Nano-технологии

30
Решительно не понимаю ажиотажа вокруг индийского Nano. В четверг презентация этого «чуда» стала новостью дня в России: «Вести» крутили «картинку» с автосалона в Дели в прямом эфире с титрами на санскрите. Это даже как?то унизительно, честное слово, – «продавать» так дорого новость о дешевой машине в стране, которая вроде бы уже не считает себя отсталой.

Мне кажется, сие событие представляет интерес сугубо специальный – для руководителей автоконцернов, но никак не для российских обывателей. Рынок «сверхбюджетных» средств передвижения, наверное, действительно огромный. И если отбросить самокаты, велосипеды и скутеры, а сосредоточиться на его «премиум-сегменте», то есть на четырехколесных экипажах с моторчиком, то, пожалуй, можно заработать неплохие деньги. Если я не ослышался, ведущая теленовостей говорила, что только индийский рынок способен «переваривать» по 15 млн сверхдешевых авто. При этом Tata, явившая миру Nano, планирует выпускать для начала 100 тыс. в год. То есть заказами она будет обеспечена на полтора века вперед. В прессе, правда, видел другие цифры: кто-то написал, что Tata Motors начнет с 200 тыс. в год и постепенно дойдет до миллиона, кто­?то обозначил планы компании в 500 тыс. единиц. В конце концов, это и не важно, и так понятно, что до России Nano в обозримом будущем не дойдет. И поводов для печали нет. Если вы хотите покупать новую машину за $2500, вы должны жить в стране, где рабочий на автозаводе получает не больше $100 в месяц. Вроде бы Renault, GM и даже наш ГАЗ вслед за индусами собираются заняться малобюджетной автомобилизацией. Но не думаю, что выпускать «нанолитражки» будут в Детройте или Нижнем Новгороде. Производственную базу проще найти в той же Индии. Вон, Bajaj, тамошняя компания, уже разработала конкурента для Nano.

А вообще, говорить о феномене «народного транспортного средства» как о чем-то новом, наивно. После Второй мировой в бедной Европе очень популярны были мотоколяски, не гнушалась их выпуском даже BMW. Потом, правда, люди стали побогаче, а экологические нормы – пожестче, и на европейских дорогах остались лишь автомобили в привычном понимании этого слова. Не везде, конечно. В Восточной Германии, например, ездили на «трабантах», которыми брезговали даже советские автолюбители, отнюдь не избалованные. Кстати, там двигатель тоже был двухцилиндровый, как у Nano, и сопоставимой мощностью – 26 л.с. А собирали его, если верить справке «Википедии», по большей части вьетнамские рабочие – еще один примечательный факт. В той же «Википедии» нашел лаконичное и исчерпывающее объяснение, почему мотоколяски не прижились в Союзе: плохое качество дорог, огромные расстояния и холодный климат – с одной стороны; низкая проходимость, малый запас хода, отсутствие системы отопления – с другой. Плюс ко всему «большое общественное предубеждение против такого транспорта» – мотоколяски в народе, если кто помнит, именовали не иначе как «инвалидки».

Я, конечно, не стану называть Nano «инвалидкой», ибо это всетаки автомобиль, но его концепция также способна вызвать «большое общественное предубеждение». Интересную цитату нашел в «Ведомостях»: «Я часто обращаю внимание на целые семьи, которые ездят на двухколесном транспорте: отец сидит за рулем, ребенок стоит перед ним, а супруга с младшим ребенком сидит сзади». Это слова Ратана Тата, председателя совета директоров Tata Motors. Именно такие семьи он видит потенциальными покупателями Nano. В России мотоэквилибристику (а может, он имел в виду велоэквилибристику?) я лично наблюдал только в цирке и сомневаюсь, что многие здесь рассматривают автомобиль как альтернативу двухколесным «коням», пригодным лишь для сезонного использования. Нет, пусть уж лучше среднестатистический россиянин бьется над дилеммой: «Калина» или «Логан».

И все же, если кто-то представит на российском рынке полноценный автомобиль за $2500, я обязательно схожу в автосалон и закажу тест-драйв. Интересно все-таки, чем и насколько лучше такая машина пятилетней «классики», семилетнего «зубила» или двадцатилетней «трешки» BMW.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль