Изменения в налоговом законодательстве по дорожным налогам и акцизам

1849
Подробно рассмотрены все основные нововведения, на которые следует обратить внимание налогоплательщикам, а также приведены примеры использования новых положений на практике. Комментарии представителя МНС России и юриста.

С 1 января 2003 года вступили в силу глава 28 "Транспортный налог" и новая редакция главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ1. В статье подробно рассмотрены все основные нововведения, на которые следует обратить внимание налого-плательщикам, а также приведены примеры использования новых положений на практике. Все изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2003 года, сведены в таблицу, которая размещена в приложении к этому номеру журнала.

Дорожные налоги: изменения с 1 января 2003 года

Ольга Сальникова, эксперт журнала "Финансовый директор"

Новый транспортный налог заменяет сразу два налога - на пользователей автомобильных дорог и с владельцев транспортных средств.

Транспортный налог является региональным, поэтому в Налоговом кодексе РФ установлены только состав налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговая база, максимально и минимально допустимые налоговые ставки. А остальные элементы налога - налоговые ставки по всем видам транспорта, льготы, порядок и сроки уплаты налога и представления налоговой декларации должны определяться законами субъектов РФ.

Обратите внимание, что закон о транспортном налоге в вашем регионе должен был быть официально опубликован до 1 декабря 2002 года. В противном случае взимание транспортного налога в 2003 году будет незаконным. До 1 декабря 2002 года закон о транспортном налоге не был опубликован в следующих регионах2: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Чечня, Воронежская область.

Рассмотрим основные положения гл. 28 НК РФ.

Налогоплательщики

Транспортный налог уплачивают предприятия и граждане, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Есть лишь одно исключение, когда налог уплачивает не тот, на кого зарегистрирован транспорт. Если собственник транспортного средства до 30 июля 2002 года3 передал его по доверенности на право владения и распоряжения другому гражданину, то платить новый налог в любом случае будет доверенное лицо, несмотря на то, что машина зарегистрирована на собственника.

Обращаем внимание, что налогоплательщики, передавшие свои транспортные средства по доверенности до 30 июля 2002 года, должны сообщить об этом в свою налоговую инспекцию. В какие сроки информация должна быть представлена в налоговые органы, Налоговым кодексом РФ не уточнено. Однако представить указанные сведения в налоговую инспекцию необходимо, иначе налоговики будут требовать уплаты налога от официальных владельцев транспортных средств, а не от их доверен- ных лиц.

Объект налогообложения

Транспортным налогом облагается значительно больше транспортных средств, чем налогом с владельцев транспортных средств (полный перечень облагаемых налогом транспортных средств приведен в таблице, см. приложение к журналу).

Следует подчеркнуть, что к объектам обложения транспортным налогом относятся и транспортные средства, с которых до 1 января 2003 года уплачивался налог на имущество физических лиц, а именно: самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, яхты, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства. Таким образом, граждане, владеющие перечисленными водными или воздушными транспортными средствами, с нового года будут платить с них вместо налога на имущество транспортный налог.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по транспортному налогу установлены в статье 361 НК РФ (см. таблицу в приложении к журналу). Однако субъектам РФ предоставлено право увеличивать или уменьшать эти ставки, но не более чем в пять раз, при этом они могут устанавливать дифференцированные ставки по каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их эксплуатации. Например, разные ставки могут быть установлены для отечественных и импортных автомобилей или, скажем, для машин "старше" или "моложе" определенного законом "возраста".

Порядок исчисления налога

Если транспортное средство было зарегистрировано или снято налогоплательщиком с учета в течение одного календарного года, то сумма налога уменьшается пропорционально специальному коэффициенту (ст. 362 НК РФ). Этот коэффициент определяется путем деления числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, на 12 (количество месяцев в году). При расчете месяц регистрации и месяц снятия с учета транспортного средства принимаются за полные месяцы.

    Пример

    В феврале 2003 года предприятие приобрело и зарегистрировало в ГИБДД автомобиль с мощностью двигателя 150 л. с. В августе 2003 года этот автомобиль был продан и снят с учета. Таким образом, число полных месяцев, в течение которых автомобиль числился за предприятием, равно 7.

    Предположим, что ставка налога по такому автомобилю в регионе установлена в размере 7 руб. Тогда налог необходимо рассчитать с учетом коэффициента, который равен 0,583 (7 мес. : 12 мес.). Сумма налога, которую нужно перечислить в бюджет, составит 612 руб. (150 л. с. х 7 руб. х 0,583).

Транспортный налог - более справедливый

Интервью с советником налоговой службы РФ II ранга Сергеем Разгулиным

Изменения в налоговом законодательстве по дорожным налогам и акцизам

- С нового года вместо двух дорожных налогов - с владельцев транспортных средств и на пользователей автомобильных дорог - введен транспортный налог. В чем смысл замены этих старых налогов на новый?

- Идея введения транспортного налога возникла уже давно. На самом деле, налог с таким названием был предусмотрен еще в 1998 году при принятии первой части Налогового кодекса РФ. Собственно говоря, в статье 14 НК РФ, устанавливающей перечень региональных налогов, уже тогда был указан новый транспортный налог4. В то время одним из направлений развития законодательства стал отказ от оборотных налогов, к которым, в частности, и относится налог на пользователей автомобильных дорог.

- Что же послужило причиной для отказа от оборотных налогов?

- Дело в том, что такие налоги оказывают негативное воздействие на экономику и деятельность каждого предприятия, поскольку объектом налогообложения признается весь оборот по реализации товаров (работ, услуг) независимо от того, является фирма прибыльной или убыточной. Поэтому уже давно было ясно, что налог на пользователей автодорог рано или поздно будет отменен. Ну а в качестве альтернативы оборотным налогам должны были появиться новые налоги, один из которых - транспортный.

- Транспортный налог и по объекту налогообложения, и по налоговой базе аналогичен налогу с владельцев транспортных средств. Как Вы считаете, каковы достоинства нового налога по сравнению с предшествующим?

- Действительно, оба налога имеют много общего. Однако транспортный налог предоставляет региональным властям больше возможностей для определения особенностей налогообложения различных транспортных средств. В частности, налоговые ставки могут дифференцироваться по категориям автомобилей или же по срокам их эксплуатации. Например, для отечественных "легковушек" могут быть установлены меньшие ставки, чем для аналогичных импортных машин. Кроме того, сумма налога теперь зависит от периода, в течение которого транспортное средство зарегистрировано на налогоплательщика. Законом субъекта РФ могут предусматриваться налоговые льготы по транспортному налогу. Поэтому новый налог можно назвать более справедливым.

Новое в налогообложении акцизами

Ольга Самолетова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

С нового года значительно повышены ставки практически по всем видам подакцизных товаров, в частности по бензину, дизельному топливу и моторным маслам. Неизменными остались только ставки по подакцизному минеральному сырью (природному газу).

Из перечня подакцизных товаров исключены ювелирные изделия. Следовательно, операции, производимые с такими товарами, с нового года акцизами не облагаются. Одновременно в состав подакцизных товаров добавлен прямогонный бензин.

    Справка

    Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки (подп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ). При этом определено, что бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих при температуре 30-215°С и атмосферном давлении 760 мм ртутного столба.

Правда, на прямогонный бензин установлена нулевая ставка акциза. Это означает, что бензин этой марки включен в состав подакцизных товаров для государственного контроля за его производством и использованием. Лица, совершающие операции с данным нефтепродуктом, признаются плательщиками акцизов, следовательно, обязаны будут представлять в налоговую инспекцию декларацию, включающую расчеты налоговой базы по этому виду подакцизного товара.

БОльшая же часть изменений касается порядка исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла и прямогонный бензин).

Налогоплательщики и объект налогообложения

Напомним, что в 2002 году плательщиками акцизов на нефтепродукты являлись их производители - нефтеперерабатывающие заводы. Объект налогообложения возникал у них при реализации произведенных нефтепро- дуктов.

С 2003 года вводится принципиально новая система обложения акцизами операций с нефтепродуктами, согласно которой налоговая нагрузка переносится с производителей нефтепродуктов на лиц, реализующих эти товары оптом или в розницу. Организации и индивидуальные предприниматели, производящие или реализующие нефтепродукты, должны уплачивать акцизы лишь при наличии у них специального документа - свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами5. Свидетельства выдаются региональными УМНС России, а также Межрегиональной инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (только организациям, состоящим на учете в этой инспекции) на каждый из следующих видов деятельности:

  • производство нефтепродуктов;
  • оптовая реализация нефтепродуктов;
  • оптово-розничная реализация нефтепро-дуктов;
  • розничная реализация нефтепродуктов.

Свидетельство выдается, только если заявитель представит документы, подтверждающие его право собственности на мощности, необходимые для осуществления указанных им видов деятельности (например, договор на приобретение мощностей). Следовательно, предприятия, которые арендуют эти мощности, не смогут получить свидетельство.

У производителей нефтепродуктов объектом налогообложения с 1 января 2003 года являются следующие операции:

  • оприходование предприятием нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья, при условии, что оно получило свидетельство;
  • передача нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, собственнику этого сырья, не имеющему свидетельства;
  • использование произведенных нефтепродуктов для собственных нужд.
    Пример 1

    В 2003 году нефтеперерабатывающий завод, получивший свидетельство на производство нефтепродуктов, произвел 1000 т автомобильного бензина, облагаемого по ставке 3000 руб. за тонну. Объектом налогообложения является оприходование 1000 т произведенного бензина. Сумма акциза, начисленная по оприходованным объемам автомобильного бензина, составит 3 000 000 руб. (1000 т х 3000 руб.).

Объектом налогообложения у предприятий, получивших свидетельство на оптовую, оптово-розничную или розничную торговлю нефтепродуктами, признаются следующие операции:

  • получение нефтепродуктов;
  • использование нефтепродуктов для собственных нужд (кроме предприятий, имеющих только свидетельство на розничную реализацию).
    Пример 2

    Автозаправочная станция, имеющая свидетельство, приобрела у оптовой организации 100 т автомобильного бензина, облагаемого по ставке 2190 руб. за тонну. При получении бензина АЗС должна начислить акциз в размере 219 000 руб. (100 т х 2190 руб.).

У предприятий, передающих собственное сырье на переработку на давальческой основе и имеющих свидетельство, объектом налогообложения является получение нефтепродуктов, произведенных из этого сырья.

Таким образом, в отличие от ранее действовавшего порядка с 1 января 2003 года объектом налогообложения в большинстве случаев признаются операции по получению нефтепродуктов, а не по их реализации (передаче).

Налоговые вычеты

Предприятия, получившие свидетельство на производство, оптовую или оптово-розничную реализацию, имеют право на налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов, которые реализуются (передаются) другим налогоплательщикам, имеющим свидетельство. При этом не могут быть приняты к вычету суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов, которые реализованы в розницу. (Под реализацией нефтепродуктов в розницу для целей налогообложения понимается отпуск нефтепродуктов посредством топливораздаточных колонок.)

    Пример 3

    Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что нефтеперерабатывающий завод продал 900 т бензина организации, имеющей свидетельство на оптово-розничную реализацию. Тогда сумма налоговых вычетов у нефтеперерабатывающего завода сос- тавит 2 700 000 руб. (900 т х 3000 руб.). Поэтому в бюджет нужно будет перечислить только 300 000 руб. (3 000 000 - 2 700 000).

    У организации, купившей бензин, возник объект налогообложения, поэтому она должна начислить акциз в размере 2 700 000 руб. Предположим, что эта фирма реализовала бензин следующим образом: 750 т - оптом организациям, имеющим свидетельства, 150 т - в розницу. Тогда к вычету она сможет принять суммы акциза, начисленные на 750 т, то есть 2 250 000 руб. (750 т х 3000 руб.).

    Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, у этой организации составит 450 000 руб. (2 700 000 - 2 250 000).

Следует обратить внимание на то, что вычеты можно производить не в момент реализации нефтепродуктов, а только в том месяце, в котором в налоговую инспекцию будут представлены следующие документы:

  • договоры с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;
  • товаросопроводительные документы;
  • счета-фактуры с отметкой налоговой инспекции, в которой состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов. Указанная отметка проставляется налоговой инспекцией в случае соответствия сведений, указанных покупателем в налоговой декларации, информации, содержащейся в представленных счетах-фактурах. Отметка должна быть проставлена не позднее пяти дней по истечении срока, установленного для подачи декларации (п. 8 ст. 201 НК РФ).

Важно помнить, что вычеты предоставляются только в том случае, если нефтепродукты реализованы покупателю, имеющему свидетельство (ст. 200 НК РФ). Это логично, ведь предприятия, не имеющие свидетельства, не должны платить акциз при приобретении нефтепродуктов.

    Пример 4

    Предположим, что нефтеперерабатывающий завод реализовал автозаправочной станции 100 т бензина, облагаемого по ставке 3000 руб. за тонну. АЗС арендует мощности для хранения бензина и топливораздаточные колонки, поэтому не может получить свидетельство на розничную реализацию. В этом случае нефтеперерабатывающий завод не имеет права на налоговый вычет. Таким образом, заводу следует увеличить продажную цену бензина на сумму акциза по реализуемому бензину - 300 000 руб. (100 т х 3000 руб.). При приобретении бензина у АЗС объекта налогообложения не возникает.

Суммы акциза, начисленные при использовании нефтепродуктов для собственных нужд, компании (независимо от наличия свидетельства) также могут принять к вычету. Для этого в налоговую инспекцию необходимо представить документы, подтверждающие факт передачи нефтепродуктов на собственные нужды. Такими документами могут быть внутренняя накладная, акт приема-передачи между структурными подразделениями, передаточная ведомость.

Сроки уплаты акциза и налоговая декларация

Уплата акциза на нефтепродукты и представление налоговой декларации за текущий месяц производятся не позднее 25-го числа следующего месяца. При этом если предприятие имеет только свидетельство на оптовую реализацию, оно может перечислить налог и подать декларацию не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим месяцем. Лица, которые получили только свидетельство на розничную реализацию, обязаны уплатить акциз по нефтепродуктам и представить декларацию за текущий месяц не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Переходные положения

Поскольку порядок обложения акцизами операций, производимых с нефтепродуктами, с 1 января 2003 года претерпел существенные изменения, в статьях 5 и 6 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ установлены так называемые переходные положения.

Так, организации смогут уменьшить суммы акциза, начисленные при совершении операций с нефтепродуктами в 2003 году, на суммы акциза, включенные в цену нефтепродуктов, которые были приобретены у производителей до 1 января 2003 года. Для того чтобы воспользоваться этим правом, необходимо иметь платежные поручения, подтверждающие оплату приобретенных нефтепродуктов по цене, включающей акциз.

К сожалению, организации, которые купили нефтепродукты до 1 января 2003 года не у непосредственных производителей, не смогут воспользоваться указанной нормой. Поэтому компании, которые приобретут у таких организаций эти же нефтепродукты в 2003 году, фактически должны будут второй раз заплатить акциз при их получении. Но если покупателем нефтепродуктов окажется предприятие, не получившее свидетельство, то двойного налогообложения не будет.

Кроме того, установлен срок для уплаты сумм акциза по моторным маслам. Напомним, что в 2001-2002 годах акцизом облагались операции по реализации моторных масел. Причем моментом возникновения объекта налогообложения в таких случаях считалась дата оплаты масел покупателем. У целого ряда предприятий оплата за отгруженные в 2001 и 2002 годах масла поступит в 2003 году, однако объектом налогообложения она уже не будет. Поэтому по моторным маслам, отгруженным, но не оплаченным до 1 января 2003 года, все организации должны уплатить акциз не позднее 1 июля 2003 года. Эти суммы нужно отразить в специальной декларации, которую необходимо представить в налоговую инспекцию не позднее 25 марта 2003 года.

Налоговые посты

С 1 января 2003 года налоговым органам предоставлено право создавать постоянно действующие налоговые посты у плательщиков акцизов, имеющих свидетельство (функции налоговых постов приведены в таблице в приложении к журналу).

Порядок функционирования налоговых постов определяет МНС России (п. 5 ст. 197.1 НК РФ).

Уплаты акциза можно избежать

Юлия Иванова, юрист

С нового года основными плательщиками акцизов на нефтепродукты становятся компании, которые получили свидетельство на их производство и реализацию. При этом если в цепочке "производитель - конечный потребитель" участвуют только фирмы, которые имеют свидетельства, то акциз уплачивается на каждой стадии движения нефтепродуктов. Если компания реализует нефтепродукты не конечному потребителю, то она может получить налоговый вычет. Однако временной разрыв между уплатой начисленного акциза и получением вычетов может составлять месяц и более, поэтому у компании на довольно продолжительное время отвлекаются оборотные средства. А фирмам, которые реализуют нефтепродукты в розницу, приходится увеличивать их отпускную цену на величину акциза. Таким образом, у компаний, которые получили свидетельства и, следовательно, обязаны уплатить акциз, возникают дополнительные проблемы.

В то же время Налоговый кодекс РФ вовсе не обязывает предприятия получать свидетельства на производство, оптовую, оптово-розничную или розничную реализацию нефтепродуктов, следовательно компании вправе самостоятельно решать, получать указанный документ или нет.

Получать эти свидетельства невыгодно прежде всего производителям нефтепродуктов. Ведь при отсутствии свидетельства нефтеперерабатывающий завод не должен будет платить акцизы с произведенных нефтепродуктов и ему не придется доказывать свое право на налоговые вычеты. Более того, очевидно, что и фирмам, которые могут приобретать ГСМ у нефтеперерабатывающих заводов, не имеющих свидетельства, также невыгодно получать свидетельства. Поэтому организациям, не имеющим возможности получить свидетельства и, как следствие, не обладающим правом на налоговые вычеты, следует осуществлять куплю-продажу ГСМ только с участием фирм, которые также не имеют свидетельства. В таком случае ни один из участников сделки не будет платить акциз по нефтепродуктам.

_______________________________________
1 Федеральный закон от 24.07.02 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства о налогах и сборах Российской Федерации». – Примеч. редакции.
2 Перечень регионов, в которых с 1 декабря 2002 года вводится транспортный налог, с указанием реквизитов соответствующего закона и даты его опубликования см. на нашем сайте www.fdir.ru. – Примеч. редакции.
3 Дата официального опубликования Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ. – Примеч. редакции.
4 В настоящее время статья 14 НК РФ не действует, она вступит в силу со дня отмены Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». – Примеч. редакции.
5 Порядок выдачи свидетельств установлен приказом МНС России от 04.09.02 № БГ-3-03/478.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль