Insure наши «страхи»

55
Другие. Иностранцы, хлынувшие в Россию мощным потоком еще два года назад, продолжают покупать по взвинченным ценам местных страховщиков или открывать «дочки» «с нуля».
Из событий только этого года: итальянская страховая группа Generali получила разрешение ФАС на приобретение компании, владеющей 9,6% акций «Макса». Финская Sampo покупает 100?процентный пакет в питерском «Регионе». Турецкая Fiba Group получила лицензию для российской «дочки» «Кредит Европа Лайф». Французская Mondial Assistance открыла офис в Москве.

Речь идет уже не о глобальных финансовых холдингах – они и так участвуют в капиталах крупнейших отечественных страховщиков: 36,7% «Ресо-гарантии» принадлежит французской AXA, 96,8% «Росно» – немецкому Allianz, свыше 65% «Насты» – швейцарскому Zurich. А чешско-итальянская PPF Investments ведет битву со структурами Олега Дерипаски за право владения 38,5% акций «Ингосстраха». Доля иностранцев в совокупном уставном капитале страховщиков увеличилась за прошлый год в два раза и достигла 9% при квоте в 25%. Цифры, впрочем, отражают не полную картину: зачастую международные группы владеют своими страховыми активами в России не напрямую, а через небольшие местные фирмы. По оценкам руководителя департамента стратегиче­ского маркетинга «Росгосстраха» Алексея Зубца, в прошлом году на российском рынке работало 78 операторов с участием иностранного капитала.

У нашествия с Запада есть плюсы. «За нами стоят компании с большим капиталом», – говорит Михаэль Хергезелль, гендиректор «Альянса», 100-процентной «дочки» Allianz. Но придут ли материнские структуры на помощь в сложной ситуации? Агенты рассказывают такую историю. До 1998 года большинство страховщиков использовали в качестве валюты­ по немногим в те времена договорам классического страхования жизни доллар. А «дочки» американской AIG во всем мире – от Индии до России – заключали договоры в местной валюте. Компания отказалась от спекулятивных заработков, чтобы снизить собственные валютные риски. В результате после августовского кризиса, когда отечественные страховщики разрывали договоры или вовсе отказывались платить, у AIG особых проблем не возникало. В компании уверяют: головной офис даже перевел крупную сумму в российское подразделение для индексации накоплений. Агенты, правда, не помнят, чтобы клиенты получали индексированные выплаты.

«Иностранцы более законопослушны, – рассуждает начальник аналитического центра аудиторской компании «Мариллион» Яна Мирошниченко. – Репутационные риски, которые для большинства отечественных компаний не существуют как таковые, для западных критичны». Например, многие российские страховщики испытывают проблемы с покрытием резервов надежными активами, но продолжают работать как ни в чем не бывало. Западным проще «закачать» реальные деньги, чтобы избежать малейших подозрений относительно своего финансового здоровья.

Другое преимущество международных холдингов – технологии и сервис. «Операционные процессы у западных «дочек» продуманы и отработаны до мельчайших деталей», – свидетельствует Яна Мирошниченко. «Иностранцы знают, сколько людей должно сидеть в call-центре, как выглядит максимально удобная для клиента форма полиса, – отмечает технический менеджер «АИГ Лайф» Владимир Новиков. – А у российских страховщиков многие решения принимаются на “уровне коленки”».

С приходом зарубежных акционеров бизнес приходится перестраивать. Взять, к примеру, «Насту». В ходе предпродажной подготовки компания наращивала обороты по не самым прибыльным, но розничным, а потому популярным у иностранцев видам бизнеса. По итогам 2006 года доля каско в портфеле страховщика составляла 59%, ОСАГО – 25%. Агенты «Насты» блуждали по рынку в поисках лучших работодателей. После того как в феврале прошлого года компанию приобрел финансовый холдинг Zurich, она поменяла название на «Цюрих. Ритейл», обзавелась мощными информационными системами, позволяющими контролировать бизнес, в том числе в регионах, занялась маркетинговыми исследованиями и адаптацией западных продуктов к российским реалиям. Страховщику заметно облегчили жизнь разработки Zurich, в частности при оптимизации затрат на создание подразделений. «Как бы хорошо ни работали отечественные страховщики, их расходы на обслуживание очень велики», – делится наблюдениями заместитель гендиректора «Цюрих.Ритейла» Сергей Ефремов.

Разница видна порой в мелочах. Весной Озерковская набережная в Москве наводняется людьми в деловых костюмах с сигаретами в зубах. Это сотрудники «Росно», которым акционеры-немцы запрещают курить у головного офиса. Дабы не смущали клиентов. Впрочем, перед офисом пока еще российского «Ингосстраха» тоже нельзя «дымить» – по распоряжению гендиректора компании Александра Григорьева, ведущего здоровый образ жизни.

«Я уверен, что первая пятерка российских страховщиков ни в чем не уступает западным», – говорит начальник отдела по связям с общественностью «Ингосстраха» Владимир Клейменов. Действительно, кардинальные отличия между отечественными и зарубежными компаниями становятся заметны на примере небольших операторов. Проблемы с покрытием резервов, слабо диверсифицированное корпоративное страхование, убыточный розничный бизнес – все это снижает финансовую устойчивость.

С другой стороны, иностранное происхождение страховщика – отнюдь не гарантия его надежности и качества обслуживания. Ведь западные компании работают на специфическом отечественном рынке и с отечественным персоналом. Практика показывает, что адаптируются иностранцы к российскому стилю ведения бизнеса очень быстро. Например, у той же AIG в 1999 году – неслыханное дело – отозвали лицензию за реализацию финансовых продуктов, не предусмотренных разрешительным документом. Конечно, благодаря стараниям материнской структуры уже через месяц была получена новая лицензия для работы в России. Но факт остается фактом.

«Я уверен, что для клиента нет особой разницы, где страховаться, в российской или западной компании, лишь бы они удовлетворяли его потребности», – подытоживает гендиректор «Эрго-Руси» Александр Май.

Александр Май:
- Для клиента нет особой разницы, где страховаться, в?российской компании или западной, лишь бы они удовлетворяли его потребности.

Сергей Ефремов:
- Как бы хорошо ни работали отечественные страховщики, их расходы на обслуживание очень велики.

Михаэль Хергезелль:
- За нами стоят компании с большим капиталом.

Владимир Новиков:
- У российских страховщиков многие решения принимаются “на уровне коленки”.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль