Обзор арбитражной практики по налоговым спорам

1131

НДС добросовестным и не только

Выводы суда. Инспекция отказала организации в возмещении НДС, сославшись на недобросовестность налогоплательщика. Как известно, понятия «недобросовестность» нет ни в нормативных документах, ни в Налоговом кодексе, ни в определениях Конституционного Суда. Недобросовестным же налогоплательщик оказался из-за своих поставщиков: они были зарегистрированы надлежащим образом, однако не платили НДС и не сдавали отчетность.

Арбитражный суд в своем постановлении1 не согласился с мнением инспекции и указал, что согласно налоговому законодательству право налогоплательщика на возмещение НДС не зависит от уплаты налога его контрагентами.

Суд установил, что все поставщики компании прошли государственную регистрацию и состоят на налоговом учете. На основании этого судьи решили, что неуплата в бюджет НДС контрагентами налогоплательщика не исключает его прав на возмещение сумм налога, уплаченных поставщикам.

По мнению суда, действующее налоговое законодательство не содержит запрета на налоговые вычеты, предоставляемые налогоплательщику, в случае недобросовестности продавцов приобретенного им товара, являющихся плательщиками НДС. Ответственность за действия поставщиков, не исполнивших свою обязанность по уплате названного налога, не может быть возложена на компанию - плательщика НДС.

Комментарий и рекомендации. Данное решение не является показательным, однако имеет прямое отношение к очень популярному в настоящее время вопросу добросовестности или недобросовестности налогоплательщиков2. Суд пришел к выводу: несмотря на то что контрагенты налогоплательщика не заплатили в бюджет НДС, он является добросовестным. Однако хотя суд и встал на сторону налогоплательщика, он исходил из обстоятельств конкретного дела. В другой ситуации суд может принять позицию налогового органа и усмотреть наличие некой схемы в действиях налогоплательщика.

НДС при экспорте: вечные проблемы

Выводы суда. В рассматриваемом деле3 налоговая инспекция отказала обществу в возмещении НДС по экспортной сделке на следующих основаниях:

  • счета-фактуры оформлены с нарушением требований ст. 169 НК РФ;
  • денежные средства поступили не со счета банка покупателя, указанного в контракте.

Однако суд опроверг все доводы инспекции. Налоговикам было разъяснено, что экспорт товара, а также поступление валютной выручки за экспортированный товар подтверждаются совокупностью представленных документов: выписками банка и свифт-сообщениями, письмами банка и паспортами сделки, что соответствует требованиям подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ. При этом суд указал, что поступление валютной выручки со счета, не указанного в контракте, не противоречит нормам гражданского и налогового права и не может быть единственным и необходимым основанием для отказа в возмещении НДС. При вынесении решения суд руководствовался ст. 313 ГК РФ «Исполнение обязательства третьим лицом», а также ст. 165 НК РФ, которая прямо не запрещает оплату товара третьими лицами по поручению покупателя, однако налогоплательщик должен представить фактические доказательства поступления экспортной выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара. Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцом при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Порядок составления и выставления счетов-фактур установлен пунктами 5 и 6 ст. 169 НК РФ. Одновременно в п. 2 ст. 169 НК РФ определены последствия составления и выставления счетов-фактур с нарушением порядка, установленного указанными пунктами: такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Рассмотрев представленные обществом счета-фактуры, суд сделал вывод о том, что они отвечают требованиям ст. 169 НК РФ, отдельно указав на следующие моменты:

  1. Неправильное указание в счете-фактуре, выставленном обществу, наименования грузополучателя и покупателя (вместо ООО указано ТОО) не может служить отказом для применения налоговых вычетов, так как ИНН, указанный в счете-фактуре, принадлежит ООО и счет-фактура оплачен налогоплательщиком, что подтверждается платежным поручением.
  2. Неверное указание в счетах-фактурах адреса общества (ошибка в номере офиса) не опровергает факта выставления налогоплательщику и оплаты обществом указанных счетов-фактур, в том числе НДС.
  3. Графу в счете-фактуре «К платежно-расчетному документу» заполнять не обязательно, если платеж не является авансовым. Подтверждением того, что платеж не является авансовым, служит платежное поручение на оплату спорного счета-фактуры, принятого банком к исполнению в том же налоговом периоде, в котором он был выставлен.

Суд особо обратил внимание налоговой инспекции на то, что она нарушила требования ст. 88 НК РФ. Обнаружив счета-фактуры, оформленные с нарушением ст. 169 НК РФ, инспекция обязана была сообщить об этом обществу с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Однако инспекция это требование не выполнила.

Комментарии и рекомендации. Инспекция всякий раз, сталкиваясь с вопросами возмещения НДС, ищет формальные поводы для отказа в его возмещении. В последнее время у налогоплательщиков и инспекции возникает множество споров об оформлении счетов-фактур и о том, с каких счетов должна быть зачислена валютная выручка. Мы считаем, что позиция ФАС Московского округа по данным спорам должна быть интересна налогоплательщикам и принята ими к сведению. Так, налогоплательщик должен понимать, что хотя суд и допускает возможность поступления валютной выручки со счета, не указанного в контракте, он четко указывает, что по ст. 165 НК РФ необходимо представить доказательства поступления экспортной выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара. Таким образом, на налогоплательщика возлагается обязанность доказательства факта поступления валютной выручки именно от покупателя. Чтобы обезопасить себя от отказа в возмещении НДС, налогоплательщик должен потребовать от экспортера документы, которые бы однозначно свидетельствовали о том, что оплата прошла именно по поручению и за продавца.

Необходимо отметить, что при получении счетов-фактур от поставщиков именно покупатель должен обращать внимание на правильность их заполнения, отсутствие опечаток, так как любая неточность в оформлении может послужить поводом к отказу в возмещении НДС и таким образом затянуть процесс возмещения на долгое время.

НДС при компенсации тарифов

Выводы суда. Налоговая инспекция привлекла общество к налоговой ответственности за неполную уплату НДС в результате занижения налогооблагаемой базы. По мнению инспекции общество неправомерно не включало в налогооблагаемую базу суммы дотаций, предоставленных бюджетом на компенсацию затрат, связанных с применением регулируемых государством цен на услуги тепло- и водоснабжения. Однако суд встал на сторону налогоплательщика4, указав, что суммы дотаций из бюджета на покрытие полученных убытков, связанных с применением регулируемых государством цен, льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, правомерно не включались обществом в налоговую базу по НДС в указанном периоде.

Суд руководствовался п. 2 ст. 154 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, выделяемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком регулируемых государством цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, разъяснено, что суммы вышеуказанных дотаций не включаются в налоговую базу по НДС.

Поскольку общество реализовало населению услуги по теплоснабжению и водоснабжению по регулируемым государством ценам, то оно правомерно не включило суммы дотаций, предоставленных бюджетом, на компенсацию затрат, связанных с применением этих цен, в налогооблагаемую базу по НДС.

По данной проблеме появилось и еще одно судебное решение5.

Компания реализовывала потребителям электрическую энергию по регулируемым государством ценам. В связи с этим она получала из федерального бюджета средства на компенсацию тарифов на электроэнергию, за счет которых отдельным потребителям электроэнергия поставлялась по льготным тарифам. Поэтому, применив положения п. 13 ст. 40 и абзаца второго п. 2 ст. 154 НК РФ, предприятие не включило поступившие из федерального бюджета денежные средства в налоговую базу для исчисления НДС. Налоговая же инспекция сочла это решение неправомерным и доначислила налоги.

Суд установил, что налогоплательщик обоснованно не включил в налоговую базу по исчислению НДС средства из федерального бюджета, полученные в виде компенсации тарифов на электроэнергию, поскольку такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Свой вывод суд сделал на основании п. 13 ст. 40 и п. 2 ст. 154 НК РФ.

Суд также установил, что субъекту РФ из федерального бюджета выделялись субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию, которыми в свою очередь и дотировалось общество в части сумм, не полученных им за поставленную промышленным потребителям электроэнергию по регулируемым государством ценам. Дотирование предприятия осуществлялось путем выделения средств на закупку и доставку топлива и снижения топливной составляющей в себестоимости производства электроэнергии районными электростанциями.

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.95 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» к органам, осуществляющим государственное регулирование тарифов, относятся также и органы исполнительной власти субъектов РФ, и региональные энергетические комиссии. Упомянутые органы в соответствии с принципами, определенными законом, исходя из основ ценообразования на электрическую энергию, установленных Правительством РФ, осуществляют государственное регулирование тарифов на электроэнергию.

Таким образом, названные органы, осуществляя предусмотренные федеральным законодательством полномочия, обеспечивают государственное регулирование тарифов на электроэнергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями. Соответственно общество обоснованно не включило в налоговую базу по НДС средства из федерального бюджета, полученные на компенсацию тарифов на электроэнергию.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ у общества не возникает обязанности включать эти суммы в налогооблагаемую базу по данному виду налога, поскольку такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Комментарий и рекомендации. Мы привели два постановления, принятые судами различных уровней. Несмотря на то что постановление ФАС принято на месяц раньше, ВАС своим постановлением по аналогичному делу подтвердил позицию ФАС.

В связи с тем что данное постановление содержит очень важные выводы, мы рекомендуем принять его во внимание организациям, которые осуществляют свою деятельность с применением регулируемых государством цен. Им важно знать и понимать, что дотации, предоставляемые бюджетом, являются компенсацией за понесенные расходы, связанные с предоставлением услуг по льготным ценам. К доходам их относить нельзя. Другими словами, фактически предоставляемые дотации являются государственным возмещением расходов, которые несет налогоплательщик, оказывая услуги на невыгодных для себя условиях. Таким образом, поскольку бюджетные дотации нельзя расценивать как средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), НДС они не облагаются.

Подготовлено юридической фирмой «Джон Тайнер и партнеры»


1 Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.02.05 № А82-518/2004-27.

2 В ближайших номерах читайте в нашем журнале отдельную статью, посвященную этой проблеме. Примеч. редакции.

3 Постановление ФАС Московского округа от 14.02.05 № КА-А40/13103-04-П.

4 Постановление ФАС Московского округа от 17.01.05 по делу № КА-А41/12906-04.

5 Постановление Президиума ВАС РФ от 08.02.05 № 11708/04.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль