Налетай на каравай

59
Тенденции. Можно перечесть на пальцах одной руки компании агропромышленного сектора, рискнувшие выйти на биржу. Но эти смельчаки, похоже, – в авангарде большого движения.
Сельскохозяйственные компании сильно отстали от представителей других секторов российской экономики в сфере привлечения инвестиций. И удивления это не вызывает. АПК крайне чувствителен к степени государственной поддержки и общей макроэкономической ситуации в стране. Распад Советского Союза привел к глубокому упадку сельского хозяйства и пищевой промышленности в результате краха плановой экономики, развала централизованного управления, недостаточного бюджетного финансирования и, наконец, исчезновения государственного регулирования цен и дотаций.

В девяностые годы АПК представлял собой «черную дыру»: брошенный государст­вом сектор в условиях либерализации рынка казался почти обреченным на вымирание. Сотни разрозненных хозяйств с трудом сводили концы с концами, осваивая бывшие колхозные и совхозные мощности. Казалось бы, мрачное будущее российскому агробизнесу было заказано: нарастало технологическое отставание, равно как и число убыточных хозяйств.

Фактор господдержки. Ситуация начала улучшаться лишь в начале нового века, когда государство наконец осознало значимость агропромышленного сектора для экономики страны. «Поддержка сельского хозяйства важна как с точки зрения продовольственной безопасности, так и с позиции России во внешнем мире», – уверен Андрей Верхоланцев из «Антанты Пиоглобал». Неслучайно объем государственных дотаций сельскому хозяйству является одним из самых болезненных вопросов при переговорах о вступлении новых членов в ЕС или ВТО.

В 2005 году был запущен приоритетный национальный проект «Развитие АПК», обеспечивший протекционистское таможенно-тарифное регулирование отрасли, субсидирование процентов по кредитам (в размере 2/3 ставки) и формирование структуры земельно-ипотечного кредитования. Одновременно начался существенный рост платежеспособного спроса в связи с увеличением реальных доходов населения в России. Все это совместно с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой – ростом мирового потребления и, как следствие, увеличением цен на сырье для продовольственных товаров – значительно повысило инвестиционную привлекательность сельского хозяйства.

В результате наблюдается устойчивый рост объемов производства в АПК и увеличение числа прибыльных аграрных хозяйств. Компании все активней проявляют себя на рынке заемного капитала – им нужны деньги на модернизацию производства. Самые рисковые решились выйти на биржу.

Задор первопроходца. Первой из агропромышленного сектора IPO провела небольшая компания «Пава» (бывший «Хлеб Алтая»). В марте 2005 года она разместила на РТС и ММВБ 10% своих акций. Этот региональный холдинг с основными активами в Алтайском крае занимается закупкой, переработкой и хранением зерна, производством муки и хлебобулочных изделий. По собственным оценкам, контролирует порядка 3% рынка муки. Небольшие размеры – не повод для ограничения амбиций: «Пава» собирается заняться проектом по глубокой переработке зерна, в частности получением из него сухой клейковины, топливного этанола, кормов для животных и сжиженной углекислоты.

Размещение прошло довольно удачно: компания сумела привлечь $8 млн. Неплохо для фирмы с выручкой за 2004 год в 2,24 млрд рублей. Однако бумаги оказались неликвидными. «Недостаточно высокие объемы торгов объясняются в первую очередь небольшим free-float акций, а также не слишком впечатляющими показателями компании на фоне стагнации на рынке переработки зерна в 2006-м и первой половине 2007 года», – говорит вице-президент «Павы» Сергей Столбов.

В конечном счете ее акции вышли из котировальных листов российских площадок, не выдержав требований по минимальному объему оборота торгов по бумагам. Однако Сергей Столбов рассчитывает, что уже в феврале – начале марта они вернутся в лист «Б». До конца года «Пава» планирует разместить допэмиссию акций в секторе AIM Лондонской фондовой биржи: «То, что мы собираемся делать, достаточно ново для России и, соответственно, рискованно, – размышляет Сергей Столбов. – В то же время подобная стратегия позитивно воспринимается западными инвесторами. Сектор AIM LSE – как раз то место, где успешно привлекаются инвестиции в интересные и перспективные проекты на ранних стадиях».

Весьма вероятно, что второе размещение акций пройдет успешно. Перспективы зернового рынка выглядят более привлекательно, чем несколько лет назад. «За последние пять лет темпы роста потребления зерна составили 1,8%, в то время как производства – лишь 1,2%. Нарастающий лаг между спросом и предложением уже привел к значительному росту цен на зерно, и в дальнейшем они продолжат расти», – полагает аналитик «Ист Коммерц» Марина Гладкова. Цены взвинчивают увеличение потребления в странах Азии и Африки и растущий интерес к производству биотоплива.

Обдуманная публичность. Следующего представителя АПК показаться на публике подвигла как раз благоприятная конъюнктура цен на мировом рынке зерна. Группе «Разгуляй» было чем похвастаться: это один из крупнейших российских агрохолдингов, контролирующий порядка 10% рынка торговли зерном, 16% – крупы, 3% – муки и почти 12% – сахара. Два отраслевых холдинга (зерновой и сахарный) в 2006 году пополам делили выручку предприятия.

IPO «Разгуляя» в начале 2006 года вызвало ажиотаж среди инвесторов. Как горячие пирожки, они расхватали акции по верхней границе ценового диапазона: спрос превысил предложение в шесть раз. И активно скупали бумаги в первый день: в ходе торговой сессии котировки подскочили на 20% с цены размещения. «Разгуляй» привлек $144 млн, а его капитализация по итогам IPO достигла $509 млн. Рынок привлекла новая инвестиционная идея: акции «пищевиков» и розничных сетей уже приелись и были изрядно переоценены. Интерес к компании подогревали хорошие новости с мировых рынков: на них сложилась благоприятная ситуация для экспорта отечественного зерна. По мнению Андрея Верхоланцева, это стало важнейшим драйвером для роста котировок холдинга. «По сути, рост «Разгуляя» – это реакция на подорожавшие продукты питания. Конкретно в акциях этой компании рынок перешел на качественно иной уровень оценки компаний АПК, отражающий текущие мировые цены, соотношение предложения и спроса».

Привлекательным инвесторам виделось и второе направление бизнеса. Конечно, себестоимость производства сахара из свеклы выше, чем из тростника. Но этот фактор сглаживается за счет протекции государства: субсидий, импортных пошлин и квот. Поэтому производство сахара в условиях вертикальной интеграции холдинга (начиная с выращивания свеклы) оказывается весьма выгодным делом. Так, в 2006 году рентабельность по EBITDA от продаж свекловичного сахара составила 27% – довольно высокий показатель для сельскохозяйственной продукции.

Вдохновленный успехом первичного размещения, «Разгуляй» пошел на второй заход: в ноябре 2007 года холдинг разместил допэмиссию акций, заработав $70 млн и до 42% увеличив free-float. Это еще больше подстегнуло котировки бумаг: с момента SPO к 05.02.2008 акции «Разгуляя» показали рост в 48%. Несмотря на неплохую динамику, многие аналитики по-прежнему считают компанию недооцененной. «Мы положительно оцениваем перспективы «Разгуляя»: компания правильно перестроилась под изменившийся стиль рынка, стала экспортировать больше зерна, выращивать собственную сахарную свеклу и рис, тем самым снижая зависимость от поставщиков сырья», – отмечает Иван Николаев из «Ренессанс Капитала».

Мясная история. Третьим участником, прорвавшимся на фондовый рынок, стала группа «Черкизово». Планы по проведению IPO она строила с 1998 года. Но каждый раз владельцу холдинга Игорю Бабаеву что-то мешало. Даже состоявшееся в июне 2006 года размещение акций не обошлось без проблем: IPO омрачилось перетряской состава андеррайтеров прямо накануне сделки. В итоге размещение большинство аналитиков признало успешным: компания разместила на Лондонской бирже, РТС и МФБ почти 28% уставного капитала, сумев привлечь $251 млн (подробнее в № 2, 2008).

Правда, эксперты отмечают, что инвесторы интересовались не самой компанией, а скорее сектором рынка, в котором она работает. Стратегической целью национального проекта «Развитие АПК» ставилось ускоренное развитие животноводства. И именно в эту отрасль шел основной массив государственных субсидий и дотаций. А после введения квот на импорт на 2003–2009 годы цены на реализацию свинины и птицы взлетели, превзойдя западные уровни на 30% и 85% соответственно. Марина Гладкова отмечает особые условия для предприятий мясопереработки в системе налоговых выплат: «Разработана специальная схема, согласно которой подоходный налог для них составляет чуть более 6%. Ставку планируется повысить до 18% к 2012 году и до 24% к 2015-му».

Аналитики положительно оценивают стратегию компании – снижение в выручке доли мясоперерабатывающего сегмента за счет увеличения более доходных свиноводства и птицеводства. Владельцы птицефабрик и свиноферм пока не столкнулись с проблемой насыщения рынков. Тенденция прослеживается и по финансовым показателям группы. Так, по данным компании за 6 месяцев 2007 года, на долю мясного производства в выручке приходится порядка 63%. В чистой прибыли – всего 4%. В то же время птицеводство обеспечивает 70% прибыли и лишь 30% выручки. Неслучайно группа «Черкизово» особенно активно ведет себя рынке птицы, выкупив летом 2007-го компанию «Куриное царство» и став крупнейшим производителем мяса птицы в России.

Впрочем, за время торгов акции «Черкизово» так и не смогли вырасти, хотя периодически превышали цену размещения. Инвесторам не нравились затянувшееся закрытие сделки с «Куриным царством», не слишком впечатляющие финансовые показатели компании. Свою лепту вносит и неопределенность с перспективами холдинга: пока неясно, как группа справится со снижением импортных квот в 2009 году. «Существует риск, что после отмены льгот компаниям сектора придется довольно тяжело», – размышляет Марина Гладкова.

Корень зла. Похоже, инвесторы разглядели основные причины привлекательности сельскохозяйственного сектора: растущее население Земли упрямо хочет кушать. И все же представители перспективной отрасли робко относятся к публичности. После успешного IPO «Разгуляя» аналитики пророчили бум сельскохозяйственных размещений. Но остальные игроки рынка только грозятся выйти на биржу в 2008 году. В частности, о таких планах заявляли «Евросервис», ОГО, «Продимекс».

Первый из факторов, препятствующих выходу компаний АПК на IPO, – низкий уровень консолидации отрасли: «Сельскохозяйственный рынок сильно фрагментирован, много маленьких производителей, которые из-за небольших размеров своих операций просто не могут выйти на биржу», – отмечает Иван Николаев. Вторая причина – низкая прозрачность компаний, не имеющих в большинстве случаев консолидированной финансовой отчетности и культуры раскрытия информации. Третья проблема – высокая зависимость от государственной поддержки и политики в области субсидирования сельского хозяйства. Четвертый фактор – специфика аграрного бизнеса, связанная с короткими горизонтами планирования и его высокой зависимостью от погодных условий.

Пока российский агробизнес мучается вопросами выбора источников инвестиций, просчитывая возможные риски, активно скупают черноземные пашни западные компании. В конце декабря 2007 года на Стокгольмской бирже свои акции разместила компания Black Earth Farming, сумев привлечь порядка $250 млн. Ее владельцы – шведские инвестиционные фонды Investment AB Kinnevik и Vostok Nafta Investment, которым принадлежит 70% акций. Единственный актив Black Earth – 277 тыс. га земли в центральном Черноземье России, засеянных рапсом, ячменем, кукурузой и пшеницей. Заработанные на IPO деньги компания намерена потратить на дальнейшую скупку земли, так как в России сельхозугодья, по данным компании, стоят в 10–15 раз дешевле, чем в Аргентине и в 60 раз дешевле, чем в Швеции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль