Такая разная инфляция

110
Глобализация, аутсорсинг и искаженные валютные курсы породили огромный диспаритет цен на услуги и промышленные товары. Особенно взрывоопасно это для американской экономики.
Людям, часто бывающим в Америке, нетрудно заметить: цены обычных промышленных товаров почти не меняются, а стоимость услуг растет прямо-таки сумасшедшими темпами. Так, десять лет назад поездка на такси из Нью-Йоркского аэропорта JFK до Манхэттена стоила $15, сегодня – $45. Стандартный номер в бостонском Swisshotel десять лет назад обходился в $190, а сейчас аж в $415. Откуда же взялась такая неприличная по меркам развитых стран инфляция?

Объяснение достаточно простое. Условно все товары и услуги в экономике можно подразделить на две группы – импортозамещаемые и неимпортозамещаемые.

Первая группа товаров в Штатах находится под угрозой исчезновения именно из-за того, что она уже вытеснена импортом (прежде всего из Китая и Юго-Восточной Азии). И цены на импортные товары остаются низкими, несмотря на мощную проинфляционную политику, которую Федеральная резервная система США проводит с 2000 года.

Зато в группе неимпортозамещаемых товаров мы видим настоящий разгул инфляции – цены выросли на все: от номера в гостинице и услуг адвоката до недвижимости и врачебной помощи.

В итоге сложилась парадоксальная ситуация диспаритета цен. Например, небольшой импортный цветной телевизор (технологически сложный и трудозатратный товар) запросто может стоить столько же, сколько и стандартная женская прическа в парикмахерской, а визит к зубному врачу с банальной стоматологической проблемой уже 5–10 таких телевизоров!

Цены на импортные товары почти не растут, во-первых, из-за жесткой конкуренции импортеров, и во-вторых, из-за дешевизны китайской (бангладешской, индийской, индонезийской и т. д.) рабочей силы. Фактически Китай стал крупнейшим экспортером дефляции, причем этот его статус актуален не только для США, но и для всей мировой экономики. Вал дешевых китайских товаров позволяет нивелировать инфляцию в других секторах, где импорт невозможен. Таким образом, совокупный индекс инфляции выглядит относительно пристойно. Так, например, индекс потребительских цен США (United States Consumer Price Index — CPI) показывает за 10 лет скромный уровень инфляции, всего около 30%.

И, хотя, конечно, никто в цифры CPI и прочие статистические хитрости американских финансовых властей особо не верит, даже если предположить, что фактическая инфляция выше, все же до темпа роста цен в сфере услуг ей далеко. Спасибо китайцам! Дешевизна их товаров, спасающих американцев от повышенных трат, обуславливается помимо эффекта недорогой рабочей силы еще и тем, что китайский юань сильно недооценен по отношению к доллару (в 4–5 раз по паритету покупательной способности), что делает китайский экспорт еще более дешевым.

Но почему так быстро растут цены на услуги? Политика ФРС в 2000-е годы привела к колоссальному росту денежной массы и не могла не оказать мощнейшего инфляционного эффекта на американскую экономику. Свежеэмитированные деньги находят прибежища. А ими становятся сектора, в которых невозможно импортозамещение. Это услуги и недвижимость. Параллельно новые деньги формируют спекулятивные пузыри на фондовом и сырьевом рынках.

При этом происходит экспорт инфляционных процессов из США во всю мировую экономику, порождая в странах, где имеет хождение американская валюта, долларовую инфляцию. Этот процесс весьма очевиден и в России, буквально заваленной нефтедолларами (а выросшие цены на нефть – это тоже, во многом, инфляционный эффект монетарной политики ФРС). Разумеется, проинфляционная политика ФРС выгодна самой Америке. Выгода заключается в использовании и экспорте доллара как мировой валюты, ведь в глобальном масштабе первыми получателями новых денег являются американцы.

На первый взгляд для Америки этот процесс исключительно благотворен. Да и с точки зрения американского потребителя, ситуация инфляции цен на услуги и параллельной стабильности или даже дефляции цен на промышленные товары выглядит вполне адекватно: дороговизна одних товаров и услуг компенсируется дешевизной других. Ведь для потребителя важно не то, сколько он конкретно тратит на телевизор и сколько конкретно на прическу. Важно, какая доля дохода уходит на эти товары вместе. Если она постоянна для разнообразно варьирующих слагаемых, он этого просто не замечает.

Однако в масштабе мировой экономики этот диспаритет означает, что одни люди получают за свой труд в десятки/сотни раз меньше, чем другие, живущие за океаном. Разумеется, эта ситуация приводит к тому, что вся промышленность (и услуги, которые можно импортировать) переводится в места с более дешевой рабочей силой.

Что при этом остается в метрополии? Высокооплачиваемые госчиновники, риэлторы, финансисты, пиарщики, адвокаты и т. п. Основа любой высокоразвитой экономики – промышленность – в результате диспаритета в оплате труда и порождаемого им аутсорсинга умирает на глазах.

Битва США и Китая. Основой ВВП США становится не мощная промышленность, как это было раньше, а сфера услуг и финансовые спекуляции. Вопрос в том, насколько стабильна подобная система мирового разделения труда? Долго ли смогут США наслаждаться belle epoque финансов, безмятежно экспортируя инфляцию и одновременно обескровливая основу экономики – промышленность?

Вашингтон прекрасно осознает возможные негативные долгосрочные последствия такой политики и давно пытается склонить Пекин к существенной ревальвации юаня. Этот шаг должен не только стимулировать американский экспорт и ограничить китайский импорт, но и сократить колоссальное отрицательное сальдо торгового баланса США. Еще в 2003 году Джон Сноу, в ту пору министр финансов США, специально поехал в Китай, чтобы убедить его руководителей повысить курс национальной валюты. В июле 2005 года после долгих уговоров Китай отменил жесткую привязку национальной валюты к доллару, и с тех пор она подорожала приблизительно на 9%. Однако США остаются недовольны темпами ревальвации, считая, что курс юаня должен быть ревальвирован с текущих уровней еще минимум на 30–50%.

Нынешний министр финансов США Генри Полсон продолжает в духе своего предшественника обвинять Китай в том, что его валютная политика ведет к сокращению рабочих мест в Америке, так как все больше американских компаний переносят рабочие места в Азию. Схожие требования США и МВФ предъявляют и другим странам Восточной Азии, утверждая, что азиатские страны, занижающие валютный курс через накопление валютных резервов, не выполняют своей роли в процессе глобальной ребалансировки мировой финансовой системы, которая необходима для снижения американского торгового дефицита.

Но и китайские товарищи, в свою очередь, проявляют не меньшее упорство и ни в какую не соглашаются на значительное повышение курса юаня, опасаясь за прибыли своих экспортеров. Китай как ни в чем не бывало продолжает заваливать США дешевыми товарами, роль мирового экспортера дефляции его пока вполне устраивает. И в этом противостоянии Китаю достаточно намекнуть, что он не будет далее финансировать дефицит платежного баланса США, покупая доллары и номинированные в долларах казначейские обязательства США.

И все же Америка не оставляет надежды уговорить своего торгового партнера на ревальвацию юаня, инициируя мелкие «торговые войны» против Поднебесной. Так, в августе-сентябре текущего года компания Mattel отозвала 20 млн игрушек Барби, сделанных, разумеется, в Китае, из-за «небезопасной краски и легко глотаемых магнитов». До этого Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (Food and Drug Administration) неоднократно предъявляло претензии к качеству продуктов питания, экспортируемых Китаем, например, сомнению подверглись мед, пшеничная клейковина, креветки и другие морепродукты. В Конгрессе между тем, подготовлен законопроект, который устанавливает 27-процентную пошлину на импортируемые из Китая товары, в случае если тот откажется от ревальвации юаня.

Китай реагирует на все эти щипки довольно флегматично. И хотя бывший глава китайского ведомства по контролю за качеством продуктов в июле на всякий случай был расстрелян своими бдительными товарищами, на более существенные уступки Поднебесная пойти пока не готова. Однако, как гласит известная пословица, «бойтесь мечтать – мечты иногда сбываются». И вправду, если США все-таки удастся уломать Китай на ревальвацию, то при решении этой проблемы тут же возникнет другая, не менее опасная. Ведь серьезная ревальвация юаня хотя и сократит дефицит торгового баланса США с Китаем, одновременно приведет к мощнейшему всплеску инфляции в Америке (и в мире). Китай в случае значительной ревальвации юаня превратится из экспортера дефляции в экспортера инфляции, и тогда американскому (и не только американскому!) потребителю придется забыть о дешевых промышленных товарах, сделанных в Китае. А американским финансовым властям, в свою очередь, придется спешно творчески переосмысливать «вину» Китая, обвиняя его теперь не «в формировании за счет заниженного курса юаня отрицательного сальдо торгового баланса США с Китаем», а, скажем, в «экспорте инфляции за счет завышенного курса юаня». Впрочем, американские власти такой вариант, похоже, вполне устраивает. Всегда проще объяснять избирателям вину кого-то другого, чем признавать ошибки в собственной проинфляционной экономической политике.

Почти 80% ВВП США в 2006 году дали услуги. Причины роста этого показателя: увеличение импорта товаров и удорожание услуг.

ТЕОРИЯ: США как Руритания

Слова знаменитого австрийского экономиста Людвига фон Мизеса о выдуманной стране Руритании удивительно напоминают нынешнее положение дел в США.

Людвиг фон Мизес писал: “Предположим, что международный орган увеличил размеры своей эмиссии на определенную сумму, полностью ушедшую в одну страну — Руританию. Конечным результатом этой инфляционной акции станет рост цен на товары и услуги во всем мире. Но влияние этого процесса на условия жизни граждан разных стран будет различным. Руританцы будут первыми облагодетельствованы дополнительной манной небесной. В их распоряжении стало больше денег, в то время как жители остального мира не получили своей доли новых денег. Руританцы могут платить более высокие цены, а остальные – нет. Поэтому руританцы забирают с мирового рынка больше товаров, чем раньше. Неруританцы вынуждены ограничивать свое потребление, поскольку не могут конкурировать с более высокими ценами, платящимися руританцами. Пока продолжается процесс приспособления цен к изменившемуся денежному отношению, руританцы находятся в более выгодном положении по сравнению с неруританцами. Когда этот процесс наконец завершится, руританцы станут богаче за счет неруританцев.»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль