Алексей Воронцов: «Я увидел хорошую возможность построить новый Google на финансовом рынке»

71
Интервью. Залогом успеха на рынке факторинга является IT-решение, позволяющее ежедневно обслуживать тысячи клиентов. Об инновационных технологиях рассказывает директор по IT и PMO «Еврокоммерца» Алексей Воронцов.
Алексей, почему лидеры российского рынка факторинга уделяют столь серьезное внимание разработке и развитию IT-решений?
– Если посмотреть на любой из национальных факторинговых рынков, можно увидеть следующую картину. На лидера приходится порядка 25%, на ближайших трех-четырех игроков – еще 50–60%. Соответственно, ведущие пять компаний контролируют 70–80% рынка. Причиной этого являются три основных барьера, стоящих на пути развития всех факторинговых компаний. Первый – экспертиза (надо четко понимать, кому давать деньги, а кому – нет, где можно потерять, а где потерять нельзя). Второй – сеть продаж (чем она больше, тем лучше). Третий барьер – бизнес-процессы и IT-решения.

Факторинг – высокотехнологичный бизнес, который ежедневно обслуживает огромное число торговых операций. Поэтому в определенный момент своего развития любая фирма встает перед барьером, не преодолев который дальше расти невозможно. Для выполнения высококачественных операций и обслуживания большой массы клиентов необходимо иметь правильно выстроенные бизнес-процессы, квалифицированный персонал и, самое главное, IT?решение.

В чем особенность программных продуктов, предназначенных для факторинга?
Одно из основных отличий заключается в качестве операционных характеристик, которым IT-продукт должен соответствовать. Например, отказоустойчивость. Для факторинга это очень важная характеристика. Здесь работает постоянный «револьверный» механизм – клиент с отсрочкой платежа продал что-то десяти покупателям, каждый из которых гасит свой долг по индивидуальной схеме. Поэтому мы в любую секунду должны быть готовы отправить или получить платеж. И простой в течение 15 минут в сутки может стоить очень круглой суммы. Если четверть часа не работает электронная почта, то это одно, а если «зависает» информационная система, отвечающая за платежи – совершенно другое.

Получается, что при большом количестве клиентов факторинговые операции в какой-то степени похожи на банковские…
– У банков своя специфика – большинство продуктов унифицировано и стандартизовано. В нашем же случае картина совсем другая. Многие операции логически похожи, но детали их реализации сильно отличаются. Тем не менее автоматизация необходима. Поэтому подход, реализуемый в факторинге, сильно отличается от методологии, связанной с банковскими операциями, когда можно написать электронный регламент и «вогнать» в него все бизнес-процессы. Мы же вынуждены создавать набор сценариев для электронного регламента – у задачи появляется второе измерение, которое создает дополнительные сложности в ходе выработки решения. Факторинговый IT?продукт имеет большое количество вариаций применения – он подстраивается под клиента, а в банке клиент должен подстраиваться под существующий продукт, даже в том случае, когда кредитное учреждение предоставляет услуги факторинга.

Почему так происходит?
– Программное обеспечение автоматизирует бизнес-процессы. Поэтому в специализированных компаниях организационная структура и информационные технологии ориентированы на факторинг. А в банках другие задачи – там пытаются максимально эффективно использовать уже имеющиеся IT-активы, а это не всегда приводит к оптимальному для клиентов результату.

Вы долго работали в США в компании Thought Works. Ваши проекты были связаны с факторингом?
– Факторинг – это одна из отраслей финансовой индустрии. Мы занимались выработкой решений для смежных направлений, в частности для лизинга. Например, я участвовал в проекте, до сих пор осуществляющемся в интересах международной компании Caterpillar Financial. Эта работа позволила мне в полной мере прочувствовать, насколько информационные технологии могут стать стратегическим партнером для бизнеса. В «Еврокоммерц» я попал благодаря встрече с президентом компании Григорием Карповским. Я понял, что хочу работать с этой командой, и увидел хорошую возможность построить новый Google на финансовом рынке. Это произошло в октябре прошлого года.

Что вы успели сделать за это время?
– Мы построили проектный офис – Project management office. Провели полную инвентаризацию всех ведущихся в компании работ и поставили их на проектную основу. Это было необходимо сделать для того, чтобы правильно расставить приоритеты и наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы. Кроме того, мы провели аудит процессов разработки программного обеспечения для внутренних нужд и создали программу по изменению процесса разработки.

Зачем это было нужно?
– «Еврокоммерц» создал свой собственный продукт – «Фактор Онлайн», который является основой нашего информационного пространства. Он был разработан усилиями небольшой команды, быстро развивался и позволил компании стать лидером на российском рынке. Следующим этапом является расширение географии присутствия и дальнейшее развитие продуктовых направлений. Для этого нам нужно построить системное решение, которое можно будет интегрировать с лучшими специализированными решениями, в том числе, с направленными на поддержку развития бизнеса. Еще один очень значимый блок – создание гибкого подхода к разработке продуктов на основе новой технологической базы.

Почему «Еврокоммерц» пошел по пути разработки собственных IT-решений, а не использовал готовые продукты?
– Еще в 2000 году основатели компании проанализировали существовавшие на рынке западные программные продукты и поняли: их невозможно использовать в российских условиях. Причина – в России несколько иные правила ведения бизнеса и другой документооборот. Невозможно было также использование банковских IT-решений – модели бизнеса и Commercial Finance принципиально разные. Кроме того, в то время в России не существовало крупных успешных факторинговых команд, обладающих собственными программными продуктами.

По какому пути развиваются факторинговые IT-продукты?
– Первоначально любой игрок нашего сектора рынка сталкивается с необходимостью осуществлять расчеты и платежи. Поэтому создание или приобретение соответствующей программной платформы является первым этапом развития софта. Вторая задача, возникающая в процессе эволюции, – информирование клиентов о состоянии платежей, задолженностях и так далее. Третья стадия, на которой мы сейчас находимся, – создание и внедрение дополнительных сервисов, повышающих удобство работы. Например, мы предлагаем нашим клиентам электронный документооборот, значительно упрощающий схему обслуживания. Кроме того, мы интегрируем наши продукты с клиентскими учетными системами – это позволяет убрать лишние документы и повысить скорость. «Еврокоммерц» делает большую ставку на создание сильной команды, способной быстро и качественно развивать информационную платформу. Именно быстро и качественно – это очень сложное сочетание. Мы готовы привлекать самых сильных специалистов, которые есть на рынке.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль