Позвоните брокеру

110
Дело техники. Несмотря на бурное развитие интернет-трейдинга, торговля «с голоса» в прошлое не уходит. Более того, брокеры модифицируют дедовский метод, который в некоторых ситуациях просто незаменим.
Частный инвестор Маргарита Сухова довольно редко звонит в брокерскую компанию, чтобы распорядиться о сделке – в основном лишь тогда, когда под рукой нет компьютера, подключенного к интернету. Самостоятельные биржевые операции через программу интернет-трейдинга быстрее и удобнее. Котировки и графики постоянно на мониторе, и заявку можно выставить моментально. Ведущий портфельный управляющий UFG Asset Management Максим Тишин говорит, что его компания регулярно договаривается о сделках с брокерами-контрагентами по телефону. И дело не только в том, что крупные транзакции выгоднее проводить вне биржи. Звонок брокеру помогает оценить настроение на рынке и спрогнозировать дальнейшую динамику.

Алло, барышня? Технология интернет-трейдинга, безусловно, кратчайший путь на биржу. Другое дело, что далеко не все «аппетитные» ценные бумаги торгуются на организованном рынке. А некоторые акции, облигации и паи хотя формально допущены к торгам, но в действительности настолько неликвидны, что покупателя или продавца можно найти только вне биржи и через посредника. Да и значительная доля оборота по «голубым фишкам» проходит за пределами фондовых площадок. «Если планируется крупная сделка, то брокер найдет контрагента, не допустив существенного влияния на ценовые уровни. Другими словами, он обеспечит лучшую ликвидность на большой объем или предложит минимальный спрэд между котировками на покупку и продажу», – приводит аргументы в пользу внебиржевых операций портфельный управляющий УК «Альянс Росно УА» Максим Бекенев. «При организации сделок с низколиквидными акциями требуется уточнять такие вопросы, как проведение расчетов и приемлемый ценовой коридор. Конечно, лучше обсуждать это непосредственно с клиентом», – добавляет исполнительный директор ИФ «Олма» Андрей Белинский.

Но телефонный метод торговли хорош не только этим. Крупные брокерские дома с большим числом клиентов отлично чувствуют рыночную конъюнктуру. Трейдер или сейлз-менеджер в беседе может подсказать, какие настроения преобладают в целом на рынке и какими аргументами сейчас руководствуются инвесторы, покупая или продавая пакеты. «Хороший брокер – не просто механический посредник, собирающий и сопоставляющий заявки на покупку и продажу. Ежедневное прямое общение с ведущими участниками рынка и получение оперативной информации дает более объективную картину происходящего», – разъясняет Максим Тишин.

Отметим, что многие брокерские компании выступают одновременно и как посредники, и как инвесторы, заинтересованные, чтобы их клиенты заключали «нужные» сделки с теми или иными ценными бумагами. Так что доверять «неофициальным» советам или нет – решать только вам. Очевидно, что ключевых игроков вряд ли будут снабжать недостоверной информацией – они без труда перепроверят ее через других брокеров, и если обнаружат обман, то могут отказаться от дальнейших услуг.

Короткие гудки. «Сначала ты общаешься с «площадками», потом появляются повторяющиеся контрагенты, с которыми начинаешь взаимодействовать напрямую. Так и «обрастаешь» номерами телефонов и ICQ», – делится опытом частный инвестор Максим Иванов. Так называемые «голосовые площадки» – это компании-посредники, которые подыскивают и сводят контрагентов – других брокеров либо непосредственно инвесторов. В отличие от обычных брокерских организаций они работают без лицензии профучастника, а с клиентами заключают договоры на информационное обслуживание.

УК «Максимум», по словам ее генерального директора Дмитрия Яковенко, тоже пользуется услугами «телефонных бирж», когда ищет покупателя или продавца на низколиквидные ценные бумаги. Правда, управление ПИФами регламентировано таким образом, что удобнее проводить операции через своего «официального» брокера, а не напрямую с фактическим продавцом или покупателем пакета. Поэтому управляющие зачастую договариваются с фондовым посредником, чтобы он оформил сделку «через себя».

А если объемы операции сравнительно невелики, а инструмент активно торгуется на организованном рынке? Тогда проще и выгоднее выходить на биржу через программу интернет-трейдинга, уверен директор департамента рынка акций «КИТ Финанса» Юрий Сычев. Большинство брокеров, впрочем, принимают «с голоса» заявки и на биржевые, и на внебиржевые сделки. Ведь в некоторых ситуациях телефонный звонок – единственный способ оперативно оставить торговое поручение или отменить отложенную операцию, уточняет ведущий специалист департамента операций на финансовых рынках Номос-банка Алексей Капускин. Немаловажно, что сейлз-менеджер и трейдер тратят время на общение с клиентом и обработку торгового поручения. Поэтому некоторые посредники вводят более высокие тарифы для голосовых сделок, чтобы, с одной стороны, компенсировать трудозатраты, а с другой – стимулировать самостоятельную торговлю клиентов.

Звонки по карточке. «Ренессанс Онлайн» пошел по другому пути, рассказывает генеральный директор компании Максим Малетин. Перед тем как позвонить брокеру, инвестор берет специальную карточку и стирает защитную пленку на одном из 60 полей. Под ней находится уникальный код. Его нужно назвать по телефону, прежде чем оставить торговое поручение. С одной стороны, уникальный код помогает идентифицировать инвестора во время телефонного звонка. Ведь в «классических» брокерских компаниях сейлз-менеджеры хорошо знают своих клиентов и постоянно с ними взаимодействуют. А вот «онлайновые» фондовые посредники обслуживают большое число инвесторов, которые редко звонят в компанию и еще реже оставляют торговые поручения по телефону. «Карточная система» повышает безопасность таких единичных операций. Но также она располагает к самостоятельной игре на бирже: первая карта выдается бесплатно, а вот за следующие придется заплатить.

Клиентам большинства других брокеров, в том числе «онлайновых», достаточно называть имя и фамилию, номер своего счета и кодовое слово. Теоретически этой информацией может воспользоваться злоумышленник, чтобы подать телефонную заявку под видом инвестора. Можно ли будет оспорить «фальшивую» сделку? Обычно брокерские дома записывают телефонные разговоры трейдеров или сейлз-менеджеров с клиентами. И эти записи послужат ключевым аргументом при разбирательстве в третейском суде, отмечает Юрий Сычев. Суды общей юрисдикции и арбитражные тоже примут их в качестве доказательства, комментирует директор юридического департамента ФК «Открытие» Юрий Быков. А если возникнут сомнения при идентификации голоса, то возможна экспертиза аудиоматериалов.

Один из собеседников рассказал «Ф.», что знаком с ходом процессов, в которых клиенты брокера – частные инвесторы пытались оспорить «голосовые» сделки, якобы им приписанные. Но, по его словам, во всех случаях суд принял сторону ответчика.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОДОПЛЕКА: Почему у инвесторов мало шансов?

Стандартные формы договора с клиентом или регламент брокерского обслуживания содержат важную оговорку.

В ней стороны признают, что аудиозапись телефонного разговора будет служить надлежащим доказательством подачи торгового поручения, в том числе в ходе возможного судебного разбирательства, отмечает Юрий Быков. Но в любом случае и по Гражданскому, и по Арбитражному процессуальным кодексам аудиоматериалы считаются вещественными доказательствами и приобщаются к делу, уточняет юрист ИК «Баррель» Александр Некторов. Они должны рассматриваться наравне с другими доказательствами, хотя практика показывает, что судебные органы все же более склонны доверять письменным источникам. Также суд может принять во внимание, на каком носителе предоставлены записи. Идеальный вариант – магнитная лента, однако многие брокеры от нее отказались, сохраняя аудиоматериалы в цифровом формате. Инвестор может ходатайствовать о признании записей подложными и о назначении соответствующей экспертизы. Важно, чтобы во время телефонной беседы клиент четко идентифицировал себя, а сейлз-менеджер или трейдер назвал текущие дату и время. Наряду с записанным разговором суд учитывает свидетельские показания сотрудника компании, который беседовал с клиентом и обрабатывал его заявку. Также к материалам приобщается так называемый тиккер – служебная записка, которую сотрудник составляет сразу же, как принял торговое поручение от инвестора.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль