Вечное – в кассу

57
Несмотря на прорехи в законодательстве и слабую инфраструктуру, регионы пытаются превратить свое культурное наследие в коммерческий продукт.
За последние семь лет расходы федерального бюджета на культуру увеличились в 11 раз. Но абсолютная сумма по-прежнему невелика – 35,7 млрд рублей в текущем году. «Увеличение бюджетных расходов приводит только к «размазыванию» средств, – считает директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики Татьяна Абанкина. – Так, за последние 15 лет число музеев удвоилось, а ежегодное количество выставок упало на 10%».

Между тем в России немало культурных объектов, которые могут работать на экономику регионов, вместо того чтобы тянуть деньги из казны. В этом направлении движется, например, Ясная Поляна – музей-усадьба Льва Толстого. В прошлом году она получила 120 млн рублей из федерального бюджета, но и доходы от туризма были немалыми – 20 млн рублей. Ежегодное число посетителей за шесть лет утроилось: 120 тыс. человек при местном населении 2,5 тыс. Кроме того, у музея-усадьбы есть солидный благотворитель – PricewaterhouseCoopers.

По словам директора Ясной Поляны Владимира Толстого (праправнука писателя), музей-усадьба пытается изменить структуру потока посетителей в пользу тех, кто готов приехать на несколько дней. Очень важно заставить туриста остаться ночевать – в этом случае он оставит больше денег не только в музеях, но и в гостинице и ресторанах. На Западе это умеют: например, в германском Веймаре более 14% туристов остаются на ночлег, в Стратфорде – на родине Шекспира – 15%. В Ясной Поляне пока количество ночующих ничтожно мало, как и иностранных туристов (всего 1% посетителей против 13–14% в Веймаре и Стратфорде). Главный сдерживающий фактор – инфраструктура. «В Тульской области даже в крупных городах практически нет сертифицированных гостиниц, – поясняет Владимир Толстой. – В Ясной Поляне и ее филиалах эта проблема еще острее, так как большинство наших объектов находится в сельской местности».

Олигархи, кандалы и лишайники. В городе Сольвычегодске Архангельской области вот уже девять лет ежегодно устраивают фестиваль юмора Козьмы Пруткова. Вымышленный автор бессмертных афоризмов по воле своих создателей родился в тех краях. Деньги на мероприятие дают спонсоры (в их числе, например, фонд Джорджа Сороса) и муниципальный бюджет. Фестиваль привлек внимание к остальному наследию, коего здесь немало. В?городе когда-то базировалась бизнес-империя солепромышленников Строгановых, сохранилось множество красивых церквей и построек XVIII–XIX веков. «Как это часто бывает, к одному проекту стали подтягиваться другие, – рассказывает эксперт Института культурологии Владимир Дукельский. – Появились ежегодные ярмарки, на которых местные мастера ремесел в течение двух дней оправдывают работу за целый год».

Развлекательные элементы в культурном туризме все чаще используются в качестве приманки для путешественников. Например, краеведческий центр в карельском поселке Куркиеки разрабатывает новый туристический маршрут «Королевство лишайников». Там когда-то жил ботаник, открывший в окрестностях 356 новых видов. На реализацию проекта благотворительный фонд Владимира Потанина выдаст грант на $21,5 тыс. Почти на такую же сумму – $20,7 тыс. – совладелец «Интерроса» проспонсирует организацию в Ижевске туристического маршрута по Сибирскому тракту. «Фишка» в том, что турист будет проходить часть пути в кандалах, а ночевать – на нарах.

Не ваше все. Проблема в том, что делать пожертвования в России невыгодно. «До 2002 года компания, перечисляющая деньги на благотворительные цели, могла уменьшить на аналогичную сумму свою базу по налогу на прибыль, – рассказывает директор юридического отдела российского филиала британского фонда CAF Анастасия Акрамовская. – Но затем возможность предоставления налоговых льгот оставили на усмотрение субъектов Федерации, причем размер вычета ограничили 4% от размера прибыли». Своим правом поощрить благотворительность на сегодняшний день воспользовались только 3 из 88 субъектов – Самарская, Московская и Ленинградская области».

Другая проблема – несовершенство механизмов владения и пользования памятниками культуры. Очевидно, что мораторий на их приватизацию отменен в ближайшее время не будет. Тем не менее изворотливые русские умы находят выход. В старинном городе Торжок пару лет назад историко-культурные памятники были переданы в доверительное управление компании «Наследие». Она учреждена общественной организацией Национальный центр опеки наследия (НЦОН) и берет на себя восстановление и реставрацию исторических объектов для их коммерческого использования. Например, Путевой дворец, построенный в середине XVIII века, будет превращен в гостиницу. «Инвестиции составят $10 млн, – поясняет генеральный директор НЦОН Валентин Мантуров. – Государственная собственность находится под нашим управлением, власти города не вмешиваются в сам процесс».

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ: Поэтический туризм

На Западе раскрутка культурных «брэндов» давала как позитивные, так и негативные результаты.

Иоганн Гете выручил свою родину – Веймар – в 90-е годы, когда после падения социалистического режима в ГДР стали закрываться заводы. Тогда местные власти начали превращать имя поэта в брэнд. Вспомнили и о том, что именно в Веймаре скончался в психиатрической лечебнице Фридрих Ницше, жили Ференц Лист и поэт Фридрих Шиллер. Частным инвесторам и владельцам домов предоставляли субсидии для капитального ремонта памятников истории и архитектуры. Сейчас город ежегодно посещают около 3,5 млн туристов. Их обслуживание – это более 20% всех рабочих мест.

Но подобный подход может таить в себе и угрозы. Примером тому может служить английский Стратфорд, родина Уильяма Шекспира. Культурный туризм дает работу половине занятых горожан. Однако в город стали переезжать обеспеченные люди. Они совсем не заинтересованы в развитии туризма: им незачем торговать сувенирами с лотков. «Как следствие, Стратфорд уже 10 лет демонстрирует постепенный спад популярности своих музеев и города в целом», – отмечает эксперт Института урбанистики Василий Гнедовский.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль