Александр Мечетин: «Лидеры набирают обороты…»

71
Интервью. О перспективах развития алкогольного рынка рассказал Александр Мечетин, предправления «Синергии» – первого российского производителя водки, прошедшего IPO.
Александр Анатольевич, как проходило размещение?
– Мы расцениваем результаты IPO как успешные – на ММВБ и РТС размещено около 19% акций, получено $190 млн. Таким образом, компания была оценена в $1 млрд. Я бы отметил следующие факторы успеха проведенного IPO. Во-первых, рынок российского крепкого алкоголя сегодня является чрезвычайно привлекательным из-за своих размеров: в натуральном выражении у нас потребляется от 170 млн до 190 млн дал водки в год. В денежном измерении это $16 млрд в год – наш рынок водки второй после США. Правда, он пока неконсолидированный – на нем трудятся более ста производителей, первая десятка которых контролирует всего лишь около 25% объема производства. Это второй фактор привлекательности. Третий заключается в том, что при сохранении объемов потребления имеется тренд на премиумизацию рынка – население становится более обеспеченным и начинает потреблять все более дорогой алкоголь и поэтому маржа бизнеса растет. «Синергия» активно развивается: в 2006 году рост объема производства составил более 60%, а среднегодовой за последние пять лет превысил 50%.

А каковы итоги прошедшего года?
– В 2007 году мы значительно увеличили объемы выпускаемой продукции: около 8 млн дал. Таким образом, прирост составил более 50%. Стратегия «Синергии» направлена на консолидацию рынка, как через органический рост, так и путем слияния и поглощения. Например, в 2006 году половина нашего роста была обеспечена M&A. В прошлом году мы эту динамику сохранили – безусловно, инвесторы это оценили.

Кроме того, мы имеем вертикально сбалансированный портфель торговых марок. У нас имеются федеральные брэнды в различных ценовых сегментах – водка «Белуга» в суперпремиальном, «Русский лед» в лоу-премиальном, «Беленькая» и «Государев заказ» в «стандарте». Портфель сбалансирован также горизонтально: кроме федеральных брэндов у нас имеются и региональные, которые выступают в роли «дойных коров», не требующих вливания в маркетинг, но дающих стабильный доход.

Наша производственная структура – семь заводов в различных регионах России. Такая география производства дает нам операционную свободу от Дальнего Востока до Северо-Запада.

В прошлом году произошла интеграция «Синергии» и завода «Традиции качества». Как проходил процесс, и как теперь все будет развиваться?
– С одной стороны, приобретая региональный завод, мы расширяем сферу его деятельности, с другой стороны, загружаем его нашими федеральными марками. Идет обмен марок, и за счет этого растут объемы продаж. Так, мы уже начали розлив «Беленькой» на различных наших заводах, тем самым снизив стоимость транспортной составляющей данной продукции, которая является федеральной и продается от Калининграда до Сахалина. С другой стороны, мы начали использование производственной площадки завода «Традиции качества», где стали разливать другие наши водки. Прежде всего – «Русский лед», который активно поставляется в Центральный регион, включая Москву. Таким образом, можно сказать, что интеграция и завода «Традиции качества», и водки «Беленькая» успешно проведена.

Каковы перспективы развития приобретенного завода?
– Мы проектируем увеличение его годового производства в два раза – с 3,5 млн дал до 7 млн дал в течение ближайших двух лет. Уже построено купажное отделение, еще нужно построить цех розлива. Думаю, в следующем году реально запустить вторую очередь завода.

Какое место на рынке вы занимаете по итогам прошлого года?
– По объемам выпускаемой продукции лидером является компания «Русский алкоголь» – более 11 млн дал за прошлый год. Затем следуем мы, «Синергия» – 8 млн дал. Необходимо упомянуть московский завод «Кристалл», который специализируется на розливе водки для сторонних заказчиков и, кроме того, выпускает свои марки. Однако если учитывать отдельно объемы заказчиков, то третье место займет компания «Винэксим» (водка «Путинка»), затем «Веда» с объемом более 5 млн дал.

Мы считаем, что в ближайшие пять лет произойдет значительное изменение конкурентного ландшафта. Связано это с консолидацией отечественных компаний и с приходом крупных иностранных игроков. Например, CDC объявила о покупке компании «Урожай» и торговой марки «Парламент». Думаю, это не последнее приобретение иностранных игроков. Конкуренция будет ожесточаться, выживут только крупные игроки, и мы прогнозируем жесткую консолидацию индустрии.

Как вы оцениваете поведение российского алкогольного рынка в 2007 году? Что его ждет в ближайшей перспективе?
– Прошлый год весьма наглядно показал, что алкогольный рынок оправился от кризиса 2006-го: объемы производства восстановились и вышли на уровень 2005 года – около 135–140 млн дал. Первая тенденция – это премиумизация рынка: люди начинают меньше потреблять алкоголя, но в то же время отдают предпочтение более дорогим напиткам. Для нас, как для производителей, это важно и это работает в пользу производителей.

Вторая тенденция, которая была не очень сильно заметна в прошлом году, но, думаю, будет продолжаться и усиливаться – уменьшение «серого» рынка алкоголя. Это происходит по нескольким причинам, главной из которых является консолидация и рост цивилизованной розницы.

Внедрение ЕГАИС также сыграло большую позитивную роль в «обелении» рынка. Среди госчиновников есть понимание: потери госбюджета составляют $1 млрд в год и с этим нужно активно бороться. Мы, как официальные производители, поддерживаем усилия государства в данном направлении.

Еще одна весьма важная тенденция – консолидация рынка. Лидеры набирают обороты, и доля первой пятерки из года в год увеличивается. В то же время за последние пять лет примерно треть производителей перестала существовать.

Консолидация – это хорошо или плохо?
– Безусловно, это положительное явление. Алкогольная индустрия обязательно должна пройти по этому пути, иначе она не сможет противостоять рознице, которая также быстро укрупняется. Как только консолидация розницы достигнет уровня 70–80%, она начнет выдвигать еще более жесткие требования ко всем производителям продуктов питания и алкоголя в том числе. Поэтому стратегически нашими конкурентами являются не игроки алкогольного рынка, а прежде всего розничные сети. Так что если алкогольная индустрия не консолидируется, то вся маржа от производства алкоголя в недалеком будущем будет забираться розничными сетями.

В вашей компании появилось три независимых директора. Кто они?
– Для дальнейшего успешного развития «Синергии» нужны внешние эксперты, люди, которые работали на рынках более зрелых, чем российский. Поэтому в нашем совете директоров появились три новые фигуры. Это бывший инвестиционный банкир, Педро Бурелли, который долгое время работал в J.P. Morgan, участвовал во многих сделках на алкогольном рынке, в частности в объединении Bacardi и Martini. Джек Кинан – легенда алкогольного рынка, человек, который стоял у истоков Diageo. До этого он был главою Kraft Foods – крупнейшей американской компании по производству упакованных продуктов питания. И, наконец, Эндрю Смит, бывший вице-президент Brown-Forman, компании, владеющей такими брэндами, как водка Finlandia, виски Jack Daniels. Его опыт работы в алкогольной индустрии насчитывает десятки лет. В итоге мы получили сбалансированный совет директоров – и инвестиционная индустрия, и стратегия, и маркетинг – это те ключевые точки, которые важны для нашей компании.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль