Валерий Зубов: «монополии сильнее правительства»

53
Интервью. Член комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Валерий Зубов рассказал, какие поправки надо внести в закон о концессиях и как побороть инфляцию.
Валерий Михайлович, закон о концессиях принят два с половиной года назад, что за это время сделано?
– На финансирование государственно-частных проектов направлено только 12% от объема, запланированного на 2006–2007 годы. Я считаю, что закон о концессиях и любые другие формы взаимодействия бизнеса и государства заработают только тогда, когда предприниматели будут приходить в правительство с предложением, куда вкладывать деньги. До 2002 года действовали льготы, позволяющие компаниям уменьшать налог на ту часть прибыли, которая направлялась на инвестиционные цели. И такая форма поощрения успешно работала. Вложения были эффективными, поскольку бизнес рисковал собственными средствами. Сегодня уже признано, что закон о концессиях нуждается в существенных доработках.

Каких именно?
– Расскажу на конкретном примере. В 1997 году, когда я был губернатором Красноярского края, возник проект «Северный воздушный мост» (СВМ) – организация кроссполярных авиамаршрутов, связывающих Северную Америку с Юго-Восточной Азией через Северный полюс с возможным транзитом через сибирские аэропорты. Этот путь на пять часов короче, чем летать, к примеру, из Чикаго в Сингапур через Франкфурт-на-Майне. Сегодня в рамках СВМ ежемесячно выполняется около 600 рейсов. Но пока проект реализован лишь на 5%. Выйти на проектную мощность, 150 тыс. полетов в год, мешает неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей безопасность полетов. Так, в частности, в высоких широтах очень сложно обеспечить устойчивую радиосвязь, для чего необходимо выводить на орбиту спутники связи. СВМ рассматривался как один из возможных проектов государственно-частного партнерства, прошел согласование в МЭРТе, международный аудит, однако полгода назад из списка объектов концессионных соглашений были исключены объекты, подобные CBM. Вот мы и предлагаем дополнить этот перечень инфраструктурными системами, предназначенными для организации и обслуживания воздушного движения гражданских судов.

Сколько нужно вложить в СВМ?
– При выходе на проектную мощность общий годовой объем выручки российских участников проекта составит около $3 млрд. Реализация второго этапа СВМ потребует $500 млн, при этом доля государства может составить $150 млн.

Что еще вы планируете лоббировать в ближайшее время?
– Остался ряд старых «непроходных» законов, которые и сегодня не потеряли актуальность. Скажем, об ограничении роста тарифов на услуги естественных монополий. Сегодня только тарифы на энергоресурсы (свет и тепло) утверждаются до принятия бюджета и действуют весь год. Если происходит что-то неординарное, можно внести изменения, но только в рамках поправок в бюджет, а это процедура сложная, монополисту приходится публично все объяснять, и он трижды подумает, прежде чем о чем-то просить. Надо распространить норму на все естественные монополии – газ, железнодорожные перевозки, региональные нефтепродукты. Такой законопроект уже трижды отклонялся Думой, но при этом возразить по существу никто не может, и в кулуарах большинство депутатов инициативу поддерживает. Пока монополии сильнее правительства. Второй старый законопроект – снижение до полной отмены акцизов на бензин и солярку. Вот этот закон вряд ли когда-либо примут, так как он не рожден в недрах правящей партии. К тому же правительство против, так как документ замахивается на святое – на налоги. Если бы год назад закон был принят, это бы полностью перекрыло осенний рост цен на продовольствие.

И мы выполнили бы прогноз по инфляции?
– Выскажу крамольную мысль: хватит рассматривать показатель инфляции в качестве священной коровы. Что мы зациклились – 11,9%, 11% или 12%? Где тут принципиальная разница? Я не верю в точность таких показателей: она уводит от существа вопроса. В растущей экономике должна быть инфляция – это трудно оспариваемый постулат. Надо о другом думать. Когда в России только начинались экономические реформы, продукты импортировала одна Москва, а теперь – вся страна, доля импорта продовольствия составляет 50%. Мы умышленно сдерживали развитие собственного хозяйства, не принимали нужных законов, о которых говорилось выше, и теперь пожинаем плоды собственной нерасторопности. Разве наше правительство не знало, что идут дебаты в Евросоюзе об отмене дотаций на сельскохозяйственную продукцию? Прекрасно знало, так почему же не принимало меры?

Меры были приняты – заморозка цен, увеличение экспортных пошлин на зерно и снижение импортных пошлин на молоко...
– Заморозка цен – странная история, как их можно заморозить? У нас в стране нет поставщиков, которые бы контролировали рынок продовольствия более чем на 5% – он демонополизирован. К тому же никто не будет работать себе в убыток. Даже если цена на один вид хлеба действительно была заморожена, на другой она повысилась. Кстати, заморозили цены на те продукты, которые не так сильно выросли, – хлеб подорожал не настолько сильно, как, скажем, сыр. Да и вообще я считаю, что для россиян социальным продуктом должен быть не хлеб, а, допустим, мясо. Что же касается снижения импортных пошлин на молоко, это нам еще аукнется в текущем году. Ведь всем понятно – мы пустили в Россию больше импорта в ущерб собственным производителям. И так молоко было невыгодно производить, а теперь тем более. С зерном ситуация еще хуже. Зачем надо было сдерживать его экспорт? В кои-то веки крестьянин стал продавать выращенное по более высоким ценам и получил возможность вкладывать в производство, платить больше налогов – что плохого?

Боялись, что производители будут отправлять зерно на экспорт и цены еще больше вырастут…
– Вы думаете, крестьянину из Волгоградской области легко отправить хлеб на экспорт? Вовсе нет, это долгая история. Решение об увеличении пошлин на зерно приняли по недальновидности, в спешке: шли выборы в Думу, надо было делать что-то политически эффектное.

Как повлияет на нас рецессия в США?
– В Америке долговая экономика, долги США нарастают, и решить эту проблему можно только путем резкого обвала доллара. Вся наша финансово-кредитная система почти на 100% привязана к иностранным валютам, в основном к доллару. Если он рухнет, у нас не будет мягкой посадки – либо кризис, либо ничего. Но, думаю, пару лет мы точно продержимся.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль