МИХАИЛ КАМЕНСКИЙ: «ЧИНОВНИКИ ВОСПРИНИМАЮТ ИНФОРМАЦИЮ КАК ТОВАР»

109
Аукционный дом Sotheby’s планирует внести свою лепту в повышение прозрачности российского художественного рынка, где пока большая часть операций по купле-продаже ценностей проходит в «черном» или «сером» режимах, то есть без официального оформления сделок.
Михаил, какие основные проблемы российского арт-рынка?

– Общая проблема – страх перед легализацией сделок и отсутствие надежной экспертизы. Помимо предаукционных показов и выставок, «Сотбис Россия и СНГ» будет заниматься продажами предметов искусства вне аукциона. У нас здесь большая клиентская база, и, если к нам поступают предложения продать, скажем, картину, не вывозя ее за пределы России, мы выступаем в роли агентов. Все сделки проходят только на основании контрактов, никаких наличных. Большая же часть наших российских коллег пока предпочитают «живые» деньги, договора не заключаются, условия не прописываются. Естественно, посредник никаких налогов не платит. А теперь представьте себе, что вещь поддельная, или находится в розыске, или представляет собой часть спорного имущества, скажем, наследства, за которое судятся родственники. Если нет договора, с чем идти в милицию или в суд? Если вещь поддельная, вы потеряете только деньги. А если она украдена, вы становитесь фигурантом уголовного дела. И доказывай потом свою невиновность. Юридическое оформление выгодно всем сторонам.

А вы думаете, что люди, которые привыкли работать «втемную», захотят открыться?

– Кто-то захочет это сделать, кто-то – нет, все будет зависеть от конкретных целей и задач клиентов. Как правило, добросовестный продавец заинтересован в легальной продаже вещи. Ведь если он владел произведением искусства более трех лет, то при его продаже освобождается от уплаты подоходного налога. Благодаря юридически оформленной сделке продавец получает «чистые» деньги, которые может держать на своем банковском счете и переводить в страну, не боясь вопросов о происхождении средств. Что касается покупателей, то здесь все гораздо сложнее, так как больше различного рода тонкостей. Кто-то проводит сделки через офшоры, кто-то просто не хочет «светиться», показывать свои средства. Но большинство боится, что данные о его тратах станут общедоступными. Вспомните скандал с базой данных проводок ЦБ, которую мог купить любой желающий. Мы все привыкли к тому, что чиновники, контролирующие конфиденциальную информацию, воспринимают ее как товар.

Как Sotheby’s в России проверяет подлинность художественных ценностей?

– Специалисты компании проводят предварительную экспертизу, но в сложных случаях мы всегда привлекаем экспертов, специализирующихся на конкретных авторах, например, по Фаберже или Гончаровой, Саврасову или Фальку. Ведь у каждой национальной художественной школы есть особо лакомые, дорогие авторы, привлекающие внимание фальсификаторов. В России это русский авангард, популярные авторы второй половины XIX века, такие, как Шишкин, Айвазовский. Естественно, в этих случаях мы стараемся обращаться к искусствоведам-экспертам, чья репутация вне подозрений. Это авторы монографических исследований, хранители музейных фондов тех или иных художников. Мы полагаемся на личное мнение экспертов, а не на репутацию организаций, в которых они работают. Если работа дорогая, а история ее происхождения неизвестна, то практически всегда проводится технологическая экспертиза в специальных лабороториях. В любом случае, продавая вещь, мы несем за нее ответственность.

А если вещь, проданная на аукционе, оказалась подделкой?

– Организатор торгов несет ответственность перед покупателем в течение 5 лет. Право собственности на купленную вещь переходит новому владельцу с ударом молотка. Если покупатель сомневается в подлинности предмета, он должен в течение 3 месяцев сообщить нам об этом, а затем представить веские доказательства. Если вещь признана поддельной, то сделка аннулируется, деньги возвращаются покупателю, а предмет – продавцу.

Вы работали советником президента Банка Москвы. Почему вам не удалось убедить руководство создать корпоративную коллекцию?

– В мои задачи это не входило. Корпоративной коллекции у Банка Москвы нет, как, впрочем, нет пока серьезных корпоративных собраний и у других российских банков.

Почему?

– До 1998 года корпоративные собрания у банков были, самой качественной обладал Инкомбанк. После кризиса и лавины банкротств многие коллекции были распроданы, какие-то утеряны или расхищены. Сегодня предметы искусства люди предпочитают покупать для себя лично. Я не слышал, чтобы крупные банки или корпорации ставили на свой баланс художественные ценности – может, и есть единичные случаи, но о системном кураторском проекте под названием «Корпоративная коллекция банка Х или Y» лично мне неизвестно.

Вы думаете, ситуация изменится?

– Наверняка да, рано или поздно крупнейшие корпорации будут иметь свои собрания. Я даже думаю, что кто-то создаст корпоративные общественно-доступные музеи – построит для них здания, наймет штат. В России когда-нибудь обязательно появятся музеи, существующие за счет отчислений с прибыли конкретных компаний.

Факты

Михаил Каменский родился в 1959 году в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт, был директором аукциона «Альфа-Арт», основал галерею «Четыре искусства». С 1996 по 1998 годы – замгендиректора по связям с общественностью ИД «Коммерсантъ», в 1998 году – замдиректора Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. В 2003 году перешел на работу в Банк Москвы, где занимал должности советника президента и главы департамента рекламы и связей с общественностью. В мае 2007-го назначен гендиректором «Сотбис Россия и СНГ».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль