Раскольцовка гиганта

59
Машиностроение. «Автоваз» упорно ищет иностранного стратегического партнера. У него есть выбор из четырех компаний. Но ничего не получится, пока не будет решен вопрос со структурой собственности.
Автоваз» скорректировал схему ликвидации перекрестной структуры собственности. Процесс начнется в январе и завершится к лету 2008 года. Владельцам миноритарных пакетов в дочерних компаниях тольяттинского предприятия предложат продать свои бумаги или обменять их на акции самого «Автоваза». После этого автозавод получит 100% во всех своих «дочках» и сможет погасить ставшие казначейскими акции. В результате 75% + 1 акция получат ФГУП «Рособоронэкспорт» и Troika Capital Partners (структура «Тройки Диалог»).

Одновременно завод усиленно ищет стратегического партнера. Его привлечение совет директоров «Автоваза» наметил на начало года. Предполагается, что блокирующий пакет акций достанется одному из претендентов: General Motors, Renault, Fiat и Magna. Один из них, GM, на прошлой неделе уже распространил официальное заявление о том, что сделал предложение «Автовазу» о покупке пакета акций.

Неплохие шансы есть у Fiat и Magna. Итальянцы могут предложить разнообразную линейку доступных автомобилей. А за Magna стоит миллиардер и владелец ГАЗ Олег Дерипаска, которому принадлежит 20% акций канадского предприятия. Между тем нынешний президент «Автоваза» Борис Алешин неоднократно высказывался за консолидацию российского автопрома. Не против этого и сам Олег Дерипаска. А вот шансы Renault не слишком велики – французы хотят получить контрольный пакет. «На месте менеджмента «Автоваза» я бы выбирала между Fiat и Magna», – рассуждает аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли.

В минувшую пятницу члены совета директоров не смогли определиться, кому достанется блок-пакет. Пока что голоса разделились между Fiat и General Motors. Новое заседание совета директоров состоится 14 декабря.

Заморские гости. Иностранные автопроизводители не стремятся к покупке российских заводов, предпочитая строить собственные площадки («Ф.» № 45 от 26.11.2007). В крайнем случае, они идут на создание совместных предприятий. Так, «Северсталь-авто» сотрудничает сразу с тремя иностранными автоконцернами. Совместно с корейским SsangYong в 2006 году был запущен завод по выпуску кроссоверов мощностью 10 тыс. авто в год. Объем инвестиций составил $70 млн. В партнерстве с FIAT открыт завод по выпуску до 40 тыс. автомобилей в год. Правда, пока он производит лишь 15 тыс. машин. А в марте 2007 года было создано СП с Isuzu, которое займется производством грузовых автомобилей на мощностях УАЗа. Постепенно переходит от выпуска моделей «Лада» и «Иж» на корейские Kia «Ижавто». По словам вице-президента владеющей ижевским автозаводом группы СОК Андрея Фролова мощности предприятия загружены лишь на треть. Приходится расширять сотрудничество с корейцами.

Придирчивый клиент. Российский автопром обречен на сотрудничество с западными компаниями. Виной тому потребитель, предпочитающий иностранную продукцию. По итогам 2006 года доля проданных российских автомобилей упала почти на 13% до 36,8%, в то время как продажи иномарок возросли до 63%. «Нет сомнений, что развитие российского автопрома пойдет по пути наращивания доли иностранных концернов в производст­ве и рознице», – уверен аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. Другая причина – нехватка современных технологий. У отечественных заводов их либо вовсе нет, либо присутствуют в малом количестве. Приходится возмещать нехватку любыми путями, в том числе за счет приобретения заводов целиком, как поступила группа ГАЗ, купив у DaimlerChrysler производство Chrysler Sebring и Dodge Stratus. С 2008 года ГАЗ приступит к их лицензионной сборке, а с 2010 года планирует собирать по 65 тыс. машин. «Отрасль в том или ином виде будет консолидирована в любом случае, – говорит Михаил Лямин. – Вопрос лишь в том, будет ли это сделано на базе отечественных предприятий или с привлечением иностранных партнеров».

С кем сотрудничают российские автозаводы

Российская компанияИностранный партнерВид партнерстваПродукция
Группа ГАЗLDVВладеет 100% акцийГрузовики Maxus
Северсталь-автоIsuzuВладеет 51% акций в СПГрузовики Isuzu
ИжавтоKIAСборка по лицензииRio, Sorento
ТагазHyundaiСборка по лицензииSanta Fe, Porter, Accent, Sonata
Северсталь-автоFiatСборка по лицензииGrande Punto, Panda, Albea, Croma
Северсталь-автоSsangYongСборка по лицензииKyron, Actyon
Группа ГАЗDaimlerChryslerПроизводство по лицензииSebring

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль