Что ждет российских экспортеров в ближайшие годы

1336
Как мы уже писали, современная структура российского экспорта, в которой основным вывозимым товаром является нефть, не удовлетворяет наше государство. В связи с этим Министерство экономического развития и торговли разработало ряд мер, направленных на увеличение доли машинно-технической продукции в общем объеме российского экспорта. О наиболее важных из них в интервью нашему журналу рассказал заместитель руководителя Департамента поддержки экспорта Министерства экономического развития и торговли РФ Александр Дианов.

 

Что ждет российских экспортеров в ближайшие годы  

- Александр Юрьевич, что в первую очередь планирует сделать Минэкономраз-вития для поддержки отечественных экспортеров машинно-технической продукции?

- Предложения, подготовленные нашим министерством, условно можно разделить на две группы. В первую включены мероприятия, которые не предполагают бюджетных затрат, а значит, их выполнение может быть начато уже в этом году; во вторую же вошли работы, которые требуют бюджетного финансирования, то есть их осуществление будет возможно только после выделения соответствующего объема средств в бюджете 2004 года.

- Расскажите, пожалуйста, о тех мероприятиях, которые начнут выполняться уже в этом году.

- Одно из главных направлений, не требующих бюджетного финансирования, - информационно-консалтинговая помощь экспортерам. Многие российские предприятия могли бы гораздо более эффективно экспортировать свою продукцию (прежде всего, машинно-техническую), если бы, с одной стороны, о них были осведомлены потенциальные покупатели, а с другой стороны, они бы сами хорошо представляли себе рынок и особенности той страны, куда собираются ввозить свои товары. Чтобы решить обе задачи, мы предложили вариант внедрения информационно-поисковой системы (интернет-сайта) "Российские экспортные возможности".

- Как будет работать эта система?

- Первые полгода она должна работать в так называемом режиме опытной эксплуатации. Другими словами, на этом этапе в основном будет проводиться только сбор информации об экспортерах для ее занесения в специальную базу данных.

- Каким образом будут собираться сведения об экспортерах?

- На сайте планируется поместить специальную анкету, которую должны будут заполнить экспортеры. Им необходимо ответить на следующие вопросы: что экспортирует фирма, каковы ее финансовое состояние, цены на продукцию и т. п. Уполномоченные Минэкономразвития России в регионах2 будут информировать наших экспортеров о возможности заполнения стандартной формы анкеты для привлечения покупателей.

- Каковы гарантии того, что информация, представляемая экспортерами, будет достоверной?

- Все зависит от экспортера. Если он хочет, чтобы у него покупали продукцию, он даст о себе правдивую информацию, если не хочет, то может написать о себе все, что угодно. При заключении первого же контракта выявится, что экспортер представил недостоверные сведения, а информация об этом будет помещена в соответствующий раздел базы. Естественно, ни один покупатель больше к этому экспортеру не обратится.

- А какую информацию в помощь экспортерам планируется размещать на сайте?

- Наполнение сайта - это как раз вторая задача. Наши торговые представительства, находящиеся за рубежом, будут предоставлять информацию о рынке, а также о законодательстве страны, в которой они работают, об ограничениях и специфике доступа на рынок, о традициях страны, без знания которых продать свою продукцию будет сложно. Кроме того, экспортеры зачастую несвоевременно получают некоторую важную информацию. Например, зарубежные компании объявляют тендеры на поставку той или иной продукции, а потенциальные российские поставщики нередко узнают об этом либо когда тендер уже закончился, либо когда до завершения подачи документов остается неделя, то есть предприятия просто физически не успевают принять в нем участие. Оперативная работа сайта должна изменить эту ситуацию.

- Какие мероприятия по поддержке экспортеров, требующие бюджетного финансирования, планируется осуществить в 2004 году?

- Прежде всего, это организация системы страхования российских предприятий-экспортеров и российских капиталовложений за рубеж. Изучив мировой опыт в этой области примерно 40 стран, мы пришли к выводу, что система везде функционирует по одной и той же схеме: финансируются из бюджета и страхуются в первую очередь политические риски.

Сегодня у нас есть практически вся инфраструктура для страхования экспортеров: еще в 1994 году была создана компания "Росэксимгарант", а в 1996 - "Росэксимбанк". 26 сентября 2002 года на заседании Правительства РФ было принято решение передать "Росэксимгарант" под контроль государства и уже на него возложить все задачи по страхованию экспортеров. - Тот факт, что подобным страхованием будет заниматься именно государственная структура, - это принципиальная позиция министерства?

- Коммерческие структуры практически не занимаются страхованием подобных рисков, поэтому "Росэксимгарант" не будет для них конкурентом. Кроме того, страхование экспортеров независимо от риска можно охарактеризовать, скорее, как политическое, нежели коммерческое. Поэтому государственной страховой компании легче определить приоритетные направления, которые будут страховаться в первую очередь.

- А какие направления страхования являются для государства приоритетными?

- К таким направлениям можно отнести страхование при экспорте промышленной продукции, причем в определенные регионы. Например, наше государство заинтересовано в сотрудничестве со странами СНГ, поскольку именно там отечественные товары сегодня наиболее востребованы. Мы специально устанавливаем для экспортеров более выгодные условия страхования (например, более низкие страховые ставки) при сотрудничестве со странами СНГ. До сих пор все призывы к экспортерам инвестировать средства или сотрудничать с некоторыми из постсоветских стран были тщетны, поскольку они понимали, сколь высока вероятность потерять свои деньги. Новая система страхования, по нашему мнению, позволит улучшить контакты со странами бывшего СССР. Такую же политику мы будем проводить и в отношении стран Азии и Африки.

- Многие экспортеры опасаются, что в результате страхования существенно вырастут цены на экспортируемые товары, а это в свою очередь сделает их неконкурентоспособными. Как Вы можете прокомментировать такую точку зрения?

- Думаю, что подобные опасения необоснованны. Цена товара, конечно, вырастет, но не настолько серьезно, чтобы отказываться от его страхования. К тому же экспортер самостоятельно будет решать, в каком случае нужно страховать контракт, а в каком - нет. Кроме того, для предприятий ряда зарубежных стран, которые пока еще с недоверием относятся к российским партнерам, страхование может стать дополнительным аргументом в пользу заключения внешнеторгового контракта.

- Вы упомянули о страховании российских капиталовложений за рубеж. Что Вы имели в виду?

- Мы планируем поддерживать и страховать капиталовложения наших предприятий в производство за рубежом. Государственная политика в этом вопросе основывается на тех же принципах, что и в сфере страхования экспорта. Главная задача - это развитие экспорта несырьевой группы товаров. Поэтому в первую очередь программой страхования своих капиталовложений за рубежом смогут воспользоваться предприятия, создающие (или создавшие) свои дочерние компании для продвижения на зарубежные рынки товаров машинно-технической группы, обеспечения гарантийного и постгарантийного обслуживания машин и оборудования российского производства.

- Какие еще мероприятия планируется осуществить в 2004 году?

- Должна заработать система льготного кредитования предприятий, производящих промышленную продукцию. Обеспечивать функционирование системы подобного кредитования будет государственный банк, о котором я говорил ранее, - "Росэксимбанк". Он будет содействовать кредитованию не только экспортно ориентированных производств, но и вообще производств в тех отраслях, которые мы хотим развивать, то есть прежде всего выпуск машинно-технической продукции.

- Что бы Вы могли пожелать в новом году российским экспортерам - читателям нашего журнала?

- Я желаю всем экспортерам найти своих покупателей и успешно развиваться в 2003 году. Хочу надеяться, что меры, о которых я рассказал, предоставят экспортерам новые возможности для реализации своей продукции.

Беседовала Анна Чернецкая

__________________________________________
1 Об этом см. статью «Особенности национального экспорта», «Финансовый директор», 2002, № 6
2 Уполномоченные Минэкономразвития России в субъектах и отдельных регионах России относятся к территориальным органам министерства. – Примеч. редакции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль