Непристойное предложение

63
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Мировые финансы. Слово «национализация» на Западе не воспринимается как бранное, когда речь идет о судьбах тысяч людей и сохранении экономической стабильности.
Британское правительство в течение пяти месяцев пыталось найти частного инвестора, готового спасти Northern Rock. Взяться за выполнение этой миссии были готовы две команды: менеджмент банка и владелец Virgin Group миллиардер Ричард Брэнсон. Однако власти сочли оба предложения неприемлемыми. На прошлой неделе глава британского Минфина Алистер Дарлинг сделал парламенту непристойное предложение – национализировать Northern Rock.

Жертвы госкапитализма. В странах с развитой рыночной экономикой национализация крупной компании или банка – это действительно нечто из ряда вон выходящее. Это всегда крайняя мера, к которой власти прибегают лишь в том случае, когда положение компании не просто отчаянное (ведь от банкротства никто не застрахован). Оно чревато серьезными последствиями для большого числа людей – наемных работников, если речь идет о промышленной компании, или вкладчиков – как в случае с Northern Rock. Это всегда скандал, удар по репутации людей, находящихся у власти. А уж если драма разворачивается в главном финансовом центре Европы, и основное действующее лицо – кредитное учреждение, цена ошибки регуляторов становится просто неизмеримой. Премьер-министр Гордон Браун – сам в недалеком прошлом министр финансов. Поэтому шквал критики, обрушившийся на Алистера Дарлинга, – нечто большее, чем проблема отдельно взятого ведомства. Глава британского правительства перекладывать груз ответственности на плечи преемника не стал: о намерении национализировать Northern Rock он объявил лично на организованной в спешном порядке пресс-конференции. В тот же день были остановлены торги акциями злополучного банка.

Скорее всего, именно акционеры станут главными пострадавшими в результате краха Northern Rock. Конкретная схема компенсации еще не обнародована, но эксперты хором говорят, что это наверняка будут смехотворные суммы. Многие акционеры уже сейчас готовятся к судебному разбирательству с властями. Еще одна заинтересованная группа – персонал банка – около 6,5 тыс. человек, большинство из которых рискуют потерять работу. Но, по большому счету, расплачиваться за ошибки управленцев Northern Rock придется всей Великобритании. Еще в начале февраля правительство приняло на свой баланс обязательства банка на сумму 55 млрд фунтов стерлингов, в результате чего государственный долг впервые за 10 лет перевалил за 40% ВВП.

Уроки истории. Нынче национализация – не редкое явление в странах «третьего мира»: в африканских государствах, переживающих бесконечные гражданские войны, а также в Южной Америке, где радикально настроенные социалисты вроде Уго Чавеса и Эво Моралеса приходят к власти в результате демократических выборов. Но иногда случается, что контроль над частным бизнесом получают правительства, разделяющие самые либеральные идеи. Интересами частных акционеров при этом нередко пренебрегают.

Акты национализации бывали в послевоенной истории Великобритании. В частности, в период правления Маргарет Тэтчер такая незадача случилась с кредитным учреждением: в 1986 году Банк Англии выкупил за фунт стерлингов погрязшее в «плохих» долгах финансовое подразделение компании Johnson Matthey. Ту же символическую цену правительство Великобритании уплатило в 1971 году за Rolls Royce Ltd. – в те времена производителя не только роскошных авто, но и авиационных двигателей. Они, кстати, и довели компанию до банкротства.

Последняя крупная национализация в стране случилась в 2002 году. Тогда правительство перевело оператора всей системы железных дорог страны – Railtrack – в управление некоммерческой организации. Термин «национализация» тогда предпочитали не употреблять, но при этом первоначальный план предполагал, что акционеры не получат ровным счетом ничего. И лишь после того, как на железнодорожное хозяйство вдруг нашелся частный покупатель, государство предложило им компенсацию гораздо ниже рыночной цены. Акционеры пытались судиться, но это ни к чему не привело.

В США частичная национализация железнодорожных перевозок произошла в начале 70-х, когда отрасль пришла в упадок. Банкротство накрывало одну компанию за другой, и возник реальный риск того, что пассажиров просто некому будет возить. В результате на свет появилась квазигосударственная компания Amtrak, которая существует и по сей день, ежегодно получая правительственные субсидии. Еще один пример частичной национализации целой отрасли в США – из недавнего прошлого. После террористических атак 11 сентября 2001 года обеспечение безопасности на воздушном транспорте было передано государственному агентству. Оставшиеся на рынке частные компании работают только в партнерстве с ним.

Серия банковских национализаций прошла в 1983 году. В Израиле государство получило контроль сразу над несколькими крупнейшими банками страны в результате серьезного кризиса. А в Испании тогда же правительство экспроприировало целую бизнес-империю Rumasa. В нее входили сотни компаний, включая 18 банков. Холдинг понес убытки на неслыханную по тем временам сумму $2 млрд, а его хозяин, опасаясь ареста, сбежал из страны.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль