Факторы присутствия

69
Экспансия. Финансовые возможности позволяют иностранным инвесторам продвигать неприбыльное страхование жизни, демпинговать и переманивать топ-менеджеров.
На прошлой неделе итальянская Generali Group и чешская PPF Investments официально подтвердили, что владеют 38,46% акций «Ингосстраха», которые им продал Александр Мамут. Помешал новым собственникам председатель наблюдательного совета «Базэла» Олег Дерипаска: он не позвал иностранцев на акционерное собрание, где было решено размыть их долю путем допэмиссии. Generali и PPF планируют подать в суд.

«Вся эта ситуация лучшим образом доказывает огромное желание иностранцев развиваться в России. Пожалуй, после появления Generali можно с уверенностью сказать, что все иностранные страховщики, которые хотели прийти в Россию, уже пришли, – констатирует генеральный директор «Эйс страхование жизни» Антон Кушнер. – Более того, западные инвесторы уже оказывают определенное влияние на наш рынок, и дальше оно будет только возрастать». Иностранцы начали продвигать в России свои технологии развития бизнеса, делать его более прозрачным, попутно стали демпинговать, «подогревать» рынок труда завышенными зарплатами топ-менеджменту и развивать страхование жизни, которое едва ли в России в ближайшие пять лет станет прибыльным.

Квота не выбрана. За 2006–2007 годы около 15 российских страховщиков перешли под контроль иностранных структур. Американские AIG и ACE, немецкие Allianz и Ergo, швейцарская Zurich, французские AXA и Cardif, чешская Сeskа Pojist’ovna, британская Aviva, шведская IF P&C, австрийская Wiener Stadtische, нидерландские Fortis, GDI и ING – все эти компании участвуют в капитале российских страховщиков.

В этом списке не хватает, пожалуй, японских Mitsui Sumitomo Insurance и Itochu Corporation, которые давно уже открыли в России свои представительства и оказывают в основном консультационные и перестраховочные услуги, ведя по-восточному неторопливые переговоры о покупке местных компаний.

По данным Росстрахнадзора, в 2006 году на российском рынке страхования насчитывалось 68 компаний с иностранным участием. При установленной законом квоте в 25% иностранным инвесторам принадлежит сейчас не более 5% совокупного уставного капитала российских страховщиков.

Благие намерения. Большинство иностранных компаний пришли в Россию с твердым намерением развивать здесь страхование жизни, которое прежде использовалось исключительно для минимизации налогообложения. После «чистки от схем» российские страховщики перестали проявлять к этому бизнесу какой-либо интерес. «Страхование жизни – это бизнес на терпении, – отмечает Антон Кушнер. – Надо долго-долго вкладывать, прежде чем появится результат». А позволить себе «терпеливые» инвестиции могут пока только иностранцы. «Пока мы видим только декларации, сколько денег иностранные инвесторы готовы вложить в развитие своих дочерних структур», – говорит генеральный директор чешской страховой компании Дмитрий Малых.

Все ждали бума, десятикратного увеличения на страхование жизни к концу 2007 года. Но этого не произошло. Агентам приходится звонить клиенту десятки раз – до тех пор, пока он не согласится встретиться, только чтобы избежать назойливых звонков. Теперь последние надежды возлагаются на налоговые поправки, которые предусматривали бы налоговые льготы купившим полис накопительного страхования жизни, как это принято в Европе. Однако лоббирование необходимых поправок в предвыборное время практически невозможно.

Нежизнеспособный бизнес. Пока попытки иностранцев развивать в России свой бизнес «по жизни» выглядят вялыми. ACE сосредоточилась на краткосрочных программах страхования жизни и отказалась от агентских продаж. Aviva в этом сегменте демпингует, чтобы завоевать побольше клиентов. Allianz пригласил Аджай Сингха, совершившего в Индии революцию в страховании жизни. Однако ни одна из этих компаний стремительного роста пока не показала.

Иностранные «дочки», специализирующиеся не только на страховании жизни, могут позволить себе снижать тарифы во многих других видах. Активно демпингует на рынке автокаско «Цюрих». Да и в «Насте», после того как компания перешла под контроль Zurich, существенно снизились тарифы, а полис на дорогие иномарки так и вовсе стоит ниже среднерыночного. В «Прогресс-гаранте» страховка стоит дешевле, чем в «Росно», хотя обе эти компании принадлежат Allianz. «Так Allianz пытается побыстрее раскрутиться и закрепиться на рынке», – рассуждает директор по продажам «Альянса континенталь» Виктория Латкина.

От секретаря до заместителя. Финансовые возможности позволяют иностранным компаниям перекупать сотрудников, без которых завоевать местный рынок невозможно. «У нас с весны появилось очень много новых людей. Ведь работодатель такого уровня, как «Цюрих», имеет возможность привлекать лучших людей на рынке. Правда, и требования к кандидатам изменились. Например, сейчас мы не рассматриваем людей, не владеющих английским языком», – признается генеральный директор «Насты» Гарри Делба. «Иностранные акционеры делают серьезные ставки на менеджеров, стремясь привлечь и удержать их любыми способами», – добавляет Дмитрий Малых.

Марина Айвазова пришла в «Росно» в 1994 году помощником одного из основателей компании Владимира Гурдуса. С тех пор страховщик пережил три реструктуризации. В конце 90-х, перед продажей 45% пакета акций Allianz, «Росно», прежде специализирующаяся на медицинском страховании, превратилась в универсальную компанию. В 2001–2004 годах было выделено шесть ключевых видов страхования (медицинское, имущественное, финансовых рисков, ответственности, «жизни» и автотранспорта) и сделана ставка на розницу. Сейчас, после того как в феврале этого года Allianz довел свою долю в страховщике до 98%, компания переживает очередные изменения – интегрируется в международную систему Allianz. Марина Айвазова за это время стала заместителем генерального директора и членом правления – курирует департаменты управления персоналом и корпоративных отношений и с удовольствием рассказывает о новшествах в корпоративной культуре. «Сейчас, например, мы реализуем программу Ideas to success – каждый сотрудник, если у него есть предложения, способные улучшить бизнес компании, может напрямую отправить письмо топ-менеджеру. А еще в рамках программы Talent capital каждому сотруднику предоставляется возможность работать в Allianz в любой другой стране», – рассказывает Марина Айвазова.

Благодаря иностранцам новые технологии появись не только в области кадров. Например, страховщики оценили плюсы ведения МСФО, которое позволяет им тщательней оценивать финансовые потоки внутри компании. В двадцатке лидеров рынка эту отчетность ведут все компании, пусть публикует из них всего две-три. Изменился подход к каналам продаж. «Дочки» иностранных страховщиков не боятся делать ставку на старые технологии с новыми названиями, которые никогда прежде не считались ключевыми, – direct marketing (почтовая рассылка предложений) и work-site marketing (звонки потенциальным клиентам по базам данных). «Теперь мы можем позволить себе делать ставку не на агентов, а на штатных сотрудников», – говорит Антон Кушнер.

Откуда приходят иностранцы, %

(1) Австрия – 8,6

(2) Кипр – 20,6

(3) Чехия – 2,8

(4) Франция – 5,6

(5) Германия – 30,0

(6) Ирландия – 4,8

(7) Нидерланды – 2,3

(8) Великобритания – 16,6

(9) США – 5,5

(10) Другие страны – 3.3

Источник: Росстрахнадзор

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль