Карт меньше, ума больше

57
Тенденции. Рынок пластика переживает рекордное замедление темпов роста с 2001 года. Зато россияне стали активнее использовать карты как платежный инструмент.
По данным ЦБ, российские банки значительно притормозили эмиссию пластиковых карт. В третьем квартале, подсчитал регулятор, было выпущено пластика в два с половиной раза меньше, чем во втором – 4,2 млн против 10,9 млн. Общий прирост в третьем квартале составил лишь 4,5% (до 96,2 млн), тогда как по итогам второго –13,4%, (до 92,1 млн). Снижение темпов стало рекордным – ни разу с 2001 года, в котором ЦБ начал публиковать подобную статистику, динамика роста эмиссии еще не была такой скромной. В среднем рынок рос на 9,5% в квартал.

«Российские банки стали смещать акценты, осознав, что простое наращивание портфеля – не самоцель. Теперь задача для многих – добиться более активного использования карт россиянами», – считает глава российского представительства MasterCard Андрей Королев. «Снижение темпов эмиссии – показатель постепенного насыщения рынка платежных карт, по крайней мере в самых активных регионах России – Москве и Санкт-Петербурге», – добавляет зампред банка «Авангард» Валерий Торхов. Выводы эксперта подтверждают и сведения ЦБ: в третьем квартале рост эмиссии карт в Москве и Московской области составлял 2,4%, тогда как во втором – 21,6%.

В глубинке же, по причине неразвитости инфраструктуры, граждане не слишком стремятся становиться карточными держателями. «Соответственно, и банки в области эмиссии карт пока проявляют в регионах гораздо меньше активности, чем в Москве и Питере», – говорит операционный директор ТКС-банка Георгий Чесаков. Косвенно на снижение динамики мог повлиять и кризис ликвидности: многие банки в условиях нехватки средств выдают ссуды далеко не так активно, как раньше. Отражается это и на рынке кредиток. С другой стороны, кредитные карты пока занимают в общем объеме выпущенного пластика по разным оценкам лишь 10–20%.

Сообщил регулятор и о позитивных тенденциях: итоги третьего квартала подтверждают перелом в отношении россиян к пластику – все больше граждан начинают рассматривать его как платежный инструмент. Так, если в 2005–2006 годах на расчеты в магазинах приходилось 6% от общего объема операций по картам (оставшиеся 94% – на снятие наличных), то во втором и третьем кварталах текущего года «безналичный» показатель вырос до 7%.

«ЦБ аккумулирует сведения по всему сегменту банковских карт, в котором превалирует пластик, выпущенный в рамках зарплатных проектов. Поэтому рост в 1 процентный пункт – это заметный шаг в развитии рынка», – радуется Валерий Торхов. При этом если в 2006 году общий объем средств, снимаемых в банкоматах, увеличивался в среднем на 11% в квартал, а сумма, на которую граждане совершили безналичные транзакции, росла на 12%, то в третьем квартале 2007 года эти показатели составили 9 и 17% соответственно.

Рост популярности безналичных расчетов свидетельствует о повышении финансовой грамотности россиян. Многие осознают, что нет особенной необходимости, получив зарплату на карту, бежать к банкомату и снимать разом всю сумму. А делать эту операцию, оформив кредитную карту, попросту глупо: придется заплатить комиссию, которая обычно составляет 0,5–3% от обналичиваемой суммы. К тому же проценты с первого же дня будут начисляться на весь исчерпанный лимит.

Банки, в свою очередь, также пытаются стимулировать безналичные расчеты. К примеру, проводят акции, в рамках которых клиентам возвращается часть денег, потраченных при покупке с помощью кредитной карты товаров или оплате услуг. «7%, которые приходятся на безналичную оплату, – это пока цветочки», – сходятся во мнении собеседники «Ф.». Ведь в целом рынку пластиковых карт в России еще расти и расти – развивалась бы только инфраструктура. Сейчас на одного россиянина приходится менее одной карты, тогда как в среднем на одного европейца – три карты, на американца – пять.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль