Ссуда на парус

46
Купить маломерное судно можно с помощью обычного автозайма и в рамках специализированных программ. «Акваставки» выше, однако существенно экономить позволяет страховка.
«Недавно я купил квартиру в Химках недалеко от водохранилища, но на работу просто не доехать, постоянные пробки. Теперь в планах покупка гидроцикла, поскольку ближайший причал буквально в двух шагах от дома, и заторов на воде пока нет», – рассказывает «Ф.» столичный бизнесмен, пожелавший остаться неназванным.

Ряд банков – в их числе Сбербанк, МДМ-банк, банк «Петрокоммерц», Бинбанк и Банк проектного финансирования (БПФ) – предлагают специальные кредитные программы на приобретение маломерных судов. «Мы кредитуем на покупку плавсредств за $40–60 тыс., – рассказывает начальник кредитного управления БПФ Станислав Гундар. – Купить роскошную яхту на эти деньги не получится, а вот катер со стационарным или подвесным мотором большой мощности – можно». Минимальная сумма кредита на катер составляет $10 тыс. (Бинбанк), максимальная зависит от стоимости акватранспорта и платежеспособности заемщика. Минимальная ставка по аквассудам в Сбербанке – 11% в рублях в рублях, машину там же можно приобрести под 9%.

Черная метка. В отличие от автокредитов, ставка по которым остается неизменной в течение всего срока действия договора, проценты по аквассудам у некоторых банков могут снижаться. «С момента фактической выдачи кредита до оформления имущества на заемщика проходит некоторое время, в течение которого ставка чуть выше. В нашем банке она составляет 16% годовых в рублях, а после оформления залога снижается до 14%», – комментирует Станислав Гундар. Дело в том, что водный транспорт является недвижимым имуществом, а залог на него должен регистрироваться. Данные заносятся в реестр специализированных организаций. Для небольших катеров, яхт и гидроциклов это Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), для остальных плавсредств – Управление государственного надзора на внутреннем водном транспорте (УГНВТ). Эти органы ставят плавсредства на учет и выдают документ, подтверждающий право собственности – судовой билет. При смене владельца судно снимается с учета и заново регистрируется новым хозяином. Но перед этим государственные инспекторы обязаны проверить техническое состояние водной машины и всех документов на нее, а затем занести информацию в свой реестр. «А там уже хранится отметка об обременении, поэтому продать судно без согласия залогодержателя никак не получится», – уверяет старший государственный инспектор центра ГИМС ГУ МЧС РФ по Москве Николай Поликарпов. – А вот продать заложенный автомобиль (и другое движимое имущество, залог на которое не регистрируется), не составит труда – для этого продавцу достаточно обратиться в ГИБДД и заявить об утере паспорта транспортного средства (ПТС), который хранится в банке до полной выплаты долга. Получить новый ПТС и оформить машину на другого владельца легко, так как информация о залоге нигде «не всплывает».

Переплата за риск. При получении аквакредита необходимо приобрести полис каско. «По сути, страхование водного транспорта является аналогом автокаско, – поясняет начальник отдела транспортного страхования «Росно» Алексей Лазарев. – Вся разница в рисках: в случае с водным транспортом страхуются также гибель и повреждения, возникшие вследствие столкновения с подводными и надводными объектами, с другими плавсредствами».

Цена полиса может колебаться от 0,35% до 1,5% от стоимости покупки, в зависимости от вида водной машины. Например, если вы решили взять ссуду на катер на сумму $30 тыс., страховые расходы в «Росно» составят 1,7% или $507. Полис покрывает риски, связанные с повреждением и гибелью судна (включая расходы на спасание). Страховка на машину стоимостью $30 обойдется в $8,9 тыс. по ОСАГО, и в $2,5 тыс. – по каско. Таким образом, застраховать плавсредство обходится значительно дешевле, чем автомобиль. Поэтому, несмотря на то, что ставки по аквакредитам выше автоссуд, за счет страховки конечные затраты заемщика в первом случае оказываются меньше, как видно на примере банка «Петрокоммерц».

Золотая стоянка. Весной прошлого года житель Челябинска Роман Ковалев взял кредит на покупку водного скутера: «У меня дача на озере, и я подумал – почему бы и нет? Выбрал скутер Yamaha за $30 тыс., почти половина этой суммы у меня была». За кредитом заемщик обратился в местный филиал банка «Ак Барс». Там ссуда выдавалась по одной из схем автокредитования: заем на год выдавался по ставке 9,9% в валюте и первоначальном взносе в 25%. «На момент получения кредита мне было 23 года, поэтому банк потребовал дополнительное поручительство с места работы, – добавляет Роман Ковалев. – В остальном, кроме документов на Yamaha, никаких дополнительных бумаг у меня не попросили». Однако Роман Ковалев считает ссуды на покупку акватранспорта неудобными: «Если снова встанет необходимость, я лучше возьму потребительский заем, который проще оформить – решения же по аквакредиту я ждал две недели, еще неделя ушла на оформление скутера в залог». Правда, не факт, что потребительский кредит удастся получить быстрее, так как, скорее всего, тоже придется оформлять залог, ведь суммы, выдаваемой в рамках беззалоговых займов, может не хватить на покупку водного транспорта.

Как убежден сотрудник столичного банка, пожелавший остаться неназванным, аквакредиты неудобны и самим кредиторам: «Скажем, происходит дефолт по ссуде, и до момента продажи залога банк вынужден арендовать место у причала и платить за обслуживание катера, а это затратно». С этим согласен замдиректора яхт-клуба «Нептун» Евгений Никитенко: «Если стоянка автомобиля стоит в среднем 1000–1500 руб. в месяц, то место у причала для небольшого катера обойдется где-то в $300–500». В статье расходов окажутся оснастка, техобслуживание, обработка днища судна – все это выливается в астрономические суммы. «Нужно здраво оценить свои возможности, ведь занять средства и купить корабль легко, а найти деньги на последующее обслуживание и содержание намного сложнее», – предупреждает замдиректора «Нептуна».

Условия по аквакредитам

Банк Срок Валюта Ставка, % годовых Сумма кредита Сумма первоначального взноса, % от стоимости плавсредства Дополнительные комиссии
Бинбанк 1–3 и 5 лет рубли 1год – 16
2 года – 16.5
3 года – 17
5 лет – 18
Min – 10 тыс. руб.
Max – 3,5 млн руб.
Min – 20
Max – 99
6 тыс. руб. – за организацию кредита*, 10 тыс. руб. – за несвоевременное переоформление страховки, 1?тыс. руб. – за возникновение просроченной задолженности и 50% на сумму просрочки по основному долгу, 2% – за досрочное погашение (до 6 мес.)
Петрокоммерц от 1 до 5 лет рубли До 3 лет – 16 (если первоначальный взнос от 30% до 50%) и 14 (если внесено более 50%)
До 5 лет – 17 и 15 соответственно
Min – 150 тыс. руб. ($5 тыс.)
Max – 7,5 млн руб. ($250 тыс.)
Min – не менее 30 За открытие и ведение ссудного счета*:
– 3 тыс. руб. при ссуде до 900 тыс. руб.
– 6 тыс. руб. при сумме кредита свыше 900 тыс. руб.
$ До 3 лет – 13 (если первоначальный взнос от 30% до 50%) ,11 (более 50%).
До 5 лет – 14 и 12 соответственно
МДМ-банк До 5 лет рубли 1–3 года – 12
4 года – 12,5
5 лет – 13
Min – $3 тыс. (эквивалентная сумма в другой валюте)
Max – определяется с учетом платежеспособности клиента
Min – не менее 30 За открытие и ведение ссудного счета*
– 6 тыс. руб. ($200)
$/евро 1–2 года – 10
3 года – 10,5
4–5 лет – 11
Сбербанк До 5 лет рубли 11 До 100% стоимости в зависимости от платежеспособности заемщика Нет За открытие и ведение ссудного счета* – 2% от суммы кредита
$/евро 11,5
БПФ До 3 лет рубли 16 – до регистрации
14 – после регистрации транспорта
Min – 1 млн рублей
Max – в зависимости от платежеспособности заемщика
Min – не менее 30 За рассмотрение кредитной заявки* – $100

* Комиссия взимается один раз.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль