Реальные банки не пускают на виртуальные барахолки

149
Наибольший риск стать жертвой карточного мошенничества – расплатиться пластиком в интернете. Особенно если онлайн-магазин не запрашивает специальные коды.
Попробовал как-то расплатиться кредиткой ВТБ24 в одном из американских компьютерных интернет-магазинов. Ввел 16-значный номер пластика и срок его действия. СVV (Card Verification Value – код, который написан на обороте карты – «Ф.») магазин не запросил, – вспоминает программист Юрий. – В результате покупку совершить не удалось: моя кредитка была отклонена, потому что ВТБ24 потребовал идентификацию по CVV2. А ведь форма онлайн-запроса не предусматривает введение этого кода! Выходит, проведение оплаты невозможно без CVV2».

Такая проблема сегодня актуальна для многих владельцев пластика. Кроме вышеупомянутого ВТБ24, идентификацию по CVV2 (для карт Visa) и CVC2 (для Mastercard) требуют, в частности, Юникредитбанк, банки «Уралсиб» и «Авангард», Росбанк, Райффайзенбанк, Абсолют-банк. «Код, расположенный на обороте карты, – уникальный номер, сгенерированный по определенному алгоритму. Его невозможно украсть, даже считав магнитную полоску с пластика (в отличие, скажем, от ФИО его владельца и срока действия). CVV/CVC-коды в некотором смысле – аналоги пин-кодов», – рассказывает начальник отдела региональных продаж департамента организации розничных продаж Связь-банка Александр Васильчиков. «Процедура проверки кодов введена международными платежными системами Visa и Mastercard и является одним из средств защиты от мошенничества. Поэтому многие банки отвергают все онлайн-операции без ввода либо с неправильным указанием CVV2 и CVC2», – продолжает начальник управления взаимодействия с платежными системами Альфа-банка Алексей Голенищев. «Совершение покупки через интернет влечет риски для всех участников операции. Естественно, каждый из них стремится свой риск минимизировать, – резюмирует директор департамента розничных банковских продуктов Абсолют-банка Эмиль Юсупов. – Кредитной организации важно убедиться, что картой пользуется именно ее настоящий держатель, поэтому запрос кода – не каприз, а необходимость».

Когда нельзя, но очень хочется. «В числе ресурсов, не требующих введения CVV, вполне может оказаться псевдоинтернет-магазин, созданный мошенниками для выуживания пин-кодов и персональной информации из владельцев пластика. Для своего же спокойствия обходите стороной сайты, которые не запрашивают CVV-коды», – советует зампред банка «Авангард» Валерий Торхов. «Стоит ли расплачиваться картой в магазине, который не заботится о безопасности своих клиентов? Наверно, есть смысл обратить внимание на другие, ведь выбор сейчас велик. При этом разница в цене товара не должна иметь определяющее значение – риск столкнуться впоследствии с мошенничеством довольно высок», – продолжает Александр Васильчиков.

Но если клиенту хочется совершить покупку непременно в магазине, который не запрашивает код, банки могут пойти навстречу. По словам Алексея Голенищева, процедуру проверки кода можно отключить. Помимо Альфа-банка, на это согласятся в «Абсолюте» и «Райффайзене». А в «Юникредите», «Уралсибе», Связь-банке, Росбанке и «Авангарде» откажут.

«Мы считаем, что клиент может сам принимать решение – какому сайту доверять, и стараемся не ограничивать возможность совершения покупок через интернет. Однако мы не рекомендуем клиентам расплачиваться на определенных типах сайтов – скажем, на интернет-аукционах, где продаются товары по низким ценам», – говорит Эмиль Юсупов.

Участники рынка советуют обращать внимание на несколько моментов при совершении покупок в интернете. По словам Валерия Торхова из «Авангарда», признак «хорошего» сетевого магазина – наличие сертификатов качества от платежных систем – Verified by Visa и MasterCard SecureCode. Начальник управления карточного бизнеса Юникредитбанка Александр Вишняков указывает на еще одну деталь: убедитесь, что ваши данные передаются в безопасном режиме сетевого соединения – адрес страницы оплаты выглядит как https://.... «Для большей безопасности подключитесь к смс-банкингу. Через несколько минут после каждой операции по карте на номер мобильного телефона ее владельца приходят сообщения о транзакции. Если мошенник использовал данные вашей карточки, то, получив уведомление об операции, которой вы не совершали, постарайтесь как можно быстрее заблокировать свой счет и в дальнейшем перевыпустить пластик», – продолжает начальник ­управления банковских карт Московского кредитного банка Игорь Соболев. Затем нужно приехать в отделение кредитной организации и написать заявление о несогласии с транзакциями, которые проводили не вы. Значительную помощь в возврате средств может оказать любая сохранившаяся у вас информация – чеки, накладные, переписка (в том числе по электронной почте и факсимильная, включая отчеты о доставке и прочтении). Наберитесь терпения. Как отмечает Валерий Торхов из банка «Авангард», процедура возврата средств может затянуться на 2–6 месяцев.

Отдели онлайн от оффлайна. В некоторых финучреждениях – в частности, в ВТБ24, «Альфе», «Возрождении», Мастер-банке – можно завести специальный пластик для совершения интернет-транзакций, оставив обычные дебитовые и кредитные карты в оффлайне. Виртуальные карты – Visa Virtual или MasterCard Virtual – предназначены только для совершения покупок в глобальной сети. Кроме всего прочего, они отличаются низкой платой за обслуживание. Скажем, в Юникредитбанке комиссия за выпуск и первый год пользования такой картой составляет 160 рублей, а в Промсвязьбанке – на 40 рублей меньше. «По виртуальным картам тоже запрашиваются CVV коды, но банки по вашей просьбе отключат их проверку. Виртуальная карта удобна, если вы хотите отделить платежи в интернете от всех остальных», – отмечает Алексей Голенищев.

Банки применяют дополнительные меры безопасности по виртуальным картам. Например, ограничивают максимальную сумму расходов – скажем, до $500 в месяц. Впрочем, из-за таких ограничений у клиентов могут возникнуть проблемы. «Из-за установленного лимита я не смог оплатить экзамен для получения сертификата «Финансовый риск-менеджер» ни своей альфовской классической «визой», ни интернет-картой ВТБ24 Visa E-card», – делится один из онлайн-пользователей банковских услуг.

С виртуальными картами бесполезно идти в обычные магазины или пытаться снять наличные в банкомате: у них нет магнитной полосы и места для подписи. Поэтому директор департамента розничного бизнеса СДМ-банка Денис Давыдов советует иметь две дебетовые карты: одну – для хранения личных средств, другую – для совершения интернет-транзакций. Переводить деньги с одной на другую можно с помощью того же интернет-банкинга.

ДОСТУП: «Золото» открывает границы

В иностранных интернет-магазинах часто не принимают к оплате карты российских банков.

Участники рынка называют несколько причин такого «отношения». По словам Эмиля Юсупова из Абсолют-банка, во многих европейских странах, а также в США принята собственная градация карт. По этой иерархии «электронный» и «классический» пластики считаются «внутренними»: с их помощью можно оплачивать покупки лишь в пределах своей страны, а транзакции за рубежом – совершать при помощи карт Gold и Platinum. «Многие иностранные интернет-магазины поддерживают эту градацию и не принимают «внутренние» карты других стран. Российским клиентам, желающим регулярно совершать покупки через зарубежные интернет-магазины, стоит получить карту с более высоким статусом. Но это дорого», – говорит Эмиль Юсупов.

«Отказы носят и технологический характер. Большая часть американских онлайн-магазинов использует не такую, как в других странах, систему дополнительной аутентификации платежей – AVS (Address Verification Service), которая не поддерживается российскими банками», – продолжает Алексей Голенищев. Александр Васильчиков из Связь-банка указывает на еще одну причину, по которой за рубежом могут отказать в приеме к оплате карт российских банков: «Существует мнение, что операции по «нашим» картам наиболее рисковые, хотя я с этим не согласен. На рынке скомпрометированных данных пластиковых карт (на хакерских сайтах, где продают их номера), доля российского пластика ничтожна».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль