Управляющий

70
Капиталист. Управляющий партнер Marshall Capital Partners Константин Малофеев сомневается в пользе экономического образования и пытается идти против глобальных тенденций на рынке телекоммуникаций.
Кабинет Константина Малофеева на первый взгляд типичен для представителя инвестиционного бизнеса: панорамный вид из окна, огромный рабочий стол, мягкие кресла для посетителей и уютный стол для переговоров. Но часть обстановки не вписывается в этот образ – иконный угол позади рабочего места и длинный книжный шкаф во всю стену. «Нормальные люди спортом занимаются, а я вот книжки читаю и езжу в паломничества», – рассказывает Константин Малофеев. При этом он не видит противоречия в сочетании коммерческих интересов и религиозности: «До революции люди занимались бизнесом и при этом построили все Третьяковские галереи и Румянцевские больницы. Повышается мера ответственности: кому больше дано, с того больше спросится».

Он признается, что с детства мечтал о профессии историка, да и сейчас не оставляет надежду покопаться в пыльных архивах. Однако бурные девяностые диктовали свои условия: «Я поступал в университет в 1991 году. Это было суровое время, когда обрушились цены, и вообще все с ног на голову в стране поменялось. Поэтому самыми востребованными профессиями стали экономист и юрист».

На пятом курсе юрфака МГУ Константин Малофеев стал сотрудником инвестиционной компании «Ренессанс Капитал», созданной всего за три месяца до его прихода. Карьера молодого специалиста развивалась стремительно: руководящие должности все в том же «Ренессансе» и «Интерросе». А в 2002 году он возглавил управление корпоративных финансов МДМ-банка. Спустя два года покинул банк, объяснив свой уход желанием заняться собственным бизнесом.

Вместе с частью команды из МДМ-банка он основал компанию Marshall Capital Partners (MCP). И в 2005 году была заключена первая сделка – фонд Marshall Milk Investment приобрел 100% акций производителя детского питания группы «Нутритек». Причем основатель «Нутритека» Георгий Сажинов стал одним из партнеров MCP.

После проведения IPO в собственности фонда остался контрольный пакет производителя детского питания. Константин Малофеев весьма путано описывает структуру собственности компании: «Бенефициарами Marshall Milk Investment являются фонды Marshall. Я, безусловно, – один из инвесторов Marshall. Но мы – частный фонд, поэтому не буду раскрывать ни сколько у меня акций, ни доли других инвесторов». Но из отчета «Нутритека» по МСФО за 2006 финансовый год следует, что вдвоем с Георгием Сажиновым они контролируют Marshall Milk Investment на паритетных началах.

От ФПГ к family office. Бурный рост экономики позволяет фондам прямых инвестиций зарабатывать значительные прибыли – до 200% годовых. Но за свое место под солнцем им приходится конкурировать с крупным капиталом.

Как вы можете охарактеризовать российский рынок private equity?
– Индустрия у нас только начала развиваться. Среди своих конкурентов мы можем назвать только Baring Vostok. Однако через год-два будет некое подобие бума и много сделок с инвестиционными фондами, поскольку набранные деньги начнут давить и возникнет необходимость их вкладывать. Но пока основной игрок на рынке – это крупный капитал, ему достаются все лучшие и самые интересные сделки.

В чем причина подобного неравноправия?
– На Западе крупных предпринимателей не так уж и много, и все основные деньги сосредоточены у институциональных инвесторов. Поэтому фонды прямых инвестиций являются самым мощным игроком на рынке: у них есть свобода принятия решений, возможность быстро реагировать на изменения. В России же у миллиардеров капитал в разы больше, чем у фондов. При этом они индивидуально принимают решения, имеют опыт, поэтому действуют оперативно и покупают лучшее. А вот то, что остается, подбирают другие игроки.

Способны ли фонды конкурировать с крупным капиталом?
– Для того чтобы играть с ними на равных, необходимо действовать как они – быстро принимать решения и покупать контроль в компаниях. Не получая контроль, ты попадаешь в зависимость от менеджмента. А ведь у нас по-прежнему огромный кадровый голод: профессиональных управленцев мало. На случай, если компания будет показывать слабые результаты, важно иметь возможность влиять на ситуацию, на менеджмент. С пакетом в 20% или даже 40% это сложно сделать.

Как долго крупный капитал будет контролировать рынок?
– Со временем ситуация изменится. Миллиардеры начнут отходить от дел, передавая капитал в свои family office, управлением которых будут заниматься профессионалы. Наемные менеджеры не смогут позволить себе быстро принимать решения, и преимущества крупного капитала нивелируются. Постепенно мы придем к ситуации, которая сейчас сложилась на Западе.

Искусство инвестирования. С момента основания MCP занимается поиском привлекательных объектов для вложений, при этом акцентируя внимание на перерабатывающей промышленности и сфере услуг. Весной 2006 года компания сформировала фонд Marshall Hospitality с капиталом в $100 млн, который будет инвестировать в гостиничный бизнес. А уже в этом году MCP анонсировала создание рыночного фонда с первоначальным капиталом $500 млн. «Один из главных критериев привлекательности фонда для инвесторов – история его вложений. Именно поэтому, уйдя из МДМ-банка, мы сначала создали клубный частный фонд, а теперь поднимаем первый публичный. Нам это делать гораздо легче, чем тем, кто начинает с нуля», – объясняет Константин Малофеев.

Какие отрасли интересны фонду?
– Любые индустрии, в которых мы можем получать максимальную доходность. Нам интересен потребительский рынок во всех его проявлениях, непищевая розница, сфера строительства и строительных материалов, медиа. Также мы думаем над возможностью инвестиций в отрасли, связанные с полезными ископаемыми. Но обязательно в небольшую компанию, поскольку все остальное очень сильно политизировано. В нефтегазовый сектор мы, наверное, никогда не зайдем.

Заниматься управлением в сырьевом бизнесе сложнее, чем, например, в сфере услуг?
– Да вообще ужасно сложно заниматься управлением в бизнесе! Честно говоря, до сих пор не понимаю, как люди это делают. Именно поэтому мы предпочитаем покупать компании, а не управлять. Ведь настоящие герои – это не фонды и не миллиардеры, а топ-менеджеры, непосредственно занимающиеся управлением. Они куют стоимость компании. Наша задача – найти хороших менеджеров. Как только инвестор начинает разбираться в том, как именно продавать лекарства, добывать нефть, пилить дерево – ему нужно немедленно уходить из бизнеса. Потому что инвестор должен всегда смотреть на компанию отстраненно, оценивая ее по доходности, по росту, по успеваемости менеджеров.

То есть вы инвестируете в людей?
– Да. Ты веришь в индустрию и в менеджмент. Если эти две вещи совпали, дальше можно курить бамбук и ничего не делать. Другой вопрос, что сейчас огромный кадровый дефицит – хороших менеджеров отрывают с руками и ногами.

Нужно ли получать экономическое образование, чтобы правильно инвестировать?
– Нет смысла никакого. Я считаю, что это не знание, а ремесло. Существуют только два базовых образования, необходимых в бизнесе, – юридическое и естественно-научное. И то, и другое учит логике, что очень важно, так как в экономике все очень расплывчато. После окончания экономфака у тебя представление, что нет ничего доказанного – можно и так, можно и эдак. А в бизнесе нужно уметь быстро принимать решение и четко мыслить – за экономистами это нечасто водится. Хотя хорошие экономические школы дают много практики, я не представляю, что могу узнать нового на какой-нибудь программе MBA.

Что должен уметь хороший инвестор?
– Основная задача – купить дешевле, а продать дороже. Чтобы это получалось, необходимы опыт, везение, ну и частично искусство.

Бизнес на детях. Группа «Нутритек» – пока самый успешный пример вложений фондов MCP. Компания является крупнейшим российским производителем детского питания, занимая почти шестую часть рынка. Недавно «Нутритек» начал экспансию в страны Юго-Восточной Азии, а также Китай. В качестве сырьевой базы выбрана Новая Зеландия, где компания приобрела местного производителя. А на 2008 год запланирован запуск двух купленных в Китае заводов детского питания.

Эксперты пока осторожно оценивают перспективы компании на незнакомом ей рынке, напоминая о наличии экономических и политических рисков, например, возможной смене руководства провинций, с которыми достигнуты договоренности по строительству заводов. «Существует вероятность и госрегулирования отрасли. Например, есть прецедент с Nestle, когда за ночь вся их продукция была изъята с полок», – предупреждает аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская.

Почему «Нутритек» решил выйти на рынки Китая и Юго-Восточной Азии?
– Сегмент детского питания в России консолидирован: на нем почти не осталось локальных производителей. А нам бы очень хотелось сохранить те агрессивные темпы развития, которые компания имела в прошлом за счет слияний и поглощений. Поэтому мы стали смотреть на другие рынки.

В Китае потребление молока растет семимильными шагами – увеличивается в разы каждый год. Просто партия приняла решение, что китайцы должны принимать лактозу, а до этого они пили только соевое молоко. Теперь каждому школьнику положено 200 мл молока в день. В Китае вообще не было коров, поэтому теперь они все активно завозят, организовывают производство, поэтому мы там и оказались.

А почему производство разместили в далекой Новой Зеландии?
– Это же коровий рай на земле, место, где производят самое лучшее молоко. Конечно, есть страны рядом, например Молдавия. Но если вы нефтяник, вы идете туда, где есть нефть, а не туда, где близко. Мы решили так же: инвестируем там, где есть молоко.

А проблем с управлением не возникает?
– Вот только что звонили из Новой Зеландии, обсуждали ситуацию на рынке. Да, у них сейчас поздно, но что делать. Все-таки на дворе XXI век – с коммуникациями проблем нет.

СПЕЦИФИКА: Альтернативная инвестиция

Еще один объект инвестиций MCP как раз непосредственно связан с коммуникациями.

Фонд приобрел контрольные пакеты в трех контент-провайдерах – компании Jump, занимающей 15% рынка украинского мобильного контента, и двух российских активах – «Никита Мобайл» и Solvo International. Их уже объединили и планируют перевести на единый брэнд.

– Почему решили инвестировать в этот бизнес?
– Мы связываем будущее объединенной компании с продажей мобильной рекламы. Если раньше рекламодатели не интересовались контент-провайдерами, которые самостоятельно создавали и продавали продукт, то теперь ситуация изменилась. Например, наша компания больше не производит контент, а покупает, правильно его упаковывает и потом продает мобильным операторам. И этот посредник представляет интерес для рекламодателя, поскольку знает, как именно нужно донести информацию до потребителя.

– Что случится с контент-провайдерами, когда интернет станет доступен большинству абонентов?
– Если брать международный рынок, то там крупнейшие интернет-компании, такие как Google или AOL, с потрохами купят контент-провайдеров. По оборотам они несравнимо больше любого крупнейшего провайдера. Это обусловлено исторически – интернет возник раньше, да и проникновение его в развитых странах достаточно высокое.

– А что ждать на российском рынке?
– У нас все по-другому. Мы пропустили эру интернета, так называемый третий экран. Поэтому у нас проникновение мобильной связи – 102%, а сети – всего 20%. И крупнейший поисковик в нашей стране – «Яндекс» – по оборотам сравним с нашей компанией. Соответственно, когда завтра сомкнутся эти две индустрии, далеко не факт, что в России интернет победит мобильный телефон. Мы считаем, что наоборот – контент-провайдеры смогут адаптировать под себя интернет.

У партнера компании Comnews Research Оксаны Панкратовой иное мнение: «Если раньше мобильный контент был эксклюзивным полем работы для контент-провайдеров, то теперь все крупнейшие интернет-игроки ринулись в мобильную связь. У них есть мобильные версии продуктов, которые успешно используются, и в данном случае контент-провайдеры являются просто лишним звеном. Они будут востребованы как поставщики услуг­– обслуживание абонентов, поддержка и так далее».

Константин Малофеев

Родился 3 июля 1974 года в г. Пущино Московской области

Образование: Московский государственный университет им. Ломоносова, юридиче­ский факультет

Опыт работы:

2005 – н.в. – управляющий партнер Marshall Capital Partners

2002 – 2005 – начальник управления корпоративных финансов МДМ-Банка

2001 – начальник управления инвестиций холдинговой компании «Интеррос»

Семейное положение: женат, двое детей

Управляющая компания Marshall Capital Partners

Год основания: 2005

Главный офис: Москва

Стоимость активов под управлением: свыше $1 млрд

Специализация: инвестиции

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль