Здесь могло быть зеркало

58
Я – пайщик. Среди коллег, родственников и знакомых тоже есть пайщики, в том числе бывшие и разочаровавшиеся, в том числе будущие, но пока сомневающиеся. Какими мы представляемся управляющим?
Мне проще. У меня в багаже высшее финансовое образование, я знаю, что такое mutual funds и как расшифровывается ETF. Но в каком-нибудь глухом американском штате наверняка найдется фермер по имени Боб или Том, ни дня не учившийся в университете, но способный лучше меня объяснить эти понятия, а главное – их прикладное значение. Просто потому что домохозяйство Боба или Тома чуть ли ни с момента создания вовлечено в индустрию коллективных инвестиций, а раньше участниками этого рынка были его отец, дед и, возможно, прадед. Кстати, портрет коллективного инвестора в Штатах расписан в мельчайших деталях – все давно подсчитано, все давно опрошены. Investment Company Institute (ICI) каждый год публикует общую статистику по рынку. В России социально-демографические и психологические характеристики пайщиков исследуют на небольших группах в тысячу человек. Правда, и клиентов у отечественных УК намного меньше: около полумиллиона ненулевых счетов. В США – 96 млн.

Познаю в сравнении. Средний возраст американского пайщика – 48 лет, российского – 35–40. Однако управляющие отмечают, что основные денежные поступления идут как раз от более зрелых инвесторов. Более 90% покупателей паев – люди с высшим образованием, за океаном картина иная – лишь 56% инвесторов mutual funds окончили колледж. В России за инвестиционную составляющую семейного бюджета обычно отвечают мужчины. Так, по словам вице-президента УК «Тройка Диалог» Андрея Звездочкина, лишь 20% клиентов компании относятся к слабому полу. Политкорректные американцы не публикуют в исследованиях гендерные показатели.

В среднем на одно американское домохозяйство приходится $125 тыс. вложений в различные финансовые инструменты. Доля mutual funds в них – около $50 тыс. Российские управляющие такими «среднестатистическими» деньгами похвастать не могут. В разных компаниях средний объем инвестиций пайщика находится в диапазоне $7–25 тыс. «На вложения в фонды уходит примерно 10% дохода. Чтобы ежегодно инвестировать $10 тыс., нужно зарабатывать $100 тыс.», – рассуждает исполнительный директор УК «Альфа-капитал» Ирина Кривошеева. Среди покупателей паев есть и очень богатые люди, уточняет руководитель управления коллективных инвестиций УК «ОФГ ЭМ» Игорь Рябов. Еще один любопытный факт: 70% американских инвесторов обладают десятилетним опытом «общения» с паями. Россиянам сказать нечего – в 1997-м сектор коллективных инвестиций переживал начальную стадию становления.

Американский инвестор в среднем приобретает паи четырех фондов. Если судить по данным отдельных компаний, в России распространена другая практика. Так, в «Тройке Диалог» на одного клиента приходится 1,7 счета. Однако директор управления продаж УК «Росбанка» Туяна Цыбжитова уверяет, что число российских инвесторов, вкладывающих средства только в один ПИФ, постоянно снижается. В США 92% инвесторов используют mutual funds, чтобы накопить на безбедную старость. Для этого они докупают паи методично, от месяца к месяцу. В России регулярно подают заявки не более 5% инвесторов. И задача у них чаще другая – застраховаться от убытков, разбив сумму и тем самым усреднив стоимость пая, считает Игорь Рябов. Зато, как и большинство россиян, более 80% американских пайщиков отдают предпочтение фондам акций. При этом многие из них надолго сохраняют приверженность своему ПИФу – более пяти лет. Российским инвесторам постоянство пока не знакомо.

Играю в рулетку. Срок «жизни» среднего пайщика – 1,3 года, сожалеет Ирина Кривошеева. «Инвестор остается в фонде менее года – либо нервы не выдерживают, либо желание зафиксировать прибыль одерживает верх над разумом», – отмечает Туяна Цыбжитова.

Управляющие уверяют, что российский пайщик медленно, но верно становится более грамотным и информированным. Тем не менее, отмечает Игорь Рябов, он по-прежнему недостаточно хорошо разбирается, как устроен и для чего нужен ПИФ. «На одном из семинаров ко мне обратилась с вопросом пенсионерка. Она хотела заложить квартиру и на полученные деньги купить паи отраслевых фондов», – рассказал один из собеседников «Ф.». А некоторым инвесторам ПИФы представляются своеобразной игрой в рулетку.

Представители финансовой индустрии подчас снисходительно отзываются о нынешних и будущих клиентах. Очевидно, что индустрия фондовых услуг в России уже подготовлена к работе лучше, чем их потребители. В тех же США накопительное страхование жизни понятно и привычно для рядового частного инвестора. В России продажи таких продуктов эпизодичны и держатся в основном на способности страховых агентов «убалтывать» покупателей. Как ни парадоксально, но это в какой-то мере свидетельствует, что россияне умеют считать деньги. Ведь предлагаемые им 5% годовых при ликвидности вложений, стремящейся к нулю, согласитесь, не лучший вариант. Здесь можно пенять на превратности регулирования рынка. Но чем объяснить захватывающие дух взлеты и падения при управлении пенсионными накоплениями? Знают ли управляющие, чем «длинные» деньги отличаются от спекулятивного капитала?

Как изменился пайщик в этом году?

Вадим Сосков, управляющий директор УК «Атон-менеджмент»:
– Произошли ли перемены в психологии пайщика? Скорее изменились сами условия вокруг инвестора, которые во многом и определяют то, что мы привыкли называть психологическим портретом пайщика. На фоне высокой доходности в 2005 и 2006 годах результаты 2007-го не впечатляют. Но если раньше от паевых фондов ждали значительного увеличения накоплений, то теперь рынок позволил им стать инструментом сбережения. Время легких денег прошло. По сути, ПИФы в этом году стали выполнять свою реальную функцию – сбережения. Если год назад или раньше психология пайщика была нацелена на получение быстрого дохода, то сегодня он рассчитывает на более долгий горизонт «жизни» в фонде. Подобная тенденция дает надежду, что модель поведения российского пайщика вскоре приблизится к западной.

Евгений Зайцев, генеральный директор УК «Капиталъ»:
– Психология пайщика в этом году в основном не изменилась. По-прежнему инвестор мечтает заработать много и быстро. Он все также хочет знать с высокой степенью определенности, сколько денег получит через год. И по-прежнему боится, что его обманут. Отметим, в этом году инвесторы стали более сдержанно, с пониманием, относиться к колебаниям рынка, растет популярность стратегии «купи и держи». За счет обилия информации и публикаций о рынке коллективных инвестиций пайщики стали более осведомленными. Хотя процент клиентов, не имеющих представления о паевых фондах, остается высоким. Один из положительных моментов этого года – рост доли инвесторов, которые действительно осознают риски вложений в паевые фонды. Правда, остались и те, кто вообще ни о чем не задумывается.

Егор Шкерин, директор управления розничных продаж УК «ВТБ УА»:
– Этот год иллюстрирует типичную ошибку инвесторов – излишнюю предрасположенность к риску. Три волны коррекции остудили пыл тех пайщиков, которые стремились за высокой доходностью к высокорисковым вложениям. Инвестор стал осторожнее и рассматривает вложения в ПИФы как пробный шаг: «Посмотрю на результаты через год, тогда и решу, стоит ли направлять в фонды дополнительные средства». Становится все больше людей, которые хотят инвестировать, но не могут определиться с выбором продукта. Задачи они формулируют просто: приумножение свободных средств или просто «на черный день». Среди новичков все меньше тех, кто хорошо разбирается в финансовых вопросах, в отличие от инвесторов с опытом более двух лет. К сожалению, пока немного пайщиков придерживается принципа регулярного вложения средств.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль