Вылет задерживается

41
Публичность. Российский сектор авиаперевозок растет неплохими темпами. Но пока у рядового инвестора практически нет возможностей заработать на этом.
В 2007 году представители топ?20 российских авиакомпаний перевезли около 40 млн человек – почти на 22% больше показателя 2006 года. Эксперты прогнозируют продолжение праздника. Рынок растет, но инвестору доступны акции лишь «Аэрофлота», а также не слишком ликвидные бумаги «Сибири» и UTair. Может, кто-то еще из основных игроков собирается выйти на биржу?

Трудности бытия. О желании провести IPO в разное время говорили представители компаний «Трансаэро», «КД-авиа», «Волга-Днепр» и альянса AirUnion. Но каждой из них что-то мешало: после подобных заявлений сразу появлялось огромное количество подводных камней. Так, AirUnion мешает неопределенность с будущим собственником контрольного пакета. Довольно долго за него боролись топ-менеджмент «Красэйр» и Росимущество, а в середине февраля появился новый претендент – госкорпорация «Ростехнологии». Замминистра транспорта Александр Мишарин уже назвал такое решение правильным: «На первом этапе «Ростехнологии» получат контрольный пакет, а в ходе допэмиссии доля может снизиться». Вне зависимости от того, кому достанется альянс, в скором времени ждать IPO AirUnion не стоит. Оптимистичный прогноз – размещение в 2009 году. Ведь из-за разногласий до сих пор не завершен процесс слияния авиакомпаний, которые должны войти в будущий альянс.

Следующий претендент – «Волга-Днепр». До недавнего времени провести IPO ему препятствовал конфликт между акционерами. Он начался в конце 2005 года, когда группа «Каскол» Сергея Недорослева оспорила в суде передачу структурам, близким к менеджменту компании во главе с Алексеем Исайкиным, 16% акций авиаперевозчика. Лишь летом 2007 года менеджменту во главе с президентом «Волги-Днепр» Алексеем Исайкиным после длительных переговоров удалось выкупить 20% акций, принадлежавших на тот момент миноритарным владельцам. Сумма сделки оценивалась в $200–300 млн. После этого Алексей Исайкин сообщил возможности размещения 18% уставного капитала уже во втором квартале 2008 года. Окончательное решение компания примет после завершения процедуры аудита. Тогда же определится и с площадкой.

Готовится к IPO «Трансаэро». В июне 2007 года авиакомпания привлекла preIPO-финансирование, проведя частное размещение акций. Она продала долю своих бумаг на сумму $13,9 млн в интересах неназываемых клиентов ИК «Тройка Диалог». Представители последней тогда сообщили, что после сделки ее доля достигла 10,6% от стоимости активов эмитента, что и стало причиной раскрытия информации. Согласно стратегии «Трансаэро», теперь в 2008 году должно состояться IPO. Представитель компании Сергей Быхал уточнил, что речь идет о второй половине года. Ранее генеральный директор «Трансаэро» Ольга Плешакова говорила о возможности размещения до 17% акций.

Наконец, не отвергают идею IPO в авиакомпании «Сибирь» (сегодня работает под брэндом S7). Но ее представители отмечают, что размещение может состояться только после окончательного решения судьбы госпакета в 25,5% акций. На аукционы по его продаже в 2007 году никто не пришел. В результате Минтранс решил передать их ГТК «Россия». Пока неясно, что в итоге из этого может получиться. Аналитик «Велес Капитала» Мария Иркли не исключает, что в дальнейшем компании перейдут на единую акцию и проведут IPO. «Но это дело как минимум 2–3 лет», – говорит она. Кроме того, в «Сибири», тем более после объединения с «Россией», сопротивляться IPO может топ-менеджмент. Ему принадлежит около 63% акций, а допэмиссия приведет к потере контроля.

Готовы, но позже. В более долгосрочной перспективе выход на рынок также планируют молодые и агрессивные игроки. Например, Sky Express – первый и пока единственный в России авиадискаунтер. Компания работает чуть больше года, но уже строит планы по IPO. Не на пустом месте: она показала неплохие результаты за прошлый год. Sky Express с ходу вошел в первую двадцатку перевозчиков, сумев перевезти в 2007-м 680 тыс. пассажиров.

По словам Равиля Насыбуллова, финансового директора Sky Express, размещение может произойти в 2011 году. К этому времени согласно бизнес-плану компания выйдет на полную окупаемость вложенных в проект средств: «Прибыль компании нарастающим итогом с начала деятельности станет положительной величиной, – говорит топ-менеджер. – Целью IPO будет как привлечение дополнительного капитала, так и фиксация прибыли акционерами». А пока, разумеется, не определены ни площадка для размещения, ни размер пакета акций. При этом Равиль Насыбуллов отмечает, что IPO – лишь один из инструментов фиксации прибыли. И весьма вероятно, что компания изберет альтернативный вариант, например закрытую продажу акций. «Окончательное решение – за акционерами», – говорит финансовый директор Sky Express.

Провести IPO в 2009 году собирается калининградская компания «КД-авиа». Но при этом ее представители не раскрывают каких-либо деталей размещения. Окончательное решение будет принято по результатам освоения запланированной маршрутной сети: летом 2007 года авиакомпания начала реализацию агрессивной стратегии – сеть перевозок из городов России в Европу со стыковкой через базовый аэропорт «Храброво» в Калининграде.

Рановато будет. «Ф.» поинтересовался у экспертов, почему российские авиакомпании не стремятся на публичный рынок. Наиболее часто встречающийся ответ – компании не готовы, потому что бизнес такой. Ольга Тычкова из «Проспекта» обращает внимание на то, что для проведения IPO фирма должна соответствовать ряду требований. Одно из них – наличие отчетности по МСФО за три года. «К тому же авиаперевозки – не самый рентабельный вид бизнеса, – говорит Евгений Шаго, директор департамента аналитических исследований УК «Ингосстрах-Инвестиции». – Вследствие роста цен на топливо в конце 2007 года перевозки не растут так шустро, как прежде».

Мария Ильина из «Ист Коммерц» напоминает, что более 90% пассажиропотока обслуживает около 10 компаний-лидеров. Большинство же региональных игроков находятся на грани выживания. «Инвесторам интересны прибыльные компании со стабильными финансовыми показателями, – отмечает Мария Ильина. – Но в нынешних нелегких условиях лишь несколько компаний способны демонстрировать подобные результаты».

Наконец, не стоит забывать про конъюнктуру российского рынка. В 2008 году она не особо радует инвесторов: рынок больше падает, чем растет. Неблагоприятная обстановка может заставить компании отложить уже запланированные размещения.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль