«Сухой» в остатке

68
За последние двадцать лет Россия не создала ни одного конкурентоспособного гражданского самолета. Удастся ли «Сухому» с проектом Sukhoi SuperJet 100 прервать черную полосу?
С чем ассоциируется брэнд «Сухого»? Пожалуй, с истребителями «Су-27», на которых группа «Русские витязи» демонстрирует фигуры высшего пилотажа. И мало кто знает, что «Сухой» еще с начала 80-х годов прошлого столетия производит гражданские самолеты. Речь идет о спортивно-пилотажных моделях «Су-26», «Су-29» и «Су-31», подавляющая часть которых поставлялась на экспорт. Впрочем, эти машины ориентированы на узкий круг потребителей – любителей аэробатики (демонстрация фигур высшего пилотажа – «Ф.»).

Мода на конверсию в 90-е годы захватила и «Сухой», который представил грузопассажирскую модель «С-80», позже переименованную в «Су-80». По мнению разработчиков, самолет должен был найти потребителей как среди военных ведомств, так и у частных авиакомпаний. Однако «Су-80» лишь в 2001 году впервые поднялся в воздух и до сих пор не запущен в серийное производство. Правда, к тому времени «Сухой» уже заинтересовался другим проектом.

От RRJ к SSJ. За период 2004 – 2006 гг. среднегодовой прирост пассажирооборота составил 6,8%. Согласно исследованию Airbus, подобная динамика сохранится и в будущем: с 2006 по 2015 год – 5,3%, с 2016 по 2015 год – 4,4%. По мнению экспертов, наибольший выигрыш от роста пассажирских перевозок получат производители региональных и ближнемагистральных самолетов вместимостью до 110 кресел. И менеджмент «Сухой» надеется поучаствовать в разделе этого «пирога».

Холдинг создал дочернюю компанию «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), которая занялась разработкой регионального самолета, способного летать на расстояния до 4500 км и вместимостью 75 и 95 кресел. Изначально лайнер назывался Russian Regional Jet (RRJ). Это имя сопровождало самолет шесть лет, пока в 2006 году по настоянию французских и итальянских участников проекта RRJ его не переименовали в Sukhoi SuperJet 100 (SSJ 100). Планируется, что первый самолет поднимется в воздух уже к 2008 году, а в 2009 лайнер пройдет международную сертификацию. Впрочем, еще осенью прошлого года глава компании «Сухой» Михаил Погосян заявлял, что первый летный экземпляр SSJ 100 появится до августа 2007 года. Но пока в Центральном аэрогидродинамическом институте проводятся испытания конструкции самолета, а первый полет запланирован только на конец 2007 года.

Стоимость программы разработки и создания SSJ 100 с учетом сертификационных испытаний оценивается в $800 млн. Старший вице-президент по экономике и финансам ГСС Максим Гришанин сообщил «Ф.», что при серийном производстве компании необходимо поддерживать объем оборотных средств на уровне $400 млн: «Таким образом, максимальный объем заимствования составит $1,3 млрд – на этот уровень мы выйдем к концу 2009 года. К 2011 году компания пройдет точку безубыточности, которая будет достигнута при 180 проданных самолетах. А на окупаемость мы выйдем в 2013 году при 350 проданных лайнеров». Кстати, заявленная каталожная цена SSJ 100 составляет около $27 млн.

Пока же ГСС располагает заказом на 71 самолет, в числе клиентов – «Аэрофлот», «Дальавиа», AirUnion, и первый иностранный покупатель – итальянский low-cost перевозчик ItAli. Ведет переговоры с ГСС и авиакомпания «Трансаэро». Она планирует приобрести 10 самолетов, а также заключить опцион на покупку еще 10 лайнеров.

По мнению аналитиков, потенциальные покупатели ожидают летных испытаний первых самолетов и поэтому только присматриваются к лайнеру. Есть и те, кто за время ожидания отказался от заказов SSJ 100. Среди них – компания «Сибирь» (S7), в стратегию которой региональный самолет вместимостью до 100 кресел уже не вписывается. Первый российский авиаперевозчик-дискаунтер Sky Express также не собирается следовать примеру своих итальянских коллег. У компании есть бизнес-план, в котором на ближайшие пять лет прописан унифицированный парк, состоящий из самолетов Boeing 737.

Деньги на полеты. Проект SSJ 100 из всех перспективных моделей российских пассажирских самолетов пользуется наибольшей любовью у властей, и государственные банки охотно кредитуют ГСС. Так, ВТБ в 2005 году открыл кредитную линию компании на 10 млрд рублей, и к весне 2007 года ГСС выбрал ее только на 5 млрд рублей. А в ближайшее время компания займет у Сбербанка 100 млн евро на 10 лет. Кроме того, в июне ГСС подписал аналогичное кредитное соглашение с Европейским банком реконструкции и развития. «За последний год мы перестроили структуру кредитного портфеля, увеличив срок кредитования в среднем до 8 лет при снижении средней ставки с 9% до 7,6% годовых», – подчеркивает Максим Гришанин.

Впрочем, компанию «накачивают» деньгами не только государство, но и иностранные инвесторы. На этот год запланировано увеличение уставного капитала ГСС как за счет основного акционера – компании «Сухой», так и нового партнера – итальянской корпорации Alenia Aeronautica, которая получит 25% + 1 акцию ГСС и возьмет на себя финансирование 25% стоимости проекта. «То есть $325 млн из $1,3 млрд обеспечивает Alenia, причем в разной форме: вклад в уставной капитал, невозвратное финансирование, аналогичного нашей господдержке. Также итальянцы предоставят поручительство по кредитам в объеме 25%», – поясняет Максим Гришанин.

Благодаря поддержке акционеров ГСС возьмет паузу при работе на рынке долгового капитала. В конце марта этого года компания разместила облигации на 5 млрд рублей, и следующий шаг – выпуск евробондов отложен как минимум на два года. «Акционеры примут решение о выпуске только после того, как самолет SSJ 100 получит сертификат летной годности, а компания поставит первые самолеты авиакомпаниям», – рассказывает вице-президент по экономике и финансам ГСС. А пока еще одним источником поступлений денежных средств являются авансы от заказчиков самолетов. В 2006 году их сумма составила около $30 млн.

2+3 конкурента. Какое будущее ожидает SSJ 100? На этот вопрос не даст ответа и самый прозорливый эксперт, но рисков, которые могут повстречаться на пути проекта, предостаточно. Начальник аналитического управления брокерского дома «Открытие» Халиль Шехмаметьев подчеркивает, что ГСС может столкнуться с проблемой роста себестоимости производства, а также отставанием по срокам разработки самолета: «Производственные и инженерные кадры стареют, а молодых сотрудников очень мало. Компания может опоздать с выходом на рынок и не выполнить запланированную программу выпуска, а это приведет к росту издержек».

В то же время аналитик «Брокеркредитсервиса» Севастьян Козицын уверен, что задержки в разработке и производстве самолета не приведут к большим негативным последствиям: «Это в норме для такого масштабного проекта, как SSJ 100». Впрочем, менеджмент ГСС уверен, что поставка лайнеров пойдет по намеченному плану.

Еще одна проблема, которая поджидает компанию при выходе на рынок – конкуренция, причем как на внутреннем, так и на международном рынке. В России у SSJ 100 два соперника: «Ту-334» и «Ан-148». Оба этих проекта сейчас находятся в заключительной стадии подготовки производства, но ситуация с «Ту-334» пока не очень понятная. Самолет должен был производиться на Казанском авиационном производственном объединении, но в ходе недавней инспекции предприятия глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин раскритиковал действия менеджмента и заявил, что запуск «Ту-334» в серийное производство возможен не ранее 2010 года. Перспективы у «Ан-148» более радужные. В июле этого года воронежское акционерное самолетостроительное общество и киевский государственный авиационный завод «Авиант» объявили о начале серийного производства самолета. При этом лизинговая компания «Ильюшин финанс Ко» заключила твердые контракты на поставку 43 самолетов «Ан-148» (по 15 машин заказали авиакомпании KrasAir и «Полет» и 18 – ГТК «Россия»).

Но с куда более сильными конкурентами ГСС придется встретиться на мировом рынке. Во-первых, это бразильская компания Embraer. Она контролирует около 40% мирового рынка самолетов вместимостью до 90 мест. Три четверти выручки Embraer приносят продажи в Северной Америке и Бразилии. Во-вторых, канадская корпорация Bombardier Aerospace. Ее доля на рынке гражданских самолетов вместимостью до 90 мест – около 30%, основные рынки сбыта – Европа и Северная Америка. И в-третьих, китайская компания ACAC, которая собирается начать серийное производство самолетов в 2010 году. Учитывая стратегию ГСС, в которой в среднесрочной перспективе запланирован выход на рынки Европы, Северной Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, российской компании придется столкнуться со всеми конкурентами.

ИНТЕРВЬЮ: «У нас проектная мощность – 70 самолетов в год»

Президент компании «Гражданские самолеты Сухого» Виктор Субботин рассказал «Ф.» о будущем модели Sukhoi SuperJet 100 и новых потенциальных покупателях.

Как обстоят дела с первым образцом SSJ 100?

– Отлично! В сентябре будет выкатка, а это серьезная стадия проекта. Подготовку к испытательным полетам и тестирование надеемся завершить к концу этого года. Если судить по тем срокам и целям, которые мы ставим, то самолет фактически готов. В 2008 году у нас запланировано производство 13 самолетов, на которых мы обкатаем технологический процесс. У нас проектная мощность – 70 самолетов в год, и к этому показателю мы должны приблизиться к 2010 году. Можно и больше делать, но для этого необходима еще одна линия производства.

Расскажите о структуре заказов на SSJ 100?

– Всего твердых заказов на 71 самолет, из них 30 предназначены для «Аэрофлота», 6 – для авиакомпании «Дальавиа», 15 – AirUnion, 10 – «Ильюшин Финанс Ко» и еще 10 – для нашего первого иностранного покупателя – итальянского перевозчика ItAli. Компания работает над тем, чтобы привлечь новых заказчиков, не забывая при этом и про постоянных клиентов. Так, мы развиваем соглашение о намерениях, подписанное с «Аэрофлотом», на поставку еще 15 самолетов. Я думаю, что закончим в течение 1–1,5 месяцев. Также продолжаем переговоры с еще 30 иностранными авиакомпаниями.

Мы должны пройти сертификацию в России к концу 2008 года, а спустя несколько месяцев получить европейский сертификат. К середине 2009 года у ГСС будет большинство сертификатов. Именно тогда мы начнем поставки самолетов иностранным покупателям.

Во сколько вы оцениваете объем рынка региональных самолетов до 100 мест, и какую долю ГСС может занять на нем?

– По нашим прогнозам, до 2024 года общемировой спрос на самолеты в данном сегменте составит 5700 самолетов. По оценке маркетологов компании, и это их пессимистичный прогноз, ГСС сможет реализовать 800 самолетов до 2024 года. Из них 300 машин поступят на рынки России и стран СНГ, а все остальное – на мировой рынок. У нас есть приоритетные направления – Ближний Восток, Китай, Индия, Европа.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль