Как попасть в налоговую ловушку

2554
Медведев Александр
главный аудитор ЗАО «Аудит БТ»
Очень часто налоговые последствия сделки зависят от того, как она оформлена. Поэтому важно проверять все, даже на первый взгляд несущественные, положения составленного договора. В этой статье мы остановимся только на одной налоговой «ловушке», подстерегающих вас при бесплатной рекламной раздаче товаров.

Если ваша организация решила провести рекламную кампанию с бесплатной раздачей собственной продукции (товаров) потребителям, то лучше оформить эту акцию как беспроигрышный розыгрыш призов. В противном случае расходы на такую кампанию будет очень сложно отнести к расходам, уменьшающим налогооблагаемые доходы. Это объясняется двумя причинами.

Во-первых, бесплатная раздача продукции (товаров) относится к операциям по безвозмездной передаче имущества, расходы по которым не учитываются в целях налогообложения (подп. 16 ст. 270 НК РФ).

Во-вторых, бесплатная раздача продукции (товаров) как вид расходов не может быть отнесена к рекламным расходам в целях налогообложения. Поясним почему.

В пункте 4 статьи 264 НК РФ содержатся перечни рекламных расходов: закрытый - ненормируемых расходов и открытый - нормируемых - в пределах 1% от выручки отчетного периода. Бесплатная раздача товаров в рекламных целях не входит ни в один из этих перечней.

Чтобы понять, можно ли бесплатную раздачу товара отнести к нормируемым расходам как иной вид рекламы, нужно обратиться к закону о рекламе2. В нем говорится, что рекламой признается распространяемая в любом виде информация о товарах, а не распространение самих товаров (ст. 2 закона о рекламе).

Таким образом, бесплатная раздача продукции (товаров) при проведении рекламной кампании с точки зрения законодательства не является рекламой. Следовательно, соответствующие расходы не учитываются при исчислении налога на прибыль как расходы на рекламу.

Рассмотрим теперь, как изменится налоговая ситуация, если бесплатную раздачу товаров оформить как беспроигрышный розыгрыш призов.

Разыгрываемые призы, как и бесплатно раздаваемая продукция, не подпадают под понятие рекламы и являются безвозмездно передаваемым имуществом. Однако для них Налоговым кодексом РФ предусмотрена специальная норма: расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время массовых рекламных кампаний, включаются в состав нормируемых рекламных расходов при налогообложении прибыли (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Таким образом, если бесплатную раздачу товаров оформить как беспроигрышный розыгрыш призов, расходы на бесплатно раздаваемые товары снизят налогооблагаемую прибыль (пусть даже и в пределах 1% от выручки).

Заканчивая разговор о рекламных "ловушках", отметим, что понятие "массовость" рекламной кампании в законодательстве не определено. Поэтому организации необходимо самостоятельно "придать массовость" своей рекламной кампании. Сделать это можно, например, утвердив внутреннее Положение о проведении рекламной кампании. В нем следует определить, начиная с какого количества участников кампания будет считаться массовой, а также порядок проведения розыгрыша призов.

Как оформить рекламную раздачу товаров

Мнение юриста

Рустем Ахметшин, партнер юридической фирмы "Пепеляев, Гольцблат и Партнеры"

Нельзя однозначно говорить о том, что бесплатная раздача образцов не является распространением информации о товарах и, соответственно, рекламой. В Федеральном законе от 20.02.95 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются "сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления". Следует отметить, что некоторую информацию о товаре, например о вкусе или запахе, невозможно довести до потенциального потребителя иным способом, кроме передачи товара. Поэтому необязательно оформлять бесплатную раздачу товаров в рекламных целях как беспроигрышный розыгрыш, она и так может быть отнесена на рекламные расходы.

На мой взгляд, если налоговый орган попытается оспорить рекламный характер таких операций или распространить на них подп. 16 ст. 270 НК РФ, налогоплательщик без особых усилий докажет свою правоту в арбитражном суде.


Мнение налоговиков

Андрей Глинкин, советник налоговой службы РФ I ранга

Законодательством о рекламе установлено, что реклама распространяется с помощью любых средств (ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе"). Следовательно, бесплатная раздача продукции собственного производства, как и раздача призов победителям розыгрышей, будет являться рекламой, если посредством данной акции распространяется информация, направленная на формирование и поддержание интереса к юридическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям, и способствует реализации товаров и т. д.

Следует отметить, что бесплатная раздача образцов товаров в рамках рекламной кампании куда больше отвечает критериям термина "реклама", чем розыгрыш призов, так как цель - продвинуть свои товары на рынке - в первом случае просматривается более явно.
 

Ольга Осауленко, зам. начальника отдела налогообложения прибыли финансово-кредитных организаций МНС России, советник налоговой службы III ранга

Полностью разделяю мнение автора о том, что последствия сделки зависят от того, как она оформлена. Бесплатную раздачу продукции можно оформить как рекламную акцию двумя способами: как бесплатное распространение товаров в рекламных целях либо как беспроигрышный розыгрыш призов. И в том и в другом случае для отнесения произведенных затрат на уменьшение облагаемой прибыли в виде рекламных расходов должны быть соблюдены необходимые требования рекламного и налогового законодательства.

В рекламной кампании должны участвовать:

  • рекламодатель1 - производитель распространяемой в рекламных целях продукции;
  • рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее бесплатную раздачу товаров в рекламных целях (рекламодатель и рекламораспространитель могут быть одним лицом или состоять в договорных отношениях);
  • потребители рекламы - лица, до сведения которых доводится рекламная информация.

В случае раздачи товара собственного производства в рекламных целях упаковка или место раздачи указанных товаров должны содержать информацию о торговой марке, изготовителе, качественных характеристиках товара и т. п.

При выборе рекламной акции в виде розыгрыша призов об условиях розыгрыша необходимо сообщить в СМИ.

______________________________________________

1 В следующих номерах мы расскажем о других налоговых проблемах, которые могут возникнуть из-за «налогоневыгодной» организации сделок.
2 Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль