ государство должно предложить специальный механизм финансово-кредитной поддержки сектора и решить другие взаимосвязанные вопросы, – считает Георгий Кабаков, начальник управления по работе с корпоративными клиентами банка БФА. – Это развитие системы гарантийного обеспечения кредитов коммерческих банков, налоговые льготы, совершенствование законодательного поля, информационная поддержка, инфраструктуры, эффективная координация со стороны федерального центра, субъектов РФ и органов местной власти».

Из нестандартных схем финансирования, считает эксперт, интересен мировой опыт, где главную роль в поддержке СМБ играют небанковские институты – микрофинансовые организации, в том числе общества взаимного кредитования, лизинга, франчайзинга и венчурного финансирования.

В России уже работают несколько гарантийных фондов – они обеспечивают недостающий залог предпринимателям при обращении за кредитами в коммерческие банки. Еще до начала кампании по поддержке СМБ гендиректор «Центринвест груп» Алексей Гурин предлагал создать Фонд поддержки долгового рынка с целью секъюритизации и выкупа рыночных долговых инструментов компаний малой и средней капитализации. «Фонд в размере 250–300 млрд рублей может быть учрежден правительством в лице, например, Внешэкономбанка, совместно с консорциумом российских инвестиционных банков, – говорит Алексей Гурин. – Тогда он станет спасательным кругом, способным удержать СМБ на плаву СМБ в условиях кризиса ликвидности».

Дмитрий Медведев о малом бизнесе: слова и действия

19 февраля

Москва, технопарк «Строгино». «Средний класс к 2020 году должен составить 60–70% населения»

15 февраля

Красноярский экономический форум. «Для развития малого бизнеса необходимо заменить большинство разрешительных порядков на уведомительные»

27 марта

Тобольск, президиум Госсовета. «Приоритетная задача – обеспечение доступа малых предприятий к ресурсам»

14 мая

Москва. Подписан Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»

19 мая

Москва. Подписан Указ «О мерах по противодействию коррупции», создан Совет по борьбе с коррупцией

20 мая

Москва. Подписано распоряжение «Об образовании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства РФ о судебной системе»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль